Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 08:04, курсовая работа
Детей, родившихся раньше срока, медики часто называют недоношенными.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть причины недоношенности детей;
2. Указать патологии у новорожденных недоношенных детей.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Недоношенные дети………………………………………..…………5
1.1 . Недоношенность, причины, группы риска…………………………………5
1.2.Анатомо-физиологические особенности. Морфологические признаки……………………………………………..………………………….…6
Глава 2. Патологии недоношенных детей…………………………………14
Глава 3. Особенности сестринского ухода за недоношенными детьми....21
3.1. Принципы выхаживания недоношенных детей…………………………..21
3.2. Особенности развития и диспансерного наблюдения, вакцинация……..25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29
Однако при достижении 5-ой стадии рубцовой ретинопатии недоношенных патологический процесс может продолжаться и приводить к развитию осложнений в виде помутнения роговицы и вторичной глаукомы. Поэтому при развитии контакта роговицы и радужки необходимо безотлагательное хирургическое лечение с целью сохранения глаза (в данном случае речь не идет о повышении остроты зрения).
Следует отметить, что если ребенок перенес даже легкие стадии активной ретинопатии недоношенных, или у него имеются невыраженные рубцовые изменения, то считается, что у таких детей не происходит формирование полноценной сетчатки. В дальнейшем у таких детей высокий риск развития близорукости, дистрофии и вторичных отслоек сетчатки.
При рождении недоношенного малыша одно из первых действий врачей - измерение температуры. Если она оказывается ниже 32 градусов, то кроху сразу помещают или в кувез, или на матрасик с термостатическим контролем. А если температура составляет 32-36 градусов, то малыша лучше всего согреть на теле мамы; кувез или подогретая кроватка используются, если это невозможно. Температуру будут мерить 3-4 раза в час, пока она не достигнет нормального уровня.
Глава 3. Особенности сестринского ухода за недоношенными детьми
3.1. Принципы выхаживания недоношенных детей
Первый период
выхаживания недоношенных - это период постнатальной
адаптации к окружающей среде у недоношенных
детей растягивается на 1—2 мес. Вследствие
незрелости органов и систем при неадекватных
условиях возможны тяжелые срывы адаптации.
Поэтому организация оптимальных условий
выхаживания имеет для недоношенных детей
чрезвычайно важное значение.
Температура воздуха в родильном доме должна быть не менее 22—23; ребенка принимают в теплые стерильные пеленки или непосредственно после рождения и отсечения пуповины помещают на специальный столик с подогревом (в инкубатор). Глубоко недоношенных детей в некоторых странах заворачивают в металлизированные пеленки для предотвращения потерь тепла. Перевод недоношенного ребенка из родильного дома в стационар для II - го этапа выхаживания, как правило, на базе клинических детских больниц при наличии специально оснащенных реанимационных машин с инкубатором и кислородным баллоном может осуществляться уже впервые часы жизни при отсутствии явных противопоказаний к транспортировке (внутричерепные кровоизлияния, гемолитическая болезнь). В специализированных отделениях недоношенных детей размещают в боксированных палатах (2—3 ребенка в боксе). Детей, родившихся с массой тела менее 1500 г, а также более зрелых, но тяжелобольных недоношенных выхаживают в инкубаторах (кувезах).
Второй этап выхаживания недоношенного является начальным этапом реабилитации. Практически все недоношенные дети нуждаются в физической реабилитации: массаж, упражнения в воде, для чего необходимы специальное помещение с ваннами и обученный персонал. К реабилитации незрелых детей необходимо привлекать родителей, прежде всего мать (общение в палате, «кенгуру» контакт «кожа к коже»).
Детям, находящимся в отделении с целью реабилитации, необходимо в летнее время организовывать прогулки на веранде или в саду
Следующий этап выхаживания и диспансерного наблюдения недоношенного ребёнка осуществляется под наблюдение специалистов детской поликлиники. Выписка недоношенного ребенка из стационара, на педиатрический участок осуществляется при наличии стойкой адаптации к внешней среде: самостоятельное сосание, регулярная прибавка массы тела (при выписке 2200- 2300 г и более), достаточная терморегуляция. Незадолго до выписки мать обучают приемам ухода, массажа и упражнениям в воде.
