Методы и модели управления качеством медицинской помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

В нашей стране долгие годы в условиях монопольной государственной системы здравоохранения качество, как и другие важнейшие составляющие отечественной медицины, в основном декларировалось и сводилось к субъективному ретроспективному выборочному контролю результатов по историям болезней закончивших лечение больных. Лишь в особых случаях при развитии тяжелых осложнений и летальных исходов экспертизу качества проводили уполномоченные руководством органа или учреждения здравоохранения специалисты соответствующего профиля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1.Понятие качества медицинской помощи (КМП) и его оценка ………. 4
1.1 Оценка качества МП …………………………………………………6
1.2 Контроль КМП 9
2. Система управления КМП ……………………………………………..13
2.1 Этапы развития системы управления КМП ……..14
2.2 Уровни развития системы управления КМП………………………. 15
2.3 Концептуальные модели управления КМП ………………………. 19
2.3.1. Индустриальная модель управления КМП ……………………..19
3. Создание системы управления КМП в ЛПУ …………. ……………… 26
4. Заключение …………………………………………………………….. 29
Список используемой литературы …………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по КМП окончат2 .doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

3. Готовность организации лечебно-диагностического  процесса:

a. Разработаны стандарты оказания  медицинской помощи по основным  нозологическим единицам;

b. Определены основные индикаторы качества лечебно-диагностического процесса;

c. Есть специалисты по качеству  в каждом подразделении;

d. Высокие исходные клиническая  результативность и экономическая  эффективность лечебно-диагностического  процесса.

4. Готовность материально-технической  базы:

a. Оснащенность современным диагностическим  оборудованием;

b. Наличие автоматизированной системы  управления основным потоком  медицинской документации;

c. Наличие высокотехнологичных  методов лечения, не уступающих  по эффективности современным  аналогам в ведущих медицинских учреждениях.

Технология и последовательность становления индустриальной модели управления в лечебно-профилактическом учреждении следующая.

В каждом случае лидером организации формулируется и излагается на общем собрании трудового коллектива политика учреждения в области качества, которая после обсуждения в подразделениях становится основным принципом работы для всего персонала.

Учитывая приведенные выше критерии готовности, внедрение индустриальной модели управления происходит в несколько этапов: этап стандартизированного контроля - этап обеспечения качества - этап непрерывного повышения качества (или собственно индустриальная модель управления).

Основными задачами стандартизированного контроля являются: разработка стандартов оказания медицинской помощи по основным нозологическим формам и унифицированной оценки качества лечения пациентов. При этом медицинский стандарт включает унифицированные эталоны гарантированного объема диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требований к результатам лечения конкретных заболеваний с учетом категории сложности курации (трудозатрат) и экономических нормативов. Учитывая специфику работы и неравнозначные экономические и медико-социальные условия, отраслевые стандарты оказания медицинской помощи должны являться лишь ориентиром для составления собственных стандартизированных объемов медицинских услуг. То же касается и системы оценки качества лечения. В последнем случае в каждом учреждении должны быть разработаны карты экспертизы качества, учитывающие соответствие сроков лечения, объем медико-диагностических процедур и стоимости лечения, предусмотренных в стандарте. Система оценки качества медицинской помощи должна быть унифицированной как для внутрибольничной, так и для вневедомственной экспертизы и, по возможности, использовать балльную шкалу.

Следующим этапом во внедрении индустриальной модели управления является становление системы обеспечения качества медицинской помощи, которая предусматривает создание надстройки по управлению качеством в каждом подразделении, независимое от внешней экспертизы мониторирование лечебно-диагностического процесса с помощью индикаторов качества, коррекцию политики в области качества с учетом мнения персонала и оценки удовлетворенности пациентов, обучение персонала вопросам управления качеством. Надстройка по управлению качеством предусматривает выделение ответственного лица по управлению качеством в масштабах всего стационара (обычно заместителя главного врача по клинико-экспертной работе), а в каждом подразделении - специалистов по качеству. В ходе создания надстройки по управлению качеством следует особое внимание уделить конструктивному взаимодействию руководителей клинических кафедр и персонала лечебно-профилактического учреждения. Учитывая большое влияние на медицинский персонал профессиональной школы управления, для повышения эффективности внедрения модели обеспечения качества рекомендуется широко использовать традиционные формы организации лечебно-диагностического процесса: утренние конференции в подразделениях, клинические конференции и разборы, обходы, общебольничные конференции и совещания, заседания балансовой и клинико-экспертной комиссий (КЭК), где вопросы управления качеством должны стать приоритетными. Формирование основных положений политики в области качества лучше всего осуществлять с учетом изучения мнения руководителей клинических кафедр и персонала учреждения методом анонимного независимого анкетирования.

Основным способом управления качеством лечебно-диагностического процесса на этапе его обеспечения является мониторирование с помощью индикаторов качества и регистрация отклонений от их эталонных значений. С этой целью необходимо определить интегральные индикаторы качества, реально отражающие состояние медицинской помощи в стационаре; рассчитать их эталонные значения для всего стационара и для каждого из подразделений; внедрить систему регистрации отклонений от эталонных значений индикаторов в виде журналов внутренней экспертизы; определить критические отклонения от эталонных значений; сформировать рабочие группы по улучшению и устранению критических отклонений.

В табл. 1 представлены индикаторы качества, наиболее объективно отражающие течение лечебно-диагностического процесса и его результаты, рекомендуемые нами к широкому использованию в практической сети, в частности - в многопрофильном стационаре.

 

Таблица 1

 

ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МНОГОПРОФИЛЬНОМ СТАЦИОНАРЕ

------------------------------------------------------------------

¦Средний койко-день (сут.)                                       ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Частота длительных госпитализаций (> 30 суток), %               ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Оборот койки (чел.)                                             ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Средний койко-день до операции (сут.)                           ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Средний койко-день после операции (сут.)                        ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Хирургическая активность (%)                                    ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Общая частота внутрибольничной инфекции (ВБИ) в %               ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Частота внутрибольничной инфекции после операций (%)            ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Частота незапланированных возвратов в операционную (%)          ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Частота незапланированных ранних регоспитализаций (%)           ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Частота переводов на лечение в другие ЛПУ (%)                   ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Положительный исход лечения (%)                                 ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Отрицательный (несмертельный) исход лечения(%)                  ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Госпитальная летальность (%)                                    ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Послеоперационная летальность (%)                               ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Расхождение до- и интраоперационного диагнозов (%)              ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Полная удовлетворенность пациентов качеством лечебно-           ¦

¦диагностического процесса (%)                                   ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Желание повторно лечиться в том же ЛПУ (%)                      ¦

------------------------------------------------------------------

 

Непосредственное внедрение индустриальной модели проводится в двух направлениях: социальном и медико-технологическом.

Социальное направление предусматривает определение политики в области качества как основного принципа работы; формирование динамических контрольных пределов индикаторов качества; переход от инспекционного контроля к самоконтролю; моральное и материальное стимулирование сотрудников; обучение пациента.

Прежде всего, лидером (руководителем) организации должны быть изложены основные принципы политики индустриального управления качеством на общем собрании трудового коллектива. В данном случае политика в области качества включает следующие направления:

1. Непрерывное повышение качества  лечебно-диагностического процесса  с учетом настоящих и будущих  потребностей пациентов.

2. Вовлечение всего персонала  в процесс управления качеством  лечебно-диагностического процесса.

3. Постепенный переход от массового  инспекционного контроля к самоконтролю  и самоуправлению качеством.

4. Определение ведущей роли системного  процессного подхода в управлении  качеством лечебно-диагностического  процесса.

5. Измерение и статистический  анализ реальных индикаторов качества лечебно-диагностического процесса.

6. Широкая поддержка руководством  достижений в области качества  и обеспечение гарантий качественной  медицинской помощи пациентам.

Каждый из пунктов политики в области качества должен быть подробно освещен руководителем. После выступления лидера на расширенном собрании трудового коллектива программу в области качества необходимо распространить в подразделениях лечебно-профилактического учреждения. Затем на местах рекомендуется провести обсуждение ее основных пунктов.

В последующем коренным образом следует изменить принципы оценки и контроля качества. При этом регистрируются отклонения не от эталонных значений индикаторов качества, а от их контрольных пределов. Последние заявляются не на основе общеизвестных значений показателей, а с учетом достигнутых в работе ЛПУ конкретных величин и их прогнозируемого улучшения при имеющихся ресурсах.

Вовлечение в процесс контроля и оценки всех участников процесса (после обучения сотрудников) является главным элементом модели непрерывного повышения качества. Целесообразно использовать следующие направления работы персонала в сфере оценки и контроля качества:

1. Четкое понимание целей и  задач организации, объективная  оценка собственной роли в  общей системе управления качеством и в рамках своего подразделения.

2. Независимая (от руководителя  подразделения, лидера организации  и его заместителей) самооценка  и самоконтроль каждого из  этапов своей деятельности, деятельности  своих коллег и оценка процессов  в целом на основе понимания значимости важнейших индикаторов качества и структуры процессов.

3. Реакция персонала в виде  корректирующих действий: определение  и устранение истинных причин  отклонений самостоятельно, а если  это невозможно, то инициация  создания рабочей группы для усовершенствования процесса.

4. Реакция персонала в виде  предупреждающих действий: прогнозирование  возможных дефектов в перспективе  на основе анализа настоящих  результатов.

Каждый из вышеперечисленных пунктов постоянно доводится до каждого сотрудника учреждения лидером организации, его заместителями и руководителями подразделений.

Таким образом, структура управления качеством в рамках модели непрерывного повышения качества, в частности, индустриальной модели, предусматривает переход от бюрократической (иерархической) системы к органической (адаптивной), имеющей децентрализованную организацию. Отличительным признаком адаптивной структуры управления является отказ от бюрократических отношений, сокращение числа иерархических уровней, усиление горизонтальных взаимосвязей и улучшение внутренних информационных потоков. Из существующих типов адаптивных управленческих систем лучше всего использовать командную структуру. В ее основе лежат командная работа и индивидуальная ответственность за общий результат. При этом команда формируется для решения определенных задач в зависимости от поставленной цели. В ряде случаев команда образовывается в рамках уже существующих организационных структур по многофункциональному принципу (команды - на всех уровнях). Для решения некоторых задач можно использовать сетевую структуру организации команды, когда число управленческого аппарата сокращается до минимума. Формирование команд для решения текущих и стратегических задач по управлению качеством немыслимо без создания эффективных горизонтальных потоков информации. В основе взаимодействия между членами команды при этом лежат не только налаженные коммуникационные связи, но и обмен информацией с помощью имеющихся компьютерных сетей. Ключевыми вопросами в процессе обмена информацией являются знания (описательные и систематизированные данные), ресурсы учреждения, планируемые и используемые технологии работ.

Следует сразу отметить, что даже после внедрения индустриальной модели управления полностью устранить инспекционный контроль на выходе и на отдельных этапах лечебно-диагностического процесса не удается. С одной стороны это связано с постоянно существующей экспертизой качества в рамках системы обязательного медицинского страхования. Кроме того, ввиду слишком большой ответственности за конечный исход лечения, инспекционный контроль ключевых этапов лечебно-диагностического процесса со стороны администрации учреждения является необходимым.

Формирование мотивации к качественному выполнению работы и к активному участию в процессах управления качеством, равно как и развитие принципов корпоративной культуры у сотрудников, желательно осуществлять следующим образом:

Информация о работе Методы и модели управления качеством медицинской помощи