Общение в сестринском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 19:39, реферат

Краткое описание

Отношения с клиентом требуют от медсестры больших психологических затрат. Поэтому важно в трудовом коллективе обращать особое внимание на состояние работников. Необходимо внутри трудового коллектива давать работникам возможность психологической разгрузки путем проговаривания сложных моментов и обеспечения правильного руководств работой с целью нахождения способов решения проблем и противоречий.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 27.12 Кб (Скачать файл)

БОУ "Калмыцкий медицинский  колледж им. Т. Хахлыновой"

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема:

"Общение   в сестринском деле"

 

 

 

 

 

Выполнила: Болдырева 

Долма Николаевна

Группа №12, 1-ая бригада

Руководитель: Бирюкова

 

 

 

г. Элиста. 2013г.

 

Введение.

Профессиональные отношения  общения между медсестрой и пациентом - это отношения сотрудничества,  основной задачей которых является достижение клиентом максимально хорошей  способности управлять своей  жизненной ситуацией и преодолеть депрессию. Этого достичь невозможно, если между медсестрой и пациентом не будет сотрудничества. Задачей медсестры является оказание помощи пациенту в росте и развитии его способности контролировать жизненную ситуацию. Пациент при этом должен стремиться к тому же. Для создания доверительной атмосферы сотрудничества особенно важна первая минута общения между медсестрой и пациентом. Именно в первую минуту общения пациент должен понять, что его здесь рады видеть и готовы помочь.Общение продолжается весь период ухода. Отношения, складывающиеся во время ухода развиваются, как и любые другие общественные отношения. В начале пациент и медсестра знакомятся друг с другом. Медсестра стремиться активно, слушать клиента и документировать потребность в уходе и помощи. Доверие клиента к медсестре возрастает, если он ценит доверительность медсестры. Особое влияние на это оказывает искренняя заинтересованность медсестры и желание её помочь.

Важнейшим "инструментом" медсестры является она сама. Уход требует от медсестры смелости и  желания оказать помощь клиенту. Медсестре необходимо вести себя таким образом, чтобы клиент поверил, что ему действительно хотят  помочь. Здесь важными являются хорошие  манеры, такие как приветливость, благодарность, готовность выслушать, дружелюбность, профессионализм. Важно, чтобы медсестра в разговоре  смотрела в глаза пациента и вела себя спокойно. Один из методов ухода - это эмпатия, что означает заинтересованность и сопереживание проблем пациента. Это особенно отмечает для себя клиент. Умение слушать означает, что не нужно формулировать за клиента его следующую реплику или прерывать её, необходимо дослушать до конца то, что говорит пациент. Необходимо употреблять в разговоре понятные пациенту речевые обороты. Использование в разговоре имени пациента создаёт эффект индивидуальности подхода. Для некоторых людей неожиданное обращение "на ты" оказывает негативное влияние. Если пациент на минутку замолчал, не надо его подгонять - можно посидеть и в тишине. В жизни больного человека достаточно страданий и если он хочет об этом поговорит, у медсестры должна быть готовность и время его выслушать. Возможность выговориться и быть выслушанным важный фактор выздоровления пациента. Касание пациента - подчас очень эффективный способ выказать своё участие и заботу, но лишь в том случае если пациент это приемлет. 
Отношения с клиентом требуют от медсестры больших психологических затрат. Поэтому важно в трудовом коллективе обращать особое внимание на состояние работников. Необходимо внутри трудового коллектива давать работникам возможность психологической разгрузки путем проговаривания сложных моментов и обеспечения правильного руководств работой с целью нахождения способов решения проблем и противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ  ДЕЛЕ  
 
Сущность общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью.  
Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмоционально-психологических отношений, осуществляется взаимное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.  
В общении выделяют содержание, цель, средства, виды, функции, формы, стороны, барьеры. 

Содержание общения — это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медицинского работника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасности в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, восприятие и характеристика окружающего мира. 

По содержанию можно выделить общение:

1.материальное — обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов:  
2.когнитивное — обмен знаниями, т.е. общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности (например, обучение пациента элементам само ухода или информирование о правильном приеме лекарственныхпрепаратов.  
3.деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками, т.е. информация, совершенствующая и развивающая способности субъекта (например, обучение членов семьи пациента умению оказать ему доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы или формирование у пациентки навыка по само обследованию молочной железы);

4.кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями; при данном общении один человек оказывает на другого влияние, рассчитанное на то, чтобы привести его в определенное физическое или психическое состояние и тем самым воздействовать на самочувствие (например, поднять настроение хорошей информацией или испортить плохим сообщением, успокоить человека или, наоборот, активизировать);

5.мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; в данном случае от одного человека к другому передаются определенные установки или готовность к действиям в определенном направлении (например, инструктор настраивает пациента на интенсивные занятия лечебной физической культурой, мотивируя положительными результатами по восстановлению функции пораженной конечности). 

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, нравственного развития и др.  Средства общения делятся на две группы: терапевтические и не терапевтические.

К терапевтическим средствам общения относятся:       

• пристальное внимание;        

• терапевтическое прикосновение;        

• контакт глаз. 

К нетерапевтическим средствам общения относят:       

• избирательное или невнимательное выслушивание;       

• констатация заключения;        

• безличное отношение;       

• неоправданное доверие;        

• утаивание информации;        

• фальшивое успокаивание;        

• морализаторство;       

• критика, угрозы.       

Функции общения определяются в соответствии с его содержанием. Сочетаясь, они придают процессу общения определенную специфику. Различают  следующие функции общения:

1.инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для выполнения какого-либо действия;  
2.интегративная — является средством объединения людей;  
3.самовыражения — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; 

4.трансляционная — передает конкретные способы деятельности, оценки и т.д.;  
 5.экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;  
 6.социального контроля — регламентация поведения и деятельности;  
 7.социализации — формирование навыков взаимодействия в соответствии с принятыми нормами и правилами. 

Общение достаточно разнообразно по своим формам. Прямое общение  подразумевает естественный контакт  «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пантомимика) средств, когда информация лично передается от медицинской  сестры пациенту. Косвенное общение  характеризуется включением в процесс  общения дополнительного участника  как посредника, через которого происходит передача информации (например, акушерка передает необходимую информацию по режиму посещения Школы молодых  мам супругу беременной женщины). 

Непосредственное общение  является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно  осуществляется с помощью тела, конечностей, органов: рук, голосовых связок, туловища и т.п. (например, при разговоре  с тяжелобольным пациентом важно  поглаживать его по рукам, голове). Опосредованное общение рассматривается  как неполный психологический контакт  при помощи письменных или технических  устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи  между участниками общения (например, медицинская сестра оставляет пациенту записку о необходимости прийти на прием к участковому терапевту).  
Массовое общение подразумевает множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, консилиум врачей у постели пациента) и коммуникацию, опосредованную средствами массовой информации (например, реклама минеральной воды). 

Межличностное общение связано  с непосредственными контактами людей в группах, постоянных по составу  участников (врач — медицинская  сестра — пациент — родственники). Оно подразумевает известную  психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

                     Влияние различных факторов на процесс общения       

Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения  можно, развивая такие качества, как  аттракция, эмпатия и рефлексия.      

Аттракция обозначает возникновение  привлекательности при восприятии одного человека другим, т.е. это умение нравиться другим людям, производить  на них приятное впечатление.       

Эмпатия (позиции душевного сочувствия) — это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека.      

Рефлексия — это процесс  логического анализа проблем, поступков  и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам  о нем. Отмечено, что при общении  двух человек в сознании каждого  из собеседников происходят следующие  рефлексивные процессы

           Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения      

В процессе человеческого  общения со всей наглядностью проявляется  различие двух близких понятий: «слушать»  и «слышать». К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Истинное слушание — это слушание без вынесения суждений, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить  навыки слушания можно лишь в том  случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого  человека. Неумение слушать — это  наиболее значительная и самая распространенная проблема в общении.       

Одна из важнейших задач  медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом  беседу, эффективность которой зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.        

Можно говорить об эффективном  и неэффективном слушании. Слушание неэффективно, когда не обеспечивает правильною понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают  его переживания смешными, незначительными. Оно неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения  собеседников в понимании обсуждаемой  проблемы, не приводит к ее решению  или не способствует установлению доверительных  отношений.

Рекомендации  по общению с пациентом      

Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между  медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и  сотрудничества, создать и сохранить  спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу можно с помощью  нескольких приемов.  
      1. «Имя собственное». Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.       

2. «Комфортная обстановка».  Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему  удобное место, учитывая освещение,  наличие шума, мебель, помещение,  присутствие посторонних и т.д.  Необходимо помнить о межличностной  дистанции, расположиться так,  чтобы лицо находилось на одном  уровне с лицом пациента. Обязательно  напоминают пациенту о конфиденциальности  беседы.  
      3. «Зеркало отношении». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении липа, свидетельствующем, что «я — ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.       

4. «Построение беседы».  Разговор с пациентом начинают  с подчеркивания его достоинств  и положительных достижений в  устранении проблемы со здоровьем.  Нежелательно начинать беседу  со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным  вопросам подходят постепенно. Терпеливо  и внимательно выслушивают проблемы  пациента. Следует, уточняя подробности,  поддерживать разговор в нужном  направлении. Это приводит к  удовлетворению одной из самых  важных потребностей любого человека  — потребности в самоутверждении,  что ведет к образованию положительных  эмоций и создает доверительное  отношение пациента.       

Информация о работе Общение в сестринском деле