Эпоха Просвещения
- Эпоха Просвещения – одна из
ключевых эпох в истории европейской культуры,
связанная с развитием научной, философской
и общественной мысли. В основе этого интеллектуального
движения лежали рационализм, свободомыслие
и гуманизм.
- Принципы Просвещения
были положены в основу американской Декларации
независимости и французской Декларации
прав человека и гражданина. Интеллектуальное
и философское движение этой эпохи оказало
большое влияние на последовавшие изменения
в этике и социальной жизни Европы и Америки,
борьбу за национальную независимость
американских колоний европейских стран,
отмену рабства, формирование прав человека.
Кроме того, оно поколебало авторитет
аристократии и влияние церкви на социальную,
интеллектуальную и культурную жизнь.
Теории эволюции органического
мира
- Кругосветные экспедиции
второй половины XVIII в. имели своим следствием расширение
не только географических горизонтов,
но и биологических знаний о растительном
и животном мире новых земель. Пришло время
систематизации приобретенных знаний.
- Воспринимая природу
как единое целое, ученые стремились выявить
разнообразие организмов и установить
взаимосвязь между ними. К концу XVII в. стало
очевидно, что описание организмов невозможно
без создания иерархической системы и
установления родственных отношений между
группами, что привело к формированию
представлений об историческом развитии
органического мира.
- Многие философы и
естествоиспытатели эпохи Возрождения
и Нового времени высказывали мысль о
взаимосвязи форм живой природы.
Теории эволюции органического
мира
- Так, Г.Лейбниц представлял
мир как единый гармоничный ряд усложняющихся
форм растений и животных, изначально
созданных Богом. Швейцарский натуралист
Ш.Бонне развивал идею о «лестнице существ»
(1745 г.) как отражении прогрессирующего
усложнения органического мира.
- Ж. Бюффон выдвинул
гипотезу о развитии Земли (1748 г.). Подразделив
«естественную историю» Земли на семь
периодов, он предположил, что растения,
затем животные, а потом и человек появились
в последние периоды развития планеты.
Бюффон допускал также, что одни формы
могут превращаться в другие под влиянием
климата или условий существования и что
имеется «непрерывная иерархия от самого
низшего растения до самого высокоорганизованного
животного».
Карл Линней и биологическая
систематика
- Огромное влияние
на формирование эволюционных идей ученых
нескольких поколений оказали принципы
систематики органического мира, которые разработал шведский врач и натуралист
Карл Линней – первый секретарь Шведской
академии наук, основанной в 1739 г. В его
знаменитом труде «Система природы» («Systema naturae», 1735 г.) были впервые
предложены основы классификации «трех
царств природы» (растений, животных и
минералов).
Карл Линней и биологическая
систематика
- Каждое из царств
он разделил на классы, отряды, роды, виды
и подвиды; для всех органических видов
ввел обязательную бинарную (двойную)
номенклатуру, в которой вид обозначался
двумя названиями – родовым и видовым.
- Линней впервые отнес
человека (род Homo) к классу млекопитающих
(отряду приматов), что в то время требовало
от ученого достаточной смелости.
- В то же
время Линней не сомневался в неизменности
природы и ее целесообразности.
Теории Кювье и Ламарка
- «Дайте мне одну кость,
и я восстановлю животное»
- Французский зоолог
Жорж Кювье разработал понятие о типах
в зоологии и впервые объединил в один
тип позвоночных классы млекопитающих,
птиц, амфибий и рыб. Он заложил основы
палеонтологии и сравнительной анатомии,
и тем самым подвел фундамент под будущую
эволюционную теорию. Занимаясь педагогической
работой, он создал в Парижском Университете
факультет естественных наук.
Теории Кювье и Ламарка
- Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк сформулировал первую теорию эволюционного развития живых существ. Основные
положения натурфилософской концепции
Ламарка изложены в его трудах «Естественная
история растений» (1803 г.) и «Философия
зоологии» («Philosophiе zoologique», 1809 г.).
Занимаясь сравнительной анатомией беспозвоночных,
он первым разделил животных на позвоночных
и беспозвоночных и ввел эти понятия.
Теории Кювье и Ламарка
- Ламарк утверждал,
что между видами животных нет резких
граней; виды не являются постоянными,
– они изменяются под влиянием окружающей
среды, приобретая новые свойства, и наследуют
эти приобретенные признаки. Таким образом,
Ламарк считал, что признаки, возникающие
адекватно воздействующим факторам окружающей
среды, передаются по наследству. Главным
фактором адаптации он считал упражнения
или неупражнения органов, а также образование новых органов.
- Но теория Ламарка
содержала и несколько идеалистических
положений. Так, он полагал, что прогресс
в развитии организмов объясняется их
внутренним «стремлением» к самосовершенствованию.
Его учение впоследствии приобрело форму
ламаркизма — философской
концепции второй половины XIX в., ставшей
после смерти Ламарка антитезой дарвинизма.
Антони ван Левенгук
- Изучение растительных
клеток долгое время значительно опережало
изучение животных структур, так как их
исследование требовало гораздо большего
увеличения и разрешающей способности
микроскопов.
- Этот рубеж преодолел Антони ван Левенгук. Занимаясь шлифовкой оптических стекол, он достиг высокого совершенства в изготовлении короткофокусных линз, которые давали увеличение до 270 раз. Вставляя их в металлические держатели собственной конструкции (, он впервые увидел и зарисовал эритроциты, сперматозоиды, бактерии, а также простейших, которых называл «мелкими зверьками» (лат. animaculi), и многие другие растительные
и животные клетки.
- О своих
наблюдениях Левенгук регулярно информировал
Лондонское Королевское общество (за период
с 1673 по 1723 г. он послал 375 писем и докладов).
Однако эти разрозненные наблюдения над
животными и растительными клетками не
сопровождались обобщениями и на том этапе
не привели к созданию науки.
Эмпирический период
в микробиологии. Борьба с оспой
- Борьба с оспой –
выдающаяся глава в истории человечества.
- Еще в древности,
желая защититься от этого опасного заболевания,
жители разных континентов пришли к идее
предохранительного самозаражения оспой,
т.е. к «оспопрививанию», которое известно
в истории науки под названием инокуляция (лат. inoculatio – искусственное заражение), или
вариоляция (от лат. названия оспы – variola).
- В начале XVIII в. метод инокуляции получил
известность в Константинополе благодаря
деятельности приехавшей туда гречанки
из Фессалии. Только в одном 1713 г. она произвела
более 6000 инокуляций. Жена английского
посла в Турции леди Мэри Уортлей Монтегю после успешной прививки натуральной оспы себе и своему шестилетнему сыну (1718 г.) стала страстной сторонницей этого метода.
Эмпирический период
в микробиологии. Борьба с оспой
- По возвращении в
Англию (1721 г.) она уговорила короля Георга I испытать
инокуляцию на преступниках, приговоренных
к смертной казни (в результате всем привитым
была дарована жизнь). Затем инокуляцию
стали делать детям-сиротам, а в 1722 г. –
членам королевской фамилии.
- По примеру Англии
инокуляция стала широко распространяться
в странах Западной Европы и США. Во Франции
в 1774 г. в год смерти от оспы Людовика XV был инокулирован его сын Людовик XVI. Президент США Дж. Вашингтон приказал инокулировать всех солдат своей армии.
- В России инокуляция
вошла в практику в середине XVIII в. Потрясенная сильной эпидемией
оспы в Австрии в 1768 г., императрица Екатерина II написала
российскому посланнику в Англии о своем
желании срочно сделать инокуляцию себе
и своему сыну Павлу. Лондонское медицинское
общество избрало для этой ответственной
и почетной миссии одного из лучших врачей-инокуляторов – Томаса Димсдейла, который прибыл в Россию и 12 октября 1768 г. провел инокуляцию императрице и наследнику престола. Позднее правила оспопрививания были подробно изложены им в сочинении «Нынешний способ прививать оспу», вошедшем в «Полное собрание Российских законов» 1770 г.
Эдвард Дженнер
- Однако вариоляция
не гарантировала длительной и полноценной
защиты от оспы. Решение проблемы пришло
только в 1796 г., когда Эдвард Дженнер открыл метод вакцинации (лат. vaccinatio, от vacca – корова).
- Идея прививки
«оспы коров» возникла у молодого Дженнера в разговоре с пожилой дояркой, руки которой были покрыты кожными высыпаниями. На вопрос Дженнера, не больна ли она натуральной оспой, крестьянка ответила, что болезни этой у нее быть не может, поскольку она уже переболела оспой «коровьей».
- В течение
30 лет он собирал сведения о заболеваниях
человека коровьей оспой, желая убедиться
в предохранительных свойствах коровьей
оспы по отношению к натуральной. В результате
он пришел к заключению, что содержимое
молодых незрелых пустул коровьей оспы, которое Дженнер назвал словом «вакцина», предотвращает заболевание натуральной оспой в случае его попадания на руки молочниц, т.е. при инокуляции. Отсюда следовало, что искусственное заражение коровьей оспой – безвредный и гуманный способ предотвращения натуральной оспы.
Эдвард Дженнер
- 14 мая 1796 года он привил коровью оспу восьмилетнему Джеймсу Фиппсу и через полтора месяца убедился, что он стал иммунным к возбудителю оспы. Так появилась первая вакцина.
- У вакцинации было
много противников, но в 1808 году оспопрививание
стало государственным мероприятием.
Первые химические
теории. И.Бехер
- Первой всеобъемлющей
теорией химии была впервые высказанная
немецким врачом И.Бехером (1635-1682).
- В сочинении «Подземная
физика» (Physicae Subterraneae), написанном в 1669 г., он высказал мысль, что все минеральные тела (в частности, металлы) состоят из трёх «земель»: стеклующейся (terra lapidea); горючей, или жирной (terra pinguis); летучей, или ртутной (terra fluida s. mercurialis). Кроме того, в качестве начала он признавал воду. Он считал начала не отвлечёнными принципами, а вещественными элементами.
- Горючесть тел, по
мнению Бехера, обусловлена наличием в
их составе второй, жирной, земли; при горении
металлы её теряют и присоединяют «огненную
материю». Металл, таким образом, является
соединением металлической извести с
горючей землёй; сера и фосфор содержат
серную и фосфорную кислоту в соединении
с горючей землёй. Процессы горения, следовательно,
являются реакциями разложения, в которых
тела теряют горючую землю, а не реакциями
соединения.
Георг Шталь и учение
о флогистоне
- В начале XVIII века взгляды Бехера послужили Г.Э.Шталю основой для создания теории флогистона.
- Флогисто́н (от греч. Φλογιστός – горючий, воспламеняемый) – гипотетическая «сверхтонкая материя» — «огненная субстанция», якобы наполняющая все горючие вещества и высвобождающаяся из них при горении.
- Флогистон представляли
как невесомую жидкость, улетучивавшуюся
из вещества при сжигании. В то время считалось,
что металл – это соединение «земли» (оксида
металла) с флогистоном, и при горении
металл разлагается на «землю» и флогистон,
который смешивается с воздухом и не может
быть отделён от него. Открытое позже увеличение
массы металла при прокаливании стали
объяснять отрицательной массой флогистона.
Способность выделять флогистон из воздуха
приписывали растениям.
Георг Шталь и учение
о флогистоне
- Химики XVI и XVII веков достаточно часто упоминали о выделении газа при воздействии кислот на металлы. Первым собрал и исследовал выделяющийся газ Генри Кавендиш только в 1766. Будучи сторонником теории флогистона, Кавендиш сперва полагал, что этот газ, по причине его горючести и легкости, и есть чистый флогистон.
- Так как вещество
прекращает гореть, либо когда сгорит
полностью, либо когда в объеме, где оно
горит, кончится весь воздух, то воздух
также был какое-то время частью теории.
Таким образом считалось, что именно воздух
поглощает флогистон, покидающий горящее
тело. Ученик Джозефа Блэка Даниель Резерфорд обнаружил азот в 1772 и использовал данную теорию, чтобы объяснить свой результат. Остаток воздуха, оставленного после горения, фактически являющийся смесью азота и углекислого газа, иногда упоминался как «phlogisticated air» (флогистированный воздух).
- Наоборот же, когда
был обнаружен кислород, его назвали «dephlogisticated air» (дефлогистированный воздух), как вещество, способное к объединению с большим количеством флогистона и таким образом поддерживающее горение дольше, чем обычный воздух.
А.Лавуазье и «новая
химия»
- В 70-x годах XVIII века теория флогистона была опровергнута трудами Антуана Лавуазье, благодаря которым ее сменила другая — кислородная теория горения. Уже позже, в 1783 году, Антуан Лавуазье, проведя исследование воды, доказал сложность её состава, а в 1787 определил «горючий воздух» как новый химический элемент, который теперь известен как водород.