Обучение в сестринском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные и владеть педагогическими приемами.
Особое значение приобретает терапевтическое обучение, которое становится важной частью ежедневной работы медицинской сестры.

Содержание

1.Обучение как функция сестринского дела…………………….
2.Задачи и сферы обучения в сестринском деле………………..
3.Условия эффективного обучения………………………………
4.Принципы обучения пациентов и членов их семей…………..

Вложенные файлы: 1 файл

обучение в сд.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

 

 

                                       Акушерский колледж

 

 

 

 

 

 

                  

 

                  

 

                  Обучение в сестринском деле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Реферат студентки

                                                                                            2-го курса

                                                                                     Курышевой Е. С.

 

                                                                                     Преподаватель

                                                                                    Сенявская Ю. В.

 

 

 

 

 

 

 

                                         Санкт-Петербург 2013

                         

                                Оглавление

 

 

 

 

 

 

1.Обучение как функция сестринского  дела…………………….

2.Задачи и сферы обучения  в сестринском деле………………..

3.Условия эффективного обучения………………………………

4.Принципы обучения пациентов  и членов их семей…………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Обучение как функция сестринского дела

 

Медицинские сестры должны владеть  навыками сбора информации, уметь  анализировать полученные данные, планировать  свои действия и осуществлять их, учитывать  индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные и владеть педагогическими приемами.

Особое значение приобретает терапевтическое  обучение, которое становится важной частью ежедневной работы медицинской  сестры. 

 

По определению ВОЗ (2001) терапевтическое обучение больных - это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвратить или отсрочить развитие возможных осложнений. Терапевтическое обучение приводит к улучшению качества и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями, повышает качество ухода, снижает расходы на лечение в лечебном учреждении. Терапевтическое обучение больных - это системный, ориентированный на пациента учебный процесс, который должен учитывать ряд факторов:  
- способность пациента справляться с заболеванием, контролировать ситуацию;  
- представления пациента о здоровье, его социально-культурный уровень;  
- потребности пациента независимо от того, нарушены они или нет. 

Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает его семью, родственников и друзей. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставление пациенту необходимой информации и обязательную психологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственников. Это длительный непрерывный процесс, учитывающий образ жизни пациента и особенности его личности.  
Функции медицинской сестры как преподавателя состоят:  
1) в выявлении потребности в обучении у пациента или его близких;  
2) мотивации обучения; 
3) передаче знаний пациенту;  
4) выработке умений у пациента;  
5) формировании у пациента устойчивых навыков. 

Кроме того, медицинская сестра в процессе обучения должна:  
- соотносить свое профессиональное поведение и заболевание пациента;  
- учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи;  
- проявлять сочувствие к пациенту;  
- осознавать потребности пациента;  
- учитывать эмоциональное состояние пациента, его представления о заболевании и лечении;  
- обучать пациента навыкам управления лечебным процессом;  
- помогать пациентам управлять своим образом жизни;  
- оценивать процесс обучения и предоставлять необходимую информацию. 

Медицинская сестра, занимающаяся обучением пациента и его родственников, должна соответствовать довольно высоким требованиям.  
1. Ей должны быть присущи лучшие общечеловеческие качества: отзывчивость, сердечность, способность понять проблемы пациента и сопереживать ему, доброта, терпимость.  
2. Она должна иметь соответствующий уровень интеллектуального и культурного развития, т.е. обладать грамотной речью, внутренней и внешней культурой, чувством юмора, профессиональными знаниями и умениями, широким кругозором.  
3. От медицинской сестры требуется высокая внутренняя дисциплина, умение работать над собой, что проявляется в умении контролировать свои эмоции, настроить себя на задушевность, конфиденциальность, самостоятельностью в действиях, настойчивостью, самообладанием, активностью, трудолюбием и ответственностью 
4. Медицинская сестра должна обладать педагогическими способностями: умением выбрать оптимальный метод воздействия на пациента, мотивировать обучение, используя жизненные ценности, организовать учебный процесс; иметь педагогический такт.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Задачи и сферы обучения в сестринском деле

 

Задачами обучения в сестринском деле являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.  
Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной. 

Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях. 

Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.  
Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д. 

Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения.  
Методами обучения являются:  
1) словесный - информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;  
2) наглядный (иллюстративный) - используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;  
3) практический - проводится отработка практических манипуляций: измерения артериального давления, смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора. 

Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.  
Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 - 3 чел.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Условия эффективного обучения

 

Для того чтобы обучение пациента или его близких было максимально  эффективным, медицинской сестре необходимо учитывать множество факторов. В первую очередь ей требуется правильно оценить потребность пациента или его семьи в обучении, мотивировать их, оценить исходный уровень знаний и умений пациента, учесть факторы, влияющие на способность к обучению.  
Затем медицинской сестре необходимо разумно организовать обучение: продумать его содержание, выбрать место и время обучения, создать благоприятную обстановку, использовать разнообразные педагогические приемы и, наконец, оценить качество обучения. 

Для каждого обучаемого мотивация индивидуальна. Но в каждом случае должен присутствовать познавательный интерес, без которого эффективное обучение невозможно. 

Для медицинской сестры важно суметь заинтересовать пациента в необходимости  получения тех или иных знаний, умений и навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию. 

Готовность пациента к обучению зависит:  
- от состояния здоровья - при тяжелом состояния пациента обучение лучше отложить;  
- состояния сознания - обучение должно проводиться только при ясном сознании пациента и совершенно невозможно, если пациент находится без сознания;  
- умственных способностей (интеллекта), образования обучаемого - при низких умственных способностях процесс обучения возможен, но потребует от медицинской сестры значительных физических и эмоциональных затрат;  
- возраста - чем младше пациент, тем меньший объем информации он может усвоить и овладеть только самыми несложными действиями; преклонный возраст также не способствует эффективному обучению. 

Обучение должно удовлетворять нескольким условиям: быть доступным, последовательным, интересным, научным (т.е. отражать современные официальные взгляды на изучаемый вопрос).  
Необходимую информацию медицинская сестра должна давать небольшими блоками от простого к более сложному. 

Объяснения желательно подкреплять большим количеством примеров. 

В течение всего процесса обучения медицинская сестра должна поощрять активное участие и заинтересованность пациента в обучении, что может  выражаться похвалой, одобрением, перспективой (например, возможным снижением дозы лекарства при скрупулезном соблюдении диеты или питьевого режима).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Принципы обучения пациентов и членов их семей

 

Обучение пациента и/или его близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения состоит из пяти этапов.

1. Сбор информации  о пациенте (обследование) и оценка  исходного уровня знаний и  умений пациента или его родственников.

При каждом контакте с пациентом, начиная  с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о  пациенте является непрерывным. Всю  эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.  
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д. 

2. Определение проблем  пациента.

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

3. Определение целей  обучения, планирование его содержания.

Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить  перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована  на три сферы: познавательную, эмоциональную  и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента:  
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;  
2) временные рамки - интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);  
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей). 

4. Реализация плана обучения.

Для реализации намеченного плана  медицинская сестра совместно с  пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения.

В процессе обучения необходимо постоянно  поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.  
Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов  обучения.

После реализации плана обучения медицинская  сестра оценивает результат, т.е. соотносит  его с поставленными целями. 

Информация о работе Обучение в сестринском деле