Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 18:23, реферат
дела, то есть образец, по которому мы действуем, это средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства.
Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи.
Сестринский диагноз – формулирование проблем пациента.
Ядро каждой модели – различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.
Сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Эти модели базируются на оценке основных жизненных потребностей человека, которых в разных моделях насчитывается от 10 и более. Во всех предложенных сестрам моделях жизненными потребностями человека
Введение
1. Модель В.Роупер , В.Логан, А. Тирней.
2. Модель Д. Орем.
3. Модель В. Хендерсон.
4. Модель М. Аллен.
5. Модель К. Рой.
6. Модель Д. Джонсон
Заключение
Список литературы
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Модель сестринского
дела
- это реализация концепции сестринского
дела, то есть образец, по которому мы действуем,
это средство, помогающее представить,
на чем акцентировать внимание сестры
при обследовании пациента, какими должны
быть цели и сестринские вмешательства.
Сестринский процесс - это
метод организации и оказания сестринской
помощи.
Сестринский диагноз – формулирование
проблем пациента.
Ядро каждой
модели – различия в понимании потребностей пациента,
особенности понимания этапов сестринского
процесса и роль сестры в его осуществлении.
Сестринской практике существует множество
моделей сестринского ухода. Эти модели
базируются на оценке основных жизненных
потребностей человека, которых в разных
моделях насчитывается от 10 и более. Во
всех предложенных сестрам моделях жизненными
потребностями человека считаются физиологические,
психологические и социальные потребности:
1 Нормально дышать
2. Употреблять достаточное количество
пищи и жидкости.
3. Выделять из организма
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать и отдыхать.
6. Одеваться и раздеваться.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных
пределах, подбирая соответствующую одежду
и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться
о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не
создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми
, выражая свои эмоции и мнения.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии
со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Удовлетворять свою любознательность,
нормально развиваться.
В этой модели используется название
– формы жизнедеятельности, а не потребности. Сегодня
не существует единой модели сестринского
дела, но и единого мнения о необходимости
использования одной или нескольких моделей.
В связи с выше изложенным предлагаем
обзор некоторых моделей сестринского
дела.
Модель предложенная Н. Роупер в 1976 г, дополненная
в 80 годы В. Логан и А. Тайэрни. Авторы данной
модели считают, что медицинская сестра
должна сосредоточить свое внимание на
наблюдаемых сторонах поведения человека,
оценка сестринской деятельности основывается
на видимых, измеряемых и подающихся оценке
результатов.
Авторы модели установили 12 видов повседневной
жизнедеятельности, которые являются
потребностями человека. Часть из них
имеет биологическую основу, другие - культурную
и социальную. Степень удовлетворения
потребностей человека зависит от возраста,
его социального статуса и культурного
уровня.
Проявление повседневной жизнедеятельности.
1. Поддержание безопасной окружающей
среды
2. Общение
3. Дыхание
4. Потребление пищи и жидкости
5. Выведение продуктов жизнедеятельности
6. Поддержание личной гигиены и опрятности
в одежде
7. Регулирование температуры тела
8. Двигательная активность
9. Работа, досуг и развлечение
10. Сексуальность
11. Сон
12. Умирание
Применение модели Роупер, Логан, Тайэрни
в сестринском процессе
Оценка состояния пациента.
Первичная сестринская оценка проводится
для сбора данных о каждой потребности,
затем медицинская сестра устанавливает:
• что пациент может делать в настоящее
время;
• что пациент в обычной ситуации выполняет
без затруднения;
• какие действительные проблемы существуют
в настоящее время;
• какие потенциальные проблемы могут
развиться. При планировании ухода медицинская
сестра записывает действительные и потенциальные
проблемы, цели ухода и сестринские вмешательства.
Сестринские вмешательства.
Должны:
• предупредить развитие потенциальных
проблем;
• уменьшить тревогу пациента;
• предоставить возможность обращаться
за помощью и принимать ее для удовлетворения
нарушенной потребности
• помочь решить действительные проблемы.
Оценка качества и результатов ухода.
При проведении итоговой оценки медицинская
сестра устанавливает, достигнуты
ли поставленные цели и насколько полезной
и эффективной оказалась данная модель
сестринского дела в решении действительных
проблем.
4
Например:
Пациентка находящаяся на постельном
режиме, отказывается от приема пищи из-за
того, что ей приходится просить помощи
при физиологических отправлениях.
При проведении первичной сестринской
оценки мы выяснили:
- что пациентка может делать в настоящее
время;
- какие действительные проблемы существуют
в настоящее время.
При планировании сестринского вмешательства
медицинская сестра должна:
- помочь решить действительные проблемы;
- предоставить пациентке возможность
обращаться за помощью и принимать ее
для удовлетворения нарушенной потребности.
Цель ухода |
Сестринское вмешательство |
Оценка качества и результата ухода |
Роль медицинской сестры |
Начинается с первичной
оценки состояния |
После |
Критериями оценки качества
и результатов ухода является удовлетворение
каждой нарушенной потребности в соответствии
с поставленными целями. |
Авторы данной модели видят
роль медицинской сестры как независимую,
зависимую, взаимозависимую. Независимая
роль - заключается в оценке состояния
здоровья пациента, совместно с пациентом. |
Сестринскому вмешательству уделяется
большое значение в профилактике заболеваний
травм и обучению пациента и его родственников. Пациент
находится на лечении в травматологическом
отделении с диагнозом перелом костей
левой голени, пациенту наложен гипс.
При первичном обследовании пациента
медицинская сестра может предположить,
что пациент не в состоянии сразу передвигаться
на костылях без посторонней помощи.
В данном случае, имеется нарушение равновесия
между некоторыми универсальными потребностями
пациента и его возможностями осуществлять
самоуход (активно двигаться, посещать
туалет, принимать душ), то есть пациент
нуждается в посторонней помощи.
Планирование сестринского ухода будет
в рамках частично компенсирующей и обучающей
систем. Пациент сможет самостоятельно
удовлетворить универсальные потребности
в воздухе, пище, жидкости, но он нуждается
в помощи при передвижении для удовлетворения
других универсальных потребностей. Медицинская
сестра планирует обучение пациента безопасным
навыкам передвижения, чтобы предупредить
риск повторной травмы.
Сестринское вмешательство направлено
на восстановление равновесия между возможностями
и потребностями в самоуходе. Медицинская
сестра частично помогает одеваться и
раздеваться пациенту, одновременно она
обучает его безопасному перемещению
на костылях, а также новым умениям и навыкам,
позволяющим со временем одеваться и перемещаться
самостоятельно.
Взаимодействие пациента и сестры согласно Д. Орем.
Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
В.Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.
В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать, отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру
тела в нормальных пределах, подбирая
соответствующую одежду и
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные
обряды в соответствии со
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою
Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении, в течении трех дней у него нарушен сон.
При первичной оценке
состояния пациента, медицинская
сестра должна выяснить
Планирование ухода за пациентом предусматривает; обучение упражнениям по расслаблению, проветривание помещения перед сном, прогулки перед сном, перевод пациента в другую палату.
Сестринское вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости насколько это возможно.
Модель М. Аллен в настоящее время считается основной теоретической моделью, которая названа по имени автора. Она появилась в начале 70-х годов, когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи.
Пациент поступил в терапевтическое
отделение с диагнозом гипертонический
криз, в сопровождении жены и двух сыновей.
При обследовании медицинская, сестра
отмечает у пациента избыточную массу
тела, пациент обеспокоен своим состоянием.
При первичной оценке состояния пациента
медицинская сестра собирает сведения
о пациенте и его семье. Какие проблемы
со здоровьем и заболевания были в семье
раньше, как семья решала эти проблемы,
какими средствами при этом пользовалась,
какой был вклад каждого члена семьи в
решение этих проблем. Кроме этого он дает
описание своей повседневной жизни, т.е.
работа, питание, физические упражнения,
семья.
Планирование сестринского ухода. Медицинская
сестра вместе с пациентом определяет
существующую у него проблему - ту, что
явилась причиной его госпитализации,
определить приоритеты и отношение членов
семьи к определенным сферам деятельности.
Данная проблема долговременная и предстоит
длительный период, в течении которого
придется направить все усилия на преодоление
причин, вызвавших проблему.
Пациент и его семья должны это понять
и осознать. Пациент должен использовать
потенциальные возможности свои и своей
семьи для того, чтобы разработать план
действий.
Сестринское вмешательство предусматривает
следующее:
- образ жизни пациента (как заболевание
может отразиться на профессиональной
деятельности);
- стресс (если сменить место работы не
представляется возможным);
- диета и контроль за массой тела;
- физические упражнения;
- вредные привычки - курение.
Ознакомившись с несколькими моделями
из множества существующих мы видим, что
единой модели на сегодняшний день не
существует.
Практикующие сестры во многих странах
одновременно используют несколько моделей,
причем выбор модели зависит от невозможности
пациента удовлетворить те или иные потребности.
Осмысление уже разработанных моделей
помогает выбрать те, которые пригодны
для конкретного пациента.
Модель сестринского ухода помогает акцентировать
внимание медицинской сестры при обследовании
пациента, постановки диагноза и планирования
сестринского вмешательства.
8
Информация о работе Модели сестринского дела и их пременение