Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 16:22, реферат
Усилия врача часто были направлены на облегчение конкретных проявлений болезни: «остановить лихорадку и жар», «отвести отёки», «успокоить выступающие сосуды рук и ног» и т.д. Врачи были большими знатоками лекарственных растений, умели готовить лечебные составы из минералов и продуктов животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, кожа ягнёнка, скорлупа мидий и т.д.). В состав лекарств входило иногда не менее 20 компонентов. Эти лекарства при перевязках наносили на полоски кожи или ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, применяли в виде мазей, порошков, пилюль.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ. Медицина в древней
Усилия врача часто были направлены
на облегчение конкретных проявлений
болезни: «остановить лихорадку и жар»,
«отвести отёки», «успокоить выступающие
сосуды рук и ног» и т.д. Врачи были большими
знатоками лекарственных растений, умели
готовить лечебные составы из минералов
и продуктов животного происхождения
(мед, воск, топленое масло, кровь мангуста,
рыбий жир, кожа ягнёнка, скорлупа мидий
и т.д.). В состав лекарств входило иногда
не менее 20 компонентов. Эти лекарства
при перевязках наносили на полоски кожи
или ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при
полосканиях и обмываниях, применяли в
виде мазей, порошков, пилюль.
Вот пример рецепта на клинописной медицинской
таблички, найденной в Ниппуре, недалеко
от современного Багдада. Ее датируют
концом III тысячелетия до н.э.: «Просеять
и тщательно перемешать растолченный
панцирь черепахи, побеги растения нага
(из него добывают соду), соль и горчицу;
омыть больное место крепким пивом и горячей
водой; растереть больное место этим приготовленным
составом, после чего натереть растительным
маслом и обложить растертыми в порошок
иглами пихты».
В Месопотамии существовала почта. Письма
писали на глиняных табличках и запечатывали
в глиняные конверты-ларцы. Многие из них
сохранились до наших дней. Из этой переписки
стало известно о существовании больниц
при храмах. Лечили там знатных особ, служителей
храма и даже рабов. Найдены письма врачевателя
Мукаллима, который жил в XIV в. до н.э. при
храме близ города Ншшура. Он часто просит
градоначальника выдать ему ценные лекарственные
растения и отмечает при этом, что отсутствие
хотя бы одного из них лишает лекарство
действенной силы. Периодически он сообщал
правителю об успешном лечении больных.
Вот что, например, Мукаллим сообщает о
лечении в своих табличках:
«... дочери Куру и Ахуни благополучны и
телом здоровы; если господин мой напишет
мне, они могут выйти и засесть за учение.
Что касается дочери Мушталу, то её воспаления
прошли... У дочери Илииппашры двустороннее
воспаление продолжается; она побледнела...»
«Два твоих взрослых раба, которые свалились
в колодец: у одного сломана ключица, второй
разбил голову; пусть господин мой напишет,
чтобы выдали масла (для втирания), дабы
дать им поправиться».
По свидетельству Геродота, в Месопотамии
существовал обычай выносить больных
на площади и улицы городов. Каждый прохожий
был обязан остановиться, расспросить
больного о его страданиях и посоветовать
какое-либо средство избавления от болезни,
если оно было ему известно.
Возникновение болезни часто связывали
с естественными причинами: употреблением
нездоровой пищи, купанием в загрязненной
реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.
Гигиенические предписания были в Месопотамии
весьма строгими и касались прежде всего
жрецов и персоны царя. Сохраняя традиции
шумеров, вавилонские жрецы тщательно
следили за чистотой тела; они носили тонкие
белые одежды из льна. Если жрецы считали,
что здоровью царя грозит опасность, по
их приказанию немедленно и тщательно
мыли весь дворец и прилежащую часть города,
после чего приносились многочислен-ные
жертвы (животные, вино, пиво, мёд, масло).
Для этих предосторожностей были причины:
природные и искусственные водоёмы были
настолько заражены, что существовал обычай
— не пить сырой воды из каналов и рек.
Символика кубка Гудеа
Отметим в заключение, что с культурой
Древней Месопотамии связан один из древнейших
символов медицины — ритуальный «кубок
Гудеа», найденный археологами в 1877 г.
на территории современного Ирака. Этот
кубок из зеленого камня высотой 23 см был
изготовлен для Гудеа (XX в. до н.э.) — правителя
древнего шумерского государства Лагаша.
Надпись на кубке свидетельствует о том,
что он был посвящен богу-целителю. В центре
кубка помещен жезл, обвитый двумя змеями.
Его охраняют с двух сторон крылатые чудовища,
сжимающие в лапах меч. Эта символика связана
с врачеванием, охраной жизни и здоровья.
Врачевание в период становления, зрелости и разложения первобытного общества
Становление первобытного общества и первобытного врачевания, формирование человека в процессе трудовой деятельности. Первые орудия труда. Развитие абстрактного мышления и речи. Первые погребения умерших (ок. 65 - 40 тыс. лет назад). Погребения в пещере Шанидар (территория Ирака). Становление социальных отношений у поздних палеоантропов (неандертальского вида).
Ранняя родовая община охотников и рыболовов (ок. 40 тыс. лет назад – ок.VII тысячелетия до нашей эры). Характеристика периода. Значение для медицины открытия огня. Зарождение народной медицины. Первые врачеватели и открытие первых лекарств. Лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения. Представление о болезни. Представление о здоровье. Рациональные приемы врачевания. Зарождение культов и фантастических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия). Переход от коллективного врачевания к знахарству. Трепанации черепов (с XII-X тысячелетий до нашей эры). Первоисточники о болезнях первобытного человека. Первые приемы врачевания. Инструменты для врачевания (из камня, кости и т.д.). Зарождение лекарствоведения.
Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Зарождение гигиенических навыков и обычаев. Сочетание коллективного врачевания и знахарства. Становление культовой практики. Антропоморфный тотемизм и представления о болезни.
Понятие о причинах заболевания зубов. Применение различных веществ (зола, смола) для очищения зубов.
Врачевание в период разложения первобытного общества (X – V тысячелетия до н.э.): расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания, хирургические приемы, инструменты для врачевания, наркотические и опьяняющие средства. Появление профессиональных служителей культа врачевания, сфера их деятельности. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе, приемы психологического воздействия на больного и общество.
Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в некоторых развивающихся странах. Народное врачевание – один из истоков народной медицины.
Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония и Ассирия). Историческое развитие региона: города-государства шумеров (с конца IV тысячелетия до н.э.), Вавилонское царство (XIX – VI вв. до н.э.), Ассирийское царство (XX – VII вв. до н.э.). Изобретение клинописи. Древнейшие тексты медицинского содержания, их эмпирический характер. Мифология и врачевание. Достижения Шумерской цивилизации.
Два направления врачевания в Вавилонии и Ассирии: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей). Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения.
Медицина в Древнем Египте. Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Египта. Источники информации о врачевании. Бальзамирование трупов. Представления о причинах болезней. Медицинские папирусы. Папирус Эберса, ок. 1550 г. до н.э. (Книга приготовления лекарств для всех частей тела), Оперативное врачевание - папирус Смита – о первых лекарствах и врачевании, родовспоможение, лечение женских и детских болезней (папирус из Кахуна). Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов. Помещения для больных при храмах. Врачебная этика. Сведения о зубных болезнях и методах их лечения в Древнем Египте.
Медицина в Древнем Китае. Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Китая. Достижения древнекитайской цивилизации. Первоисточники о врачевании. Философские основы традиционной китайской медицины. Учения у-син о пяти стихиях и инь-янь о двух началах. Теоретические представления о болезни и здоровье.
Методы обследования больного. Учения о пульсе («Нэй цзин», III в. До н.э.; «Мо цзин», 280г.). Первые лекарства и приемы врачевания: иглоукалывание и прижигание ("чжень-цзю"). Выдающиеся врачи: Бянь Цюе (XI в. до н.э.), Хуа То (II в.), Ван—Шухе (III в.).
Предупреждение болезней. Вариоляция против оспы. Гигиенические традиции. Благоустройство городов. Гигиена полости рта в Древнем Китае.
Медицина в Древней Индии. Периодизация и хронология истории и врачевания древней Индии. Источники информации о врачевании. Древнеиндийские философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевании. Памятники письменности – "Аюр – Веды" (книги знаний). IX-III вв. до н.э. "Яджур – Веда" о врачевании. Врачи-хирурги, терапевты, астрологи. Хирургия в древней Индии: операции грыжесечения, кровопускания, вскрытие абсцесса, пластические операции (индийский способ пластики носа). Лечение ран прижиганием, давящая повязка при остановке кровотечения, холод. Описание болезней: оспа, холера, проказа, калаазар, экзема, ихтиоз, слоновость. Представления о строении человеческого тела (вскрытие умерших). Лекарственное врачевание – «Чарака – самхита». Зарождение этики врача. Гигиенические традиции. «Предписания Ману» о соблюдении чистоты. Санитарно-технические сооружения.
Медицина в Древней Греции и Древнем Риме. Характеристика периода расцвета рабовладельческого общества. Выдающиеся историки, философы, скульпторы. Вопросы медицины в поэмах Гомера "Илиада", "Одиссея". Греческая мифология о врачевании; боги – покровители врачевания (Апполон, Асклепий, Гигиея, Панакея). Сооруженияе первых асклепионов. Храмовое врачевание. Формирование греческой натурфилософии, её влияние на развитие светского врачевания. Лечебницы (ятреи). Первые врачебные школы. Жизнь и деятельность Гиппократа (460-377 г.г. до н.э.). «Гиппократов сборник». Учение Гиппократа о природе человека, о болезни, десмургии, об этике врача. Гуморальная теория. "Сборник Гиппократа". Клятва врача. Гиппократ о возникновении и лечении зубных болезней. Медицина в Александрии. Учение Аристотеля и его влияние на развитие медицины. Александрийское хранилище рукописей. Герофил (335-280 г.г. до н.э.). Эразистрат (III в. до н э.).
Медицина в Древнем Риме. Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Рима. Общая характеристика медицины. Санитарно-технические сооружения в Риме. Зачатки государственной медицины. Архиатры. Философские основы медицины Древнего Рима. Развитие материалистического направления: методическая система Асклепиада из Вифинии (128 – 56 г.г. до н.э.) и формирование солидарной теории в медицине. Диоскорид Педаний (I в. до н.э.). Гален из Пергама (ок. 130 – ок. 200 г.г.) и его учение. Анатомия Галена, открытия в физиологии. Гален как терапевт и хирург. Галеновские препараты. Зубоврачевание в Древнем Риме. Развитие фармации в Древней Греции и Риме.
Медицина у народов Востока. Медицина в Византии (V-XV вв.) и ее влияние на развитие медицины других стран. Истоки и особенности византийской культуры и медицины. Санитарно-технические сооружения. Византийская наука и религия. Сохранение традиций античной медицины. Монастырские больницы. Врачи терапевты, хирурги, акушеры. Ранневизантийская медицинская литература: энциклопедические своды «Врачебное собрание» и «Синопсис» («Обозрение») Орибасия из Пергама. Образование и медицина. Роль Византийской культуры и медицины в сохранении античного наследия.
Медицина в арабских халифатах (VII-XII вв.). Характеристика эпохи. Возникновение (622 г.) и распространение ислама. Истоки арабской культуры и медицины. Переводы на арабский язык важнейших медицинских сочинений. Создание библиотек, аптек. Дома науки. Первые гражданские больницы, аптеки. Абу Бакр ар—Рази (Разес), его труды «Всеобъемлющая книга по медицине», «Об оспе и кори», «Для тех, у кого нет врача», «Детская практика». Абул-Касим аз-Захрави, его «Трактат о хирургии и инструментах». Лечение зубов. Применение стальных щипцов для удаления зубов. Роль арабоязычной культуры в сохранении и передаче научного наследия древнего мира народам Европы, Азии и Африки.
Медицина народов Средней Азии (X - XII вв.). Становление национальных государств. Развитие наук. «Дома знаний». Библиотеки, больницы, врачебные школы. Абу-Али-ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) – великий ученый-энциклопедист средневекового Востока. Его учение о медицине изложено в знаменитом "Каноне врачебной науки" (1020 г.). Пять томов этого труда дают представление о принципах медицины, диете и профилактике, болезнях «от головы до пят», простых и сложных лекарствах, хирургическом лечении травм и опухолей, о болезнях зубов, их лечении, удалении и профилактике. Роль Авиценны в развитии фармации.
Медицина у народов Западной Европы.
Период раннего(V – X вв.) и классического(XI – XV вв.) средневековья.
Истоки западноевропейской культуры. Схоластика и медицина. Галенизм в средневековой медицине. Особенности и новшества медицины в Западной Европе. Народная и монастырская медицина. Карантины. Лазареты. Больницы. Городской врач. Возникновение средневековых университетов и медицинских факультетов. Господство схоластики и церкви. Светские и католические университеты. Начало ниспровержения схоластики. Роджер Бэкон. Введение вскрытий. Учебник анатомии Мондино де Луччи (1316 г.). «Большая хирургия» Ги де Шолиака, его инструмент для удаления зубов (пеликан).
Низкое санитарное состояние городов. Эпидемии повальных болезней (проказа, чума, оспа). Начало санитарной организации (лазареты, карантины).
Множество любопытных сведений о зубоврачевании сохранилось на глиняных табличках с клинописями из Древней Месопотамии и Финикии. А при раскопках финикийского города Сидона (III-IV вв. до н. э.) в гробу женщины были найдены искусственные зубы из кости, прикреплявшиеся к соседним посредством золотой проволоки, которые можно назвать прототипом современного мостовидного протеза. Крепление искусственных зубов золотой или серебряной проволокой относится к самым ранним способам фиксации протезов. Использовалась проволока и для укрепления зубов при их подвижности. Деревянный зубной протез был обнаружен и при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефрена, жившего 4500 лет назад.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Бородулин Ф.Р. История медицины.- М., 1961.
2. Заблудовский П.Е., Крючек Г.Р., Кузьмин М.К., Левит Т.М. История медицины. Учебник для всех факультетов.- М.: "Медицина", 1981.
3. Мультановский М.П. История медицины. – М.: «Медгиз», 1961.
4. Троянский Г.Н. История советской стоматологии.- М.: "Медицина", 1983.
5. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Дополнительная