Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 18:50, реферат
Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение между людьми - важная составляющая повседневной жизни. «Сестринское дело, наряду с доброжелательным, технически грамотным выполнением лечебных процедур и манипуляций, подразумевает общение медицинской сестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологические трудности, подавленным, испуганным или агрессивным. У пациентов могут быть самые различные потребности в общении, им могут понадобиться совет, утешение, поддержка, консультация или просто возможность поделиться своими переживаниями».
2. Вступление…с3
3. Основная часть:
1.Общение-одно из важнейших умений в учебном процессе…с4
2. Отношения ухода- общественные отношения в сестринском деле…с6
3.Памятка для медицинских сестёр…с8
4.Исторические модели моральной медицины…с11
3.Заключение…с15
4.Источники…с16
1.Общение-одно из важнейших
2. Отношения ухода- общественные отношения в сестринском деле…с6
3.Памятка для медицинских сестёр…с8
4.Исторические модели моральной медицины…с11
3.Заключение…с15
4.Источники…с16
Общение в сестринском
деле - одно из важных умений, необходимых
для качественной деятельности медицинской
сестры. Общение между людьми - важная
составляющая повседневной жизни. «Сестринское
дело, наряду с доброжелательным, технически
грамотным выполнением лечебных
процедур и манипуляций, подразумевает
общение медицинской сестры с
пациентом, испытывающим порой физические
и психологические трудности, подавленным,
испуганным или агрессивным. У пациентов
могут быть самые различные потребности
в общении, им могут понадобиться
совет, утешение, поддержка, консультация
или просто возможность поделиться
своими переживаниями».
Значение психотерапевтического воздействия,
возможного при эффективном общении, хорошо
известно, его результат иногда превосходит
все другие методы лечения. Навыки общения
необходимы ей для завоевания доверия
пациента, его семьи, взаимодействия с
врачами и другими специалистами, участвующими
в лечебном процессе. На собственном опыте
многие знают, как часто люди недопонимают
друг друга. Навыки эффективного общения
помогут устранить эту проблему.
Основными принципами философии
сестринского дела является
уважение к жизни, достоинству и правам
человека. Для того чтобы понимать человека
и общаться с ним, требуются уважение,
вера в его значимость, ценность, уникальность,
доброту, силу, способность руководить
своими действиями и право на это. Сестринское
дело - это ответственные заботливые взаимоотношения.
Общение - одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.
Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения.
Можно выделить три уровня
общения:
1. внутриличностное – с самим собой во
время работы;
2. межличностное – между двумя и более
людьми;
3. общественное – общение одного человека
с большой аудиторией.
Для того чтобы сделать
общение эффективным следует
иметь:
1. отправителя – тот, кто предает информацию;
2. сообщение – посылаемая информация;
3. канал – форма оправки сообщения;
4. получателя – тот/те, кому посылается
сообщение;
5. подтверждение - информация о получении
сообщения.
Каналы общения:
1. устная речь – получатель слышит ее;
2. неречевое сообщение – мимика, жесты,
позы, какие либо действия; получатель
видит его;
3. письменное сообщение – получатель
читает его.
Общение бывает вербальным и невербальным.
Вербальное общение – устная
речь;
Невербальное общение - мимика, жесты,
позы, прикосновения,
письменное общение (общение, с помощью
слов или символов).
Возможные причины непонимания
общающихся:
• неправильно выбран канал общения, т.
е. получатель не подтвердил получения
сообщения или не понял его;
• сообщение передано невнятно или быстро
или тихо и т. д.
Вербальное общение
Вербальное общение может
быть эффективным, если:
• говорить медленно с хорошим произношением,
простыми короткими фразами;
• не злоупотреблять специальной терминологией;
• выбрать правильную скорость и темп
речи, исходя из уровня восприятия собеседника;
• правильно выбирать время для общения:
тот, кому адресована данная информация,
должен иметь желание и интерес к беседе;
• следить за интонацией голоса, убедиться,
чтобы она соответствовала тому, что собираются
говорить;
• убедиться в том, что вас поняли;
• юмор, использованный с осторожностью,
подчас помогает успокоить и снять напряжение,
обеспечит эмоциональную поддержку и
смягчит восприятие болезни.
Письменное общение может
быть эффективным, если:
• писать аккуратно;
• выбрать правильный размер и цвет букв;
• писать грамотно;
• выбрать понятные и простые слова;
• подписать сообщение.
Эффект письменного общения
зависит от следующих компонентов:
• умеет ли получатель читать;
• понимает написанное;
• видит написанное;
• знает ли язык, на котором написано сообщение.
Невербальный канал общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл, тогда как слова могут ввести в заблуждение, так как этот канал общения, как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать.
Навык невербального общения сестре необходим, так как ей часто приходится ухаживать за пациентом, не способным использовать устную речь как канал общения.
Мимика является очень богатым источником информации.
С помощью мимики можно передать
следующие состояния:
• удовольствие – радость;
• интерес – ажиотаж;
• гнев – ярость;
• пренебрежение – презрение;
• удивление – испуг;
• стыд – робость – унижение;
• страх – ужас;
• счастье – печаль.
При бессловесном (невербальном)
общении с пациентом большую
роль играют:
• внешний вид медсестры
– опрятность и профессионализм вызовут
доверие пациента;
• выражение лица значительно
влияет на общение с пациентом (улыбка/нахмуренные
брови); лицо может выражать шесть основных
чувств:
1. удивление,
2. страх,
3. гнев,
4. отвращение,
5. счастье,
6. печаль;
• глаза – своеобразный
«центр», позволяющий более точно определить
выражение лица;
• руки – исходя из того,
как жестикулирует собеседник, можно судить
о его эмоциональном состоянии; походка – является дополнительным
критерием оценки внутреннего состояния
человека.
| |
|
1. Исторические модели моральной медицины.
Для того, чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики и ставят во главу угла в этических комитетах следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.
Модель Гиппократа («не навреди»).
Принципы врачевания, заложенные «отцом
медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.),
лежат у истоков врачебной
этики как таковой. В своей
знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал
обязанности врача перед
Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994, содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы.
Модель Парацельса («делай добро»)
Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.
В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.
Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
В основе данной модели лежит принцип
«соблюдения долга» (deontos по-гречески
означает «должное»). Она базируется
на строжайшем выполнении предписаний
морального порядка, соблюдение некоторого
набора правил, устанавливаемых медицинским
сообществом, социумом, а также собственным
разумом и волей врача для
обязательного исполнения. Для каждой
врачебной специальности
Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).
Современная медицина, биология, генетика
и соответствующие
2.Модели моральной медицины в современном обществе.
Будем считать рассмотренные в предыдущем разделе исторические модели «идеальными» и рассмотрим более реальные модели, включающие в себя некоторые правовые аспекты описываемых отношений.
Большая часть проблем возникает в медицинской практике там, где ни состояние больного, ни назначаемые ему процедуры сами по себе их не порождают. В повседневных контактах с пациентами преимущественно не возникает неординарных моральном плане ситуаций.
Наиважнейшая проблема современной
медицинской этики состоит в
том, что охрана здоровья должна быть
правом человека, а не привилегией
для ограниченного круга лиц,
которые в состоянии себе ее позволить.
Сегодня, как впрочем, и ранее, медицина
не идет по этому пути. Однако эта
норма, как моральное требование,
завоевывает все большее
Модель «технического» типа.
Одно из следствий биологической революции - возникновение врача-ученого. Научная традиция предписывает ученому «быть беспристрастным». Он должен опираться на факты, избегая ценностных суждений.
Лишь после создания атомной
бомбы и медицинских
Модель сакрального типа.
Противоположной к описанной выше модели является патерналистская модель отношений «врач-пациент». Социолог медицины Роберт Н. Вилсон характеризует эту модель как сакральную.
Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда». В классической литературе по медицинской социологии в отношениях между врачом и пациентом всегда употребляются образы родителя и ребенка.
Однако, патернализм в сфере ценностей лишает пациента возможности принимать решения, перекладывая ее на врача. Следовательно, