Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 21:08, реферат
Так называемые функциональные расстройства голоса связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани голосовых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: это могут быть заболевания гортани, носоглотки, неправильная техника голосоподачи ,снижение слуха.
При функциональных нарушениях голоса у детей логопедическая работа определяется тем, что при данном дефекте нет видимых анатомических изменений в строении голосовых складок. Патологическая симптоматика (гиперемия, набухание слизистой оболочки гортани) чаще носит временный характер и исчезает после лечения и ортофонических (голосовых) упражнений.
Основная задача логопедической работы при восстановлении функциональных нарушений голоса - преодоление стойкого фиксированного патологического рефлекса голосообразования. Поэтому проведение психотерапевтических бесед является необходимым залогом успеха в работе. Большое внимание могут иметь демонстрация магнитофонных записей голоса детей до и после лечения, личные встречи и беседы с детьми, которые уже закончили курс логопедических занятий. В случае надобности проводится общеукрепляющее лечение, рассчитанное в том числе и на укрепление нервной системы больного, поскольку состояние последней оказывает большое влияние на общую эффективность логопедической работы. Вслед за беседами идет режим молчания в течение 10-14 дней, после чего начинают коррекционно-логопедический занятия. Они включают артикуляционную и дыхательную гимнастику и голосовые упражнений, а также лечебная физкультура. Большое внимание уделяется дыхательным и артикуляционным упражнениям, поскольку полноценное речевое дыхание и правильное артикулирование звуков уже сами по себе способствуют лучшему звучанию голоса и большей разборчивости речи. Артикуляционная гимнастика снимает напряжение с артикуляционного аппарата ребёнка и способствует более активному участию органов артикуляции в процессе голосообразования. Поэтому целью артикуляционной гимнастики является выработка четкости, правильности, ловкости движений артикуляционного аппарата и координированную работу с органами дыхания и голосообразования. Дыхательные упражнения развивают фонационное дыхание, особенно удлиненный, сильный выдох.
Далее переходят к так называемым ортофоническим упражнениям, конечной целью которых является восстановление единой, координированной деятельности дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов, а также речевой функции в целом. Вся работа носит сугубо специальный характер, требует профессиональных знаний.
Положительно воздействие на мускулатуру гортани и её слизистые оболочки оказывает массаж и физиотерапевтические процедуры, способствующие регуляции кровообращения и уменьшению количества слизи. На фоне этих общеоздоровительных мероприятий больному предлагается строго соблюдать голосовой режим, не допуская перегрузки голосового аппарата. Иногда даже на некоторое время рекомендуется полное молчание или переход на шёпотную речь.
После окончания лечения больному в течение некоторого времени рекомендуется соблюдать щадящий режим и придерживаться необходимых профилактических мер.
Предупреждение расстройства голоса у детей.
С целью предупреждения расстройств голоса следует охранять голос ребёнка в дошкольном возрасте, не разрешать детям говорить слишком громко, крикливо, не позволять им очень громко петь, кричать на морозе во время прогулки и т.д.
При восстановлении функциональных расстройств особую роль приобретают профилактика и гигиена голоса. Личная профилактика нарушений голоса складывается из создания определённых условий быта, семьи, отдыха, режима жизни ребёнка.
К числу профилактических мер при дисфонии относится запрещение петь, громко декламировать и всячески перенапрягать голос.
Особые условия необходимо соблюдать во время мутации. Период становления голоса требует внимательного, чуткого, отношения со стороны педагогов, родителей, так как пубертатный период протекает на фоне физических и психических изменений личности подростка. В этот период нужно щадить голосообразующий аппарат, не кричать, не петь громко, особенно в сырых или непроветренных, накуренных помещениях. Если наблюдается частые срывы голоса, неприятные ощущения при фонации, следует обратиться к врачу - фониатру. Лицам, профессия которых требует длительной голосовой нагрузки, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет от переутомления.
Нарушения голоса у детей дошкольного возраста очень важно предупреждать соблюдением профилактических мероприятий, занятиями дыхательной гимнастикой.
Детскому саду и семье для профилактики нарушений голоса надо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом, соблюдать вышеперечисленные требования. Особое значение это имеет по отношению к детям, только что перенесшим заболевания верхних дыхательных путей. Некоторое время таким детям не следует давать большой нагрузки на голос, то есть не требовать от них громкой речи и пения.
Заключение.
Все причины речевых нарушений принято делить на две большие группы - органические и функциональные. Они в свою очередь также делятся на центральные и периферические.
К органическим расстройствам относят те из них, которые вызывают изменение анатомического строения голосового аппарата в его периферическом или центральном отделах.
Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим повреждением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции. Эта группа голосовых расстройств также делится на центральные и периферические. У детей эти нарушения встречаются реже, чем у взрослых.
Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии - фонопедии. Артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Дети получают специализированную помощь в лоротделениях и логопедических кабинетах поликлиник.
Поэтому очень важно своевременно выявлять и устранять нарушения речи. Обязательно нужно с самого начала приводить речь ребенка к норме, чтобы ничто не мешало ему полноценно учиться, работать и жить.
С целью предупреждения расстройств голоса следует охранять голос ребенка в дошкольном возрасте, не разрешать детям говорить слишком громко, крикливо, громко петь, кричать на морозе. Своевременно обращаться к врачу с какими-либо видимыми нарушениями. Ведь, здоровый голос ребенка - это залог его благополучного развития, воспитания и обучения.
Список ресурсов.