Международная история медицины катастроф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Содержание

Введение (понятие и функции ВСМК)…………………………………2

Международная история медицины катастроф………………………3

Создание и развитие ВСМК……………………………………………..6

Заключение………………………………………………………………...9

Вложенные файлы: 1 файл

ката почти готов.docx

— 21.57 Кб (Скачать файл)

       МИНИСТРЕСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Содержание

 

 

 

 Введение (понятие и функции ВСМК)…………………………………2 
     

Международная история медицины катастроф………………………3 
     

 Создание и развитие ВСМК……………………………………………..6 
     

 Заключение………………………………………………………………...9  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
     Введение (понятие и функции ВСМК)  
 
     Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС. 
     Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 
     Основой ВСМК является служба медицины катастроф  Министерства здравоохранения Российской Федерации. 
     Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.). 
     Основными задачами ВСМС являются: 
организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах; 
создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений5 службы к действиям в ЧС; 
создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС; 
подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация; разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС; 

   Учитывая, что основой ВСМК является служба медицины катастроф Минздрава России, указанные задачи в равной мере относятся  и к ней. 
     Кроме того, ВСМК принимает участие в  выявлении источников ЧС, которые  могут быть причинами неблагоприятных  медико-санитарных последствий, и в  организации постоянного медико-санитарного контроля за ними; проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС; осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС; разработке и осуществлении мер по социальной защите населения; проведении гуманитарных акций; обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.  
  
 
   

 

 

 

 

 

 

 

                          Международная история медицины катастроф  
 
     Принято считать, что медицина катастроф  как новое научно-практическое направление медицины и здравоохранения выделилась в 70-х годах XX столетия. 
     В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН  организован Исполнительный комитет  ВОЗ по оказанию помощи при стихийных  бедствиях (ЮНДРО). В его составе  постоянно функционируют сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям. Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных бюро ВОЗ. 
     В 1975 г. в Женеве организовано Международное  общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств. Общество предназначалось для координации и объединения усилий по научной разработке проблем медицины катастроф международного масштаба, научных исследований по направлениям неотложной медицинской помощи пострадавшим и их лечению в условиях массовых поражений, разработки учебных программ по медицине катастроф. Важно отметить, что МОМК готовит и проводит все свои мероприятия совместно с Международной организацией гражданской обороны (МОГО), штаб-квартира которой с 1968 г. находится в Женеве, и другими международными общественными организациями. 
     В Сан-Марино организован научно-исследовательский  центр по медицине катастроф. Создаются и другие национальные и международные ассоциации медицины катастроф. 
     Международными  организациями, работающими в области  медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций, являются: 
Международное общество медицины катастроф; 
Всемирная ассоциация медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций; 
Панамериканская организация здравоохранения; 
Международная организация «Врачи без границ»; 
Центр менеджмента катастроф и оказания гуманитарной помощи «Экселенс»; 
Европейский центр медицины катастроф; 
Отдел медицины катастроф при госпитале в Амстердаме; 
Центр международных систем экстренной медицинской помощи; 
Международная ассоциация индивидуальной и коллективной защиты; 
Чешское общество медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций; 
Всемирная организация здравоохранения.     

В регионах земного шара организованы Сотрудничающие центры ВОЗ по проблемам медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций для выполнения функций связанных с программой ВОЗ. Среди более чем 120 Сотрудничающих центров ВОЗ -9 специализируются по вопросам готовности к чрезвычайным ситуациям и оказанию помощи при ликвидации их последствий: в Италии — Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям, организации управления при чрезвычайных ситуациях и лечению пострадавших (1987); в США — Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам и гуманитарной деятельности (1988); в Колумбии — Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям и проблемам ликвидации последствий катастроф (1990); в Сан-Марино — Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф (1991); в Бразилии — Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам (1992); во Франции — Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к чрезвычайным ситуациям (1992); в Индии — Сотрудничающий центр ВОЗ по готовности к катастрофам (1993); в Швейцарии — Сотрудничающий центр ВОЗ по проблемам здравоохранения беженцев, покинувших места проживания в результате катастроф (1996); в Российской Федерации — Сотрудничающий центр ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям, организованный на базе ВЦМК «Защита» (1996). 
     В соответствии с Соглашением о  взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера от 22.01.93 и Решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств (СНГ) от 03.06.94 был создан Координационный совет государств — участников СНГ по проблемам медицины катастроф, который является специализированным рабочим и консультативным органом Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, обеспечивает или непосредственно выполняет в пределах своих функциональных обязанностей его решения.  
 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Создание  и развитие ВСМК  
 
     В России в октябре 1932 г. для защиты населения на случай войны была создана  местная противовоздушная оборона (МПВО), в составе которой одной  из ведущих являлась медико-санитарная служба. 
     В июле 1961 г. МПВО была реорганизована в  гражданскую оборону (ГО), а медико-санитарная служба — в медицинскую службу гражданской обороны (МСГО). Существующая МСГО как специальная организация в системе здравоохранения была ориентирована в основном на работу в условиях военного времени. 
     В конце 80-х годов в СССР произошло  много крупных ЧС, сопровождавшихся большими человеческими жертвами. Опыт ликвидации их последствий показал, что система здравоохранения, а  также МСГО, нацеленная на работу в  условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь среди мирного населения в военное время, оказались не в состоянии в условиях ЧС мирного времени своевременно и качественно выполнить необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения. Возникла необходимость, с одной стороны, в научной разработке этой проблемы, а с другой — в создании в стране специальной службы, способной успешно решать задачи медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного времени. 
     Начало  создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено постановлением Совета Министров СССР от 07.04.90 № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». В постановлении определялось: 
     • Министерству здравоохранения СССР — организовать в 1990 г. 6 центров  экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям  в ЧС, планирование, организацию  и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий; создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов; 
организовать в союзных автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи; 
Министерству обороны СССР — сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения; 
осуществить в течение 1990-1991 гг. на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.     

В развитие требований этого постановления  приказом Министерства здравоохранения СССР от 14.05.90 № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности (БСМП), станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация). 
     В Российской Федерации (в составе  СССР) служба экстренной медицинской  помощи населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90 № 192 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» и приказом Минздрава РСФСР от 11.07.90 № 115 «О создании службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях». 
     В феврале 1991 г. Минздравом СССР утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В нем были определены: организационная структура службы на союзном, республиканском, областном (краевом), городском (местном) уровнях; организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС; общие положения планирования и управления службой; снабжение формирований и учреждений службы различными видами имущества и ее финансирование, а также намечены основные направления научно-исследовательской и организационно-методической работы. Довольно полно в Положении были регламентированы задачи руководящего состава службы различного уровня до возникновения ЧС и в период ликвидации их последствий. 
     Опыт  работы службы экстренной медицинской  помощи в СССР в целом и в  Российской Федерации в частности подтвердил правильность исходных концептуальных позиций, целесообразность основных принципов организации службы и основ ее деятельности. Вместе с тем были выявлены и существенные недостатки. Главными из них были: разобщенность сил и средств, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, по ведомствам; недостаточная четкость вертикальной структуры службы (федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней); нерешенность вопросов управления службой. 
     Следует отметить, что большинство требований Положения, в частности по созданию центров экстренной медицинской помощи, резерва различного имущества и некоторые другие, не было выполнено. 
     Все это заставило искать пути дальнейшего  совершенствования службы, предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 
     В постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.94 № 420 «О защите жизни  и здоровья населения Российской Федерации при возникновении  и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В решении данной проблемы большое внимание уделено подготовке населения, дальнейшему совершенствованию службы медицины катастроф, созданию условий для успешной ее деятельности. Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МПС, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 N° 195. 
     Правительство Российской Федерации подтвердило  приоритетное значение службы медицины катастроф в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС.   
 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Заключение  
  Таким образом,в настоящее время в  медицинской науке и в системе  здравоохранения нашей страны имеется  три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС. 
     Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных  Сил Российской Федерации в военное  время разрабатывает  
и т.д.................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы


Информация о работе Международная история медицины катастроф