В связи с тем, что у недоношенного ребенка ослаблены или отсутствуют сосательный и глотательный рефлексы необходим индивидуальный выбор способа кормления, который определяется тяжестью состояния ребенка, массой тела при рождении, степенью недоношенности. Предпочтение раннего начала питания независимо от выбранного способа: в течение первых 2-3 часов после рождения ребенка и обязательно не позднее, чем через 6-8 ч; в тяжелых случаях через 10-12 ч после рождения; обязательное проведение "минимального" энтерального питания при полном парентеральном питании. Наиболее активно созревание ферментных систем у плода происходит в III триместре внутриутробного развития. Это связано с тем, что формирование структуры слизистой оболочки заканчивается в основном к 24-й неделе гестации. В более ранние сроки активизируются ферменты, участвующие в белковом и углеводном метаболизме, несколько позднее в жировом. Максимальный уровень активности ферментов наблюдается в проксимальной части тонкой кишки.
При тяжелых перинатальных поражениях центральной нервной системы и инфекционных процессах у недоношенных новорожденных ферментативная активность пищеварительного тракта снижается в среднем в 1,5 раза. К месячному возрасту наблюдается лишь частичное ее восстановление. Новорожденные дети с массой тела более 2000 г при оценке по шкале Апгар 7 баллов и выше могут быть приложены к груди матери впервые сутки жизни. Обычно в родильном доме или стационаре устанавливается 7-8-разовый режим кормления. Для недоношенных детей свободное вскармливание является неприемлемым в связи с неспособностью таких детей регулировать объем высосанного молока и высокой частотой перинатальной патологии, однако возможно ночное кормление.
При грудном вскармливании необходимо внимательно следить за появлением признаков усталости, периорального и периорбитального цианоза, одышки и др. Наличие данной симптоматики является показанием к более редкому прикладыванию к груди или к полному переходу на кормление сцеженным материнским молоком из бутылочки.
Усилия медработников должны быть направлены на сохранение грудного вскармливания в максимально возможном объеме, учитывая особую биологическую ценность именно материнского нативного молока для незрелого ребенка и важную роль контакта матери с новорожденным во время кормления
При определении способа кормления и назначении его объема и состава необходимо учитывать индивидуальные особенности незрелого ребенка, сниженную толерантность к пище и повышенную потребность в энергетических субстратах.
Энтеральное вскармливание при отсутствии противопоказаний начинают обычно через 2- 6 ч после рождения (сцеженное грудное молоко матери; более зрелых условно здоровых недоношенных можно приложить к груди).
Можно начинать энтеральное питание на 3-5 день жизни у детей, перенесших тяжелую внутриутробную асфиксию, при этом снижается риск развития некротического энтероколита.
По мере улучшения общего состояния часть кормлений через зонд заменяют кормлением из соски. Прикладывание к груди недоношенного ребенка осуществляют по индивидуальным показаниям, при активном сосании и массе тела 1800-2000 г.
Попытки к началу энтерального питания должны быть сделаны как можно раньше, потому что, хорошо известны преимущества энтерального питания:
* улучшение кровоснабжения кишечника
* повышение уровня регуляторных гормонов
* формирование нормального биоценоза кишечника
* положительное влияние на иммунную систему кишечника и реализацию слизистой ЖКТ
* созреванию моторной функции кишечника
Доказано, что раннее введение минимального энтерального питания (трофического питания), обладает рядом преимуществ у больных недоношенных детей, нуждающихся в интенсивной терапии.
Начало энтерального питания у новорожденных должно основываться на оценке ряда признаков готовности к энтеральному питанию:
* отсутствие вздутия живота
* отсутствие пороков развития, требующих экстренного хирургического вмешательства
* наличие активной перистальтики
* нормальное отхождение мекония
При невозможности энтерального вскармливания (язвенно-некротический энтероколит, врожденные аномалии развития желудочно-кишечного тракта, упорная рвота и эксикоз на фоне различных заболеваний) ребенка переводят на частичное или полное парентеральное вскармливание.
3.2. Особенности развития и диспансерного наблюдения, вакцинация
Для физического развития недоношенных детей характерны более высокие темпы прироста массы и длины тела на первом году жизни (за исключением первого месяца). К 2—3 мес они удваивают первоначальную массу тела, к 3—5 — утраивают, к году — увеличивают в 4—7 раз.
Диспансерное наблюдение за недоношенными детьми в условиях поликлиники предполагает дифференцированный контроль за их физическим и нервно-психическим развитием, а также систематические осмотры специалистами (невролог, ортопед, окулист, по показаниям — хирург, аллерголог), индивидуальные оздоровительные и закаливающие процедуры в зависимости от наличия нарушений развития, подбор адекватной профилактики рахита и анемии, индивидуального прививочного календаря.
Большинство недоношенных детей не получают в родильном доме вакцину БЦЖ.
Участковый педиатр проводит осмотр Н.д. 1 раз в 2 нед. в первом полугодии и 1 раз в месяц во втором полугодии жизни. Невропатолог осматривает ребенка, родившегося раньше срока после выписки из стационара, а в дальнейшем в зависимости от характера клинических проявлений со стороны ц.н.с. от 1 до 3 раз в квартал в течение первого года жизни. В каждом конкретном случае решается вопрос о целесообразности госпитализации ребенка в специализированное отделение реабилитации. Консультативные осмотры офтальмолога проводят 1 раз в 3 мес., оторино-ларинголога — 1 раз в 6 мес., хирург и ортопед осматривают всех Н.д. в возрасте 1 и 3 мес. Во втором полугодии жизни необходима консультация логопеда и детского психиатра.
Профилактические прививки целесообразно проводить на втором году жизни после консультации педиатра и невропатолога, для прививок используют ослабленные вакцины.
При выявлении при оценке физического развития у ребенка, родившегося недоношенным, дефицита роста требуется консультация эндокринолога, дефицита массы тела — гастро-энтеролога. Во все возрастные периоды (1—3 года, 4—5 лет, 6—8 лет) необходима оценка психофизических показателей здоровья, что позволяет решить вопрос о гармоничности развития ребенка, адекватности проводимой медикаментозной, психологической и социально-педагогической коррекции. Очень важно оценить возможности ребенка при поступлении его в школу. При наличии противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе дается заключение о направлении его в специализированную школу.
На всех этапах наблюдения недоношенного ребенка необходима активная совместная работа врача и родителей. Впервые дни и недели его жизни, мать, как правило, нуждается в психотерапевтической коррекции, «снятии» послеродового стресса. Для этого в отделении 2-го этапа должен работать психолог или психотерапевт (индивидуальные или групповые сеансы психотерапевтической коррекции). Мать (иногда и отец) должна контактировать с ребенком, находящимся в стационаре («кенгуру», общение с ребенком, находящимся в инкубаторе, колыбельные песни), на заключительном этапе выхаживания мать обучается уходу, массажу, упражнениям в воде. Патронажная медицинская сестра контролируют условия домашней жизни ребенка, своевременность медицинских вмешательств (посещения специалистов, анализы, прививки), занятия по стимуляции психоэмоционального и речевого развития. Соответствующая щадящая домашняя обстановка и регулярные занятия с родителями, сенсорная стимуляция (игрушки, колыбельные песни), тренировка элементарных навыков являются обязательными условиями для полноценного развития недоношенных детей
Заключение
Основным условием успешного
выхаживания недоношенных детей является
создание отделений трех этапов. Самым
результативным является II этап, когда
на 7 - 10-й день жизни детей с массой тела
до 2000 г переводят из родильного дома в
отделение патологии новорожденных детского
стационара. Перевод недоношенных новорожденных
с I этапа (родильный дом) на II осуществляют
после предварительной договоренности
на заранее подготовленное место. Транспортировку
детей проводят в специально оборудованных
машинах, которые оснащены переносными
инкубаторами, кислородом, что способствует
максимально приближенному к внутриутробному
состоянию доношенного ребенка. При отсутствии
специальных машин для перевозки недоношенных
детей применяют обыкновенные машины
скорой помощи, что провоцирует осложнения
в выхаживании и развитии недоношенного
ребенка.
На третьем, не менее важном
этапе, диспансерное наблюдение за недоношенными
детьми в условиях поликлиники
предполагает: дифференцированный контроль
над их физическим и нервно-психическим
развитием. Ребенок наблюдается педиатром
и узкими специалистами по
специальному плану, который составляет
участковый врач, но неукоснительно выполняет
участковая медицинская сестра.
Большую роль по профилактике недоношенных детей отводится медицинским работникам среднего звена, медицинским сестрам.
Поэтому рекомендую: