Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:56, курсовая работа
Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Введение (понятие и функции ВСМК)…………………………………2
Международная история медицины катастроф………………………3
Создание и развитие ВСМК……………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………...9
МИНИСТРЕСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Содержание
Введение (понятие
и функции ВСМК)…………………………………2
Международная история
медицины катастроф………………………3
Создание и развитие
ВСМК……………………………………………..6
Заключение…………………………………………………
Введение
(понятие и функции ВСМК)
Медицина катастроф
является отраслью медицины и представляет
собой систему научных знаний и сферу
практической деятельности, направленные
на спасение жизни и сохранение здоровья
населения при авариях, катастрофах, стихийных
бедствиях и эпидемиях, предупреждение
и лечение поражений (заболеваний), возникших
в результате ЧС, сохранение и восстановление
здоровья участников ликвидации ЧС.
Всероссийская служба
медицины катастроф (ВСМК) - функциональная
подсистема Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций функционально объединяющая
службы медицины катастроф Минздрава
России, Минобороны России, а также силы
и средства МПС, МВД России и других федеральных
органов исполнительной власти, предназначенные
для ликвидации медико-санитарных последствий
ЧС.
Основой ВСМК является
служба медицины катастроф Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
Служба медицины катастроф
Минздрава России - организационно-функциональная
отрасль системы здравоохранения Российской
Федерации, предназначенная для организации
и осуществления медико-санитарного обеспечения
при ликвидации ЧС мирного времени; она
выполняет свои задачи при непосредственном
взаимодействии с органами управления
других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими,
санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими,
охраны материнства и детства, подготовки
кадров и др.).
Основными задачами
ВСМС являются:
организация и осуществление
медико-санитарного обеспечения населения
при ликвидации последствий ЧС, в том числе
в локальных вооруженных конфликтах и
террористических актах;
создание, подготовка,
обеспечение готовности и совершенствование
органов управления, формирований и учреждений5 службы к
действиям в ЧС;
создание и рациональное
использование резервов медицинского
имущества, финансовых и материально-технических
ресурсов, обеспечение экстренных поставок
лекарственных средств при ликвидации
последствий ЧС;
подготовка и повышение
квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;
разработка методических основ обучения
и участие населения и спасателей в подготовке
к оказанию первой медицинской помощи
в ЧС;
Учитывая, что основой ВСМК
является служба медицины катастроф Минздрава России,
указанные задачи в равной мере относятся
и к ней.
Кроме того, ВСМК принимает участие в
выявлении источников ЧС, которые могут быть
причинами неблагоприятных медико-санитарных
последствий, и в организации постоянного
медико-санитарного контроля за ними;
проведении комплекса мероприятий по
недопущению или уменьшению тяжести возможных
ЧС; осуществлении государственной экспертизы,
надзора и контроля в области защиты населения
и территорий в ЧС; разработке и осуществлении
мер по социальной защите населения; проведении
гуманитарных акций; обеспечении условий
для реализации гражданами своих прав
и обязанностей в области защиты от ЧС.
Международная история медицины катастроф
Принято считать, что медицина
катастроф как новое научно-практическое
направление медицины и здравоохранения
выделилась в 70-х годах XX столетия.
В 1971 г. Генеральной ассамблеей
ООН организован Исполнительный комитет
ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях
(ЮНДРО). В его составе постоянно функционируют
сектор здравоохранения в чрезвычайных
ситуациях и оперативная группа по стихийным
и другим бедствиям. Постоянные комитеты
(отделы) по оказанию чрезвычайной помощи
имеются во всех региональных бюро ВОЗ.
В 1975 г. в Женеве организовано
Международное общество медицины катастроф
(МОМК), в которое были приняты около 30
государств. Общество предназначалось
для координации и объединения усилий
по научной разработке проблем медицины
катастроф международного масштаба, научных
исследований по направлениям неотложной
медицинской помощи пострадавшим и их
лечению в условиях массовых поражений,
разработки учебных программ по медицине
катастроф. Важно отметить, что МОМК готовит
и проводит все свои мероприятия совместно
с Международной организацией гражданской
обороны (МОГО), штаб-квартира которой
с 1968 г. находится в Женеве, и другими международными
общественными организациями.
В Сан-Марино организован научно-
Международными организациями,
работающими в области медицины катастроф
и чрезвычайных ситуаций, являются:
Международное общество
медицины катастроф;
Всемирная ассоциация
медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций;
Панамериканская организация
здравоохранения;
Международная организация
«Врачи без границ»;
Центр менеджмента
катастроф и оказания гуманитарной помощи
«Экселенс»;
Европейский центр
медицины катастроф;
Отдел медицины катастроф
при госпитале в Амстердаме;
Центр международных
систем экстренной медицинской помощи;
Международная ассоциация
индивидуальной и коллективной защиты;
Чешское общество медицины
катастроф и чрезвычайных ситуаций;
Всемирная организация
здравоохранения.
В регионах земного шара
организованы Сотрудничающие центры ВОЗ по
проблемам медицины катастроф и чрезвычайных
ситуаций для выполнения функций связанных
с программой ВОЗ. Среди более чем 120 Сотрудничающих
центров ВОЗ -9 специализируются по вопросам
готовности к чрезвычайным ситуациям
и оказанию помощи при ликвидации их последствий:
в Италии — Сотрудничающий центр ВОЗ по
готовности к чрезвычайным ситуациям,
организации управления при чрезвычайных
ситуациях и лечению пострадавших (1987);
в США — Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности
к катастрофам и гуманитарной деятельности
(1988); в Колумбии — Сотрудничающий центр
ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям
и проблемам ликвидации последствий катастроф
(1990); в Сан-Марино — Сотрудничающий центр
ВОЗ по медицине катастроф (1991); в Бразилии
— Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности
к катастрофам (1992); во Франции — Сотрудничающий
центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным
ситуациям (1992); в Индии — Сотрудничающий
центр ВОЗ по готовности к катастрофам
(1993); в Швейцарии — Сотрудничающий центр
ВОЗ по проблемам здравоохранения беженцев,
покинувших места проживания в результате
катастроф (1996); в Российской Федерации
— Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине
катастроф и чрезвычайным ситуациям, организованный
на базе ВЦМК «Защита» (1996).
В соответствии с Соглашением о
взаимодействии в области предупреждения
и ликвидации последствий ЧС природного
и техногенного характера от 22.01.93 и Решением
Совета по сотрудничеству в области здравоохранения
Содружества Независимых Государств (СНГ)
от 03.06.94 был создан Координационный совет
государств — участников СНГ по проблемам
медицины катастроф, который является
специализированным рабочим и консультативным
органом Совета по сотрудничеству в области
здравоохранения СНГ, обеспечивает или
непосредственно выполняет в пределах
своих функциональных обязанностей его
решения.
Создание
и развитие ВСМК
В России в октябре
1932 г. для защиты населения на случай войны была
создана местная противовоздушная оборона
(МПВО), в составе которой одной из ведущих являлась
медико-санитарная служба.
В июле 1961 г. МПВО была
реорганизована в гражданскую оборону
(ГО), а медико-санитарная служба — в медицинскую
службу гражданской обороны (МСГО). Существующая
МСГО как специальная организация в системе
здравоохранения была ориентирована в
основном на работу в условиях военного
времени.
В конце 80-х годов в СССР
произошло много крупных ЧС, сопровождавшихся
большими человеческими жертвами. Опыт
ликвидации их последствий показал, что система здравоохранения,
а также МСГО, нацеленная на работу в условиях
возникновения очагов массовых санитарных
потерь среди мирного населения в военное
время, оказались не в состоянии в условиях
ЧС мирного времени своевременно и качественно
выполнить необходимый комплекс мероприятий
медико-санитарного обеспечения. Возникла
необходимость, с одной стороны, в научной
разработке этой проблемы, а с другой —
в создании в стране специальной службы,
способной успешно решать задачи медико-санитарного
обеспечения населения в ЧС мирного времени.
Начало создания службы
медицины катастроф (экстренной медицинской помощи)
в СССР было положено постановлением Совета
Министров СССР от 07.04.90 № 339 «О создании
в стране службы экстренной медицинской
помощи в чрезвычайных ситуациях». В постановлении
определялось:
• Министерству здравоохранения СССР
— организовать в 1990 г. 6 центров экстренной
медицинской помощи, возложив на них подготовку
службы к действиям в ЧС, планирование,
организацию и проведение научных и опытно-
организовать в союзных
автономных республиках, областях и краевых
центрах республиканские и областные
(краевые) центры экстренной медицинской
помощи;
Министерству обороны
СССР — сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных
отряда специального назначения;
осуществить в течение
1990-1991 гг. на местных базах обязательную
подготовку всех врачей клинических специальностей
по диагностике и оказанию первой врачебной
помощи при неотложных состояниях.
В развитие требований
этого постановления приказом Министерства
здравоохранения СССР от 14.05.90 № 193 были
определены организационные принципы
создания службы экстренной медицинской
помощи на базе действующих и вновь организуемых
учреждений здравоохранения, подведена
материальная и кадровая основа, обеспечивающая
готовность службы к работе в ЧС и необходимую
мобильность ее сил и средств к выдвижению
в районы ЧС. В структуре службы предлагалось
иметь центры экстренной медицинской
помощи, специализированные медицинские
бригады постоянной готовности (БСМП),
станции (отделения) скорой медицинской
помощи и станции (отделения) экстренной
и планово-консультативной медицинской
помощи (санитарная авиация).
В Российской Федерации
(в составе СССР) служба экстренной медицинской
помощи населению создавалась в соответствии
с постановлением Совета Министров РСФСР
от 14.06.90 № 192 «О создании службы экстренной
медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях»
и приказом Минздрава РСФСР от 11.07.90 №
115 «О создании службы экстренной медицинской
помощи при чрезвычайных ситуациях».
В феврале 1991 г. Минздравом
СССР утверждено «Положение о службе экстренной
медицинской помощи населению страны
в чрезвычайных ситуациях». В нем были
определены: организационная структура
службы на союзном, республиканском, областном
(краевом), городском (местном) уровнях;
организационные основы медико-санитарного
обеспечения в ЧС; общие положения планирования
и управления службой; снабжение формирований
и учреждений службы различными видами
имущества и ее финансирование, а также
намечены основные направления научно-исследовательской
и организационно-методической работы.
Довольно полно в Положении были регламентированы
задачи руководящего состава службы различного
уровня до возникновения ЧС и в период
ликвидации их последствий.
Опыт работы службы
экстренной медицинской помощи в СССР
в целом и в Российской Федерации в частности
подтвердил правильность исходных концептуальных
позиций, целесообразность основных принципов
организации службы и основ ее деятельности.
Вместе с тем были выявлены и существенные
недостатки. Главными из них были: разобщенность
сил и средств, предназначенных для ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС, по
ведомствам; недостаточная четкость вертикальной
структуры службы (федерального, регионального,
территориального, местного и объектового
уровней); нерешенность вопросов управления
службой.
Следует отметить,
что большинство требований Положения,
в частности по созданию центров экстренной
медицинской помощи, резерва различного
имущества и некоторые другие, не было
выполнено.
Все это заставило искать
пути дальнейшего совершенствования службы,
предназначенной для ликвидации медико-санитарных
последствий ЧС.
В постановлении Правительства
Правительство Российской
Федерации подтвердило приоритетное значение
службы медицины катастроф в решении задачи
по сохранению жизни и здоровья населения
в ЧС.
Заключение
Таким образом,в настоящее время в
медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны
имеется три самостоятельных
Вопросы медицинского
обеспечения Вооруженных Сил Российской
Федерации в военное время разрабатывает
и т.д.................
Список литературы
Информация о работе Международная история медицины катастроф