Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:33, реферат
Медицина ацтеков была на уровне основных достижений развитых обществ древнего Востока, а также сравнима с медициной древней Греции и древнего Рима, а кое в чём даже превосходила современную ей медицину Западной Европы. У ацтеков было несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела. Лекарственное врачевание на континенте было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпирическом опыте народов.
Медицина майя — это те знания о медицине, сохранении и поддержании здоровья, гигиене и образе жизни, которые имелись у народа цивилизации майя.
Введение
Ацтеки
Медицина Ацтеков
История Майя
Лечебно-профилактическая медицина Майя
Хирургия Майя
Министерство Здравоохранения Республики Беларусь
Витебский государственный ордена Дружбы народов
медицинский университет
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
РЕФЕРАТ
по «Истории медицины»
на тему:
«Медицина индейцев Майя и Ацтеков»
лечебного факультета
Занкевич Павел Романович
Витебск, 2013
Содержание
Введение
Ацтеки
Медицина Ацтеков
История Майя
Лечебно-профилактическая медицина Майя
Хирургия Майя
Стоматология
Майя
Введение
Медицина ацтеков была на уровне основных достижений развитых обществ древнего Востока, а также сравнима с медициной древней Греции и древнего Рима, а кое в чём даже превосходила современную ей медицину Западной Европы. У ацтеков было несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела. Лекарственное врачевание на континенте было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпирическом опыте народов.
Медицина майя — это те знания о медицине, сохранении и поддержании здоровья, гигиене и образе жизни, которые имелись у народа цивилизации майя. Уровень развития медицины, способы идентификации болезней и их лечение у майя стояли на высшем уровне относительно как Америки, так и Старого Света. Знаниями о медицине обладали немногие специально обученные люди — врачи.
Ацтеки
Ацтеки , государство которых существовало немногим более ста лет, восприняли и обобщили достижения многих покоренных ими народов. В долину Мехико они пришли в начале XIII в. из северных районов континента, где располагалась их прародина — г. Астлан . До ацтеков, после падения Теотиуакана, долину Мехико заселили многочисленные северные племени, которые объединились к X в. под властью тольтеков. Достигнув долины Мехико в 1325 г. ацтеки основали там поселение Теночтитлан, ( ныне па его месте располагается г. Мехико), который стал столицей Государства ацтеков. Город создавали в центре озера, на искусственных насыпях, шаг за шагом превращая в сушу пространства водной глади. В строительстве городов ацтеки достигли высокого мастерства. Улицы планировали под прямым углом. По крупным улицам перемещали с ь на лодках. Кольцо водной глади вокруг города служило надежной защитой от врагов. Островной город соединялся с сушей посредством трех дамб. Для защиты от наводнений была сооружена каменная плотина. К моменту конкисты население города приближалось к четверти миллиона. Центральным сооружением Теночтитлана была пирамида Главного Храма с двумя святилищами на ее вершине: богу Солнца и войны Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Увидев это чудо градостроительства, Кортес написал королю Испании, что «рожденная на воде столица ацтеков Теночтитлан — самый прекрасный город, который он когда либо видел». Тем не менее именно по приказу Кортеса этот чудо город был разрушен до основания. К 1427г. Государству ацтеков подчинялись земли от Мексиканского залива до Тихого океана. Империю ацтеков сравнивают с Римом. Этому способствовали их постоянная военная экспансия, четкая социальная структура, развитое законодательство и судебное дело. У ацтеков были рабы которые имели свое имущество, жилище, семью и даже могли владеть собственными рабами. Раба нельзя было убить или продать. Дети раба редко становились рабами. Браки между рабами и свободными не влияли на статус свободного человека. Ацтеки пользовались двадцатеричной системой счисления, солнечным календарем, знали пиктографию— рисуночная письменность . Медицина ацтеков была самой популярной на континенте. В 1519— 1521 гг. Государство ацтеков и подвластные ему территории были завоеваны испанскими конкистадорами под предводительством Эрнана Кортеса.
Медицина Ацтеков
Лечением болезней занимались жрецы и врачеватели, которых называли тиситль. Они занимались своей практикой публично и располагали богатой сокровищницей лекарственных средств растительного происхождения, большинство из которых не было известно в Старом Свете. Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских конкистадоров (Западная Европа того времени ещё не знала аптекарских садов и огородов).
О врачевании и лекарственных растениях Месоамерики вкратце упоминали почти все хронисты XVI века (Эрнан Кортес, Берналь Диас дель Кастильо, Диего Дюран, Тесосомок, Иштлильшочитль, Торквемада, Мотолиниа, Мендьета, Акоста, Мартин де ла Крус, Саагун). Следует отметить, что Бернардино де Саагун подошел к этому вопросу с особым энтузиазмом, описав сами растения, приведя их местные названия, а в некоторых случаях и место произрастания. В своей «Общей истории о делах Новой Испании» сам Саагун дал описания 123 лекарственным травам, в то время, как в текстах его информаторов упоминаются 266 растений.
Данные Саагуна отличаются от собранных ранее крещенным ацтеком Мартином де ла Крусом (1552), который написал на науатль иллюстрированную рукопись, переведенную на латынь Хуаном Бадиано под названием «Libellus de Medicinalibus Indorum Herbis» (либо «Кодекс Де ла Крус Бадиано») на 63 листах. Только 15 растений у последнего совпадают с теми, что у Саагуна, и 29 растений совпадают с теми, что у индейских информаторов. Всего в кодексе (книги X и XI) в специальных разделах о травах описано 251 лечебное растение и приведено 185 цветных рисунков. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке.
В 1570—1577 годах в Мексике работал над созданием обширного труда на латыни по ботанике и зоологии Франсиско Эрнандес де Толедо (1514 или 1517—1578), но его работа была опубликована лишь в 1615 году на испанском языке под названием «Естественная история Новой Испании», или «История растений Новой Испании», или «Растения и Животные Новой Испании…», или «Четыре книги о природе и достоинствах растений и животных» («Historia Natural de Nueva España», или «Historia de las plantas Nueva España», или «Plantas y Animales de la Nueva Espana, y sus virtudes por Francisco Hernandez, y de Latin en Romance por Fr. Francisco Ximenez», или «Quatro libros de la naturaleza y virtudes de las plantas y animales…»). За семь лет своих исканий Эрнандес собрал сведения о 3076 растениях и более 500 животных, и почти ко всем из них он привел их характеристики. Из 3076 растений ботаники Вальдес и Флорес в 1985 году идентифицировали 667 растений на уровне видов, а 347 — на уровне родов или семей. Позже его книга неоднократно переиздавалась, а некоторые растения из неё благодаря Эрнандесу получили в дополнение к биноминальной номенклатуре авторство таксона. Согласно Международному кодексу ботанической номенклатуры (МКБН) ему присвоено наименование F.Hern. Следует отметить, что основное отличие работ Саагуна и Эрнандеса не только в количестве собранных растений, но и в том, что Саагун опирался больше на сведения индейских информаторов, в то время как Эрнандес старался своими силами собирать растения и давать им собственные описания, следуя европейской традиции. Тем самым труд Бернардино де Саагуна несет в себе немалый доколумбовый аутентичный опыт.
История Майя
Майя — самая древняя среди великих цивилизаций континента — процветала уже в период Древнего мира. Первые города майя появились в VI — IV вв. до н.э.; они отличались четкой планировкой улиц и монументальностью построек. В начале нашей эры майя стали сооружать первые на континенте каменные постройки (дома, храмы, ступенчатых пирамиды, алтари, стадионы для игры в мяч). Известно более ста городов майя. Среди них Тикаль, Копан, Чичен Ица. На основе ольмекского письма майя создали иероглифическую письменность — единственную на континенте к началу конкисты; она включала около 400 знаков. Их бумага (так называемая «индейская бумага») делалась из коры фикуса в виде длинных полос, которые складывались в гармошку, образуя своеобразную «книгу». Для изготовления писчего материала использовалась также американская агава (или магея), — на папирусе из ее листьев записаны древние манускрипты. Майя пришли к принципу нуля в математике, изобрели календарь, охвативший миллионы лет и породивший необычайно сложную философию. Календарь майя, так же как и число р , были значительно точнее тех, которыми пользовалась вся просвещенная Европа вплоть до эры космических полетов. В целом, значение цивилизации майя для развития Американского континента сопоставимо с ролью Древней Греции в истории античного мира Средиземноморья. Теотиуакан (в 48 км к северовостоку от г. Мехико) возник около 300г. до н.э. как поселение вокруг священной пещеры с источником воды и захоронением предка. В 200 — 600 гг. н.э. город достиг наивысшего могущества и во многом превосходил столицу Римской империи: его территория составляла свыше 30 км І , численность населения колебалась от 100 до 200 тысяч жителей. Главным проспектом города была «Дорога Мертвых» (шириной 40м), вдоль которой располагались основные сооружения: на юге — административный центр, храм Кецалькоатля (ацтек.— бог змей) и бога дождя Тлалока, стадион для ритуальной игры в мяч и рыночная площадь; на севере — пирамида Луны; в центре — пирамида Солнца, самая большая пирамида Америки (высота 65м, сторона основании 225м, число ступеней 242). Пирамиды строились как культовые сооружения над захоронением предков и представляли многослойные полые сооружения (по принципу русской матрешки) с небольшим храмом на вершине, служащим для входа в пирамиду . В пост-классический период на территории Мексики и Центральной Америки возникли новые быстрорастущие города-государства. К приходу испанских конкистадоров в этой части континента процветали три крупные цивилизации: юкатанских майя, миштекская и ацтекская — наиболее могущественная среди них.
