Миссия врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:07, доклад

Краткое описание

В области биомедицинских исследований необходимо признать принципиальное различие между медицинскими исследованиями, целью которых является в первую очередь диагностика или лечение, и медицинскими исследованиями, основная цель которых чисто научная, и которые не имеют непосредственного диагностического или терапевтического значения для лиц, вовлеченных в исследование. Особые меры предосторожности должны применяться при проведении исследований, которые могут повлиять на окружающую среду

Вложенные файлы: 1 файл

Миссия врача.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

     Миссия врача — охрана здоровья людей. Его знания и совесть посвящены выполнению этой задачи.

 
     Женевская Декларация  Всемирной Медицинской Ассоциации  закрепила обязанности врача  словами: “Здоровье пациента  — мой главный долг”, а в  Международном Кодексе Медицинской Этики говорится: “Применяя лечение, которое может вызвать ухудшение физического или психического состояния больного, врач должен действовать исключительно в интересах больного”. Биомедицинские исследования на людях должны быть направлены на улучшение диагностики, лечения и профилактики, а также на понимание этиологии и патогенеза болезней.

 
     В современной медицинской  практике большинство диагностических,  лечебных и профилактических  процедур связаны с риском. Это  особенно касается биомедицинских исследований.

 
     В области биомедицинских  исследований необходимо признать  принципиальное различие между  медицинскими исследованиями, целью  которых является в первую  очередь диагностика или лечение,  и медицинскими исследованиями, основная цель которых чисто научная, и которые не имеют непосредственного диагностического или терапевтического значения для лиц, вовлеченных в исследование. Особые меры предосторожности должны применяться при проведении исследований, которые могут повлиять на окружающую среду. Необходимо гарантировать, что животным, используемым в испытании, не будет нанесен вред. 

    Развитие медицинской науки и практики неизбежно связано с исследованиями на людях. Как бы мы ни пытались ограничиться опытами in vitro и экспериментами на животных, их результаты невозможно непосредственно перенести на человека. Понимание этого заставило человечество искать ту грань, которая разделяет “преступное экспериментирование на людях”, и необходимый научно-исследовательский процесс.

 
     В XIX веке ряд исследователей в Европе пытались сформулировать этические принципы биомедицинских экспериментов на людях. В 1900 г. вступил в силу документ под названием “Prussian Directive”, а в 1931 г. — “German Circular”. Последний широко использовался в ходе Нюрнбергского процесса в 1946—1947 гг. Нюрнбергский процесс (1946-1947 гг.) вскрыл факты чудовищных по своей жестокости и по своему размаху медицинских экспериментов на человеке, когда огромное число узников концентрационных лагерей, в основном не германского происхождения, использовались для научно-исследовательских целей и медицинских опытов. Именно эти "исследования" и "опыты" вошли неотъемлемой частью в понятие "преступление против человечности". В ходе судебного разбирательства было собрано множество документов, в том числе протоколы о проведении экспериментов над людьми с целью исследования влияния на человеческий организм переохлаждения, действия ядов. Миллионы людей специально заражались интересующими "экспериментаторов" - медиков болезнями и "при минимальных затратах времени и усилий" исследовались методы лечения и достижения иммунитета к малярии, инфекционной желтухе, сыпному тифу. Стали известны всему миру эксперименты по стерилизации, регенерации костей, мышц, нервной ткани и т.д. и т.п.

     В конце августа 1947 года 1-й Военный трибунал США, действующий по договоренности с союзниками и по приказу американской администрации в Германии, вынес приговор по делу "медиков". Нюрнбергский кодекс это первый в истории международный "Свод правил о проведении экспериментов на людях", который возник в результате осознания принципиального несоответствия некоторых видов медицинских экспериментов на человеке этическим принципам медицинской профессии, базовым принципам этики и человеческой морали.

     Нюрнбергский кодекс для многих до сих пор справедливо рассматривается, как свидетельство зверств "нацистской лженауки" и в то же время, как своеобразный символ стремления к нравственной чистоте науки в цивилизованном мире. Его основными положениями являются:

" отдавая себе отчет во все нарастающем прогрессе в области биологии и медицины;

будучи убеждены в необходимости  уважения человека как индивида и  как представителя биологического вида, а также признавая важность вопроса об обеспечении уважения его достоинства;.