Медицина майя — это те знания о медицине, сохранении и поддержании здоровья, гигиене и образе жизни, которые имелись у народа цивилизации майя. Уровень развития медицины, способы идентификации болезней и их лечение у майя стояли на высшем уровне относительно как Америки, так и Старого Света. Знаниями о медицине обладали немногие специально обученные люди — врачи.
Лечебно-профилактическая медицина Майя
Врачи майя весьма точно могли определять многие болезни, такие как: ангина, туберкулёз, опухоль, астма, язва, глазные болезни и другие. Для борьбы с болезнями использовались те или иные лекарственные средства (преимущественно в виде снадобий), число которых превышает несколько сотен. Помимо растительных ингредиентов использовались многие другие подручные средства животного происхождения, причём не только простое мясо (например, ягуара), но и хвосты (хвост опоссума использовался в размельчённом виде для ускорения родов или устранения задержек менструации), перья (перья попугая-кардинала использовались при рвоте с кровью), рога (рога животных "помогали" наряду со слюной беременной женщины и сажей при опухолях и язвах) и многое другое. Некоторые из действенных лекарственных средств были заимствованы европейцами (например, некоторые рвотные, мочегонные и слабительные средства).
Другие меры, не предусматривающие применение лекарственных средств внутрь, включали ингаляции, ванны, кровопускания, а также применение ритуальных действий с заклинаниями, сила которых, по представлениям древних майя, могла избавить от болезни и не допустить её возникновения в будущем.
Хирургия Майя
Особенно высокого уровня в своём развитии достигла хирургия майя. Анатомия была известна древним благодаря многочисленным человеческим жертвоприношениям, а также многовековой практики вскрытия. Основным инструментом хирурга служил обсидиановый нож, которым вскрывали участки тела, подозрительные на опухоль, нарыв или катаракту, умело удаляя поражённые зоны. На разрез накладывался шов, выполненный при помощи иглы волосом. Аналогом анестезии служил обыкновенный наркотик, который притуплял чувствительность к боли. Майя были известны такие сложные операции как трепанация черепа и пластические операции на лице.
Стоматология Майя
Забота о здоровье зубов у древних майя была прерогативой преимущественно богатых слоёв общества. Бедные слои, рядовые граждане, рабочие и занятые в натуральном хозяйстве справлялись с зубной болью самостоятельно: например, сами выдирали зуб или лечили, опираясь на знания предков. Тем не менее даже для них существовала целая процедура инкрустирования из смеси, по своим свойствам напоминавшим цементную массу. Государственные служащие и священнослужители могли позволить себе инкрустацию из кусочков раковин. Точение зуба, придание ему нужной формы происходило при помощи специального камня. Делом в том, что канон предписывал иметь передние резцы, которые для этого подтачивались, а также инкрустации — нефритом, яшмой, иногда золотом. Дорогие металлы (серебро и злата) племя майя считали красивыми и полезными металлами, поэтому они применялись для украшения зубов.
Заключение
Древние индейца Майя и Ацтеки являлись очень развитыми племенами со своей самобытной культурой религией и, самое главное, медициной. Их открытия и знания не уступали европейским , а во многом даже превосходили их. Именно они были получены завоевателями Америки и в дальнейшем внесли огромный вклад в хирургию, стоматологию и изучение целебных растений.
Список литературы
Нерсесов Я. Н. Тайны Нового Света: От древних цивилизаций до Колумба. — М.: Вече, 2006. — 320 с.
Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации», «Ацтеки: империя крови и величия»
Зубарев В.Г., «Источники и историография по древней истории Центральной и Южной Америки»
http://ru.wikipedia.org