отдавая себе отчет в том, что неправильное использование  достижений биологии и медицины может  повлечь за собой угрозу достоинству  человека;

подтверждая убежденность в том, что прогресс в области  биологии и медицины должен быть использован  на благо нынешнего и будущего поколений людей;

подчеркивая необходимость  международного сотрудничества во имя  того, чтобы все люди на Земле  могли пользоваться благами, предоставляемыми достижениями в биологии и медицине;.

признавая важность расширения широкого общественного  обсуждения проблем, связанных с  использованием достижений биологии и  медицины, а также важность результатов  такого обсуждения;.

стремясь напомнить всем членам общества об имеющихся у них правах и обязанностях; будучи преисполнены решимости предпринять меры, необходимые для защиты достоинства, а также основных прав и свобод человека в области использования достижений биологии и медицины",

 

     Дальнейший прогресс в этой области связан с Всемирной Медицинской Ассоциацией (ВМА), образованной в 1946 г. В 1953 г. в Ассоциации была впервые высказана идея о необходимости разработки этических правил экспериментов на людях. На 8-й Генеральной Ассамблее ВМА в Риме в 1948 г. была принята резолюция “Принципы проведения исследований и экспериментов”, в основу которой был положен Нюрнбергский кодекс, а в 1961 г. Этический комитет ВМА сформулировал проект Кодекса этики при экспериментах на людях и представил его на 16-й Генеральной Ассамблее в Рио-де-Жанейро. После всестороннего обсуждения этого проекта 18-я Генеральная Ассамблея ВМА в 1964 г. в Хельсинки приняла документ как окончательный. В настоящее время он известен под названием Хельсинкская Декларация, или просто Хельсинки I. Декларация пересматривалась неоднократно, а в 1975 г. на 29-й Медицинской Ассамблее была принята Хельсинкская Декларация II. Последний пересмотр состоялся в ходе 48-й Генеральной Ассамблеи в Сомерсет Уэст, ЮАР.

     20 ноября 1997 года более 20 государств, являющихся членами Совета Европы подписали «Конвенцию о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины».

 

В статье 1 Конвенции говорится: «В области использования достижений современной биологии и медицины Стороны обязуются защищать достоинство и индивидуальную целостность каждого человека, гарантировать всем без исключения уважение личности, основных прав и свобод"

 

Статья 2 Конвенции утверждает, что "Интересы и благо человеческого существа должны иметь преимущество перед интересами общества и науки"

 

Статья 3 Конвенции утверждает, что "...Стороны обязуются предпринять  необходимые меры в целях обеспечения  равной доступности медицинской  помощи надлежащего качества для  всех членов общества"

 

Статья 4 Конвенции утверждает: "В сфере здравоохранения всякое вмешательство, включая вмешательство  с исследовательскими целями, должно осуществляться в соответствии с  существующими профессиональными  требованиями и стандартами"

 

Часть IV Конвенции "Геном человека" запрещает любую форму дискриминации по признаку генетического наследия (статья 11), ограничивает проведение тестирования только в целях охраны здоровья (статья 12), запрещает вмешательство в геном человека с целью изменения генома наследников данного человека (статья 13), вводит запрет на выбор пола (статья 14).

 

     Во второй  половине ХХ века медицинская  теория и практика претерпевают  принципиальные изменения. Сегодня  медицина обладает средствами  не только лечения болезней, но  и управления человеческой жизнью. Новые биомедицинские технологии обеспечивают современной медицине реальную возможность "давать" жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать "время" смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).

 

     Применение новых  биомедицинских технологий в  России с каждым годом расширяется.  Но, в отличие от стран Европы  и Америки, оно до сих пор  осуществляется вне рамок достойного  правового регулирования. Например, до сих в России отсутствует законодательство о фетальной терапии, включающей изготовление "лекарств" из тканей человеческих зародышей. Поэтому вопрос о этическом самосознании врачей-практиков, ученых-исследователей и моральной ответственности пациентов за согласие на принятие той или иной методики лечения приобретает в настоящее время особую важность. Нравственные убеждения людей остаются сегодня практически единственным способом регулирования применения и защиты общества от разрушительных последствий использования новых биомедицинских технологий.

 


Информация о работе Миссия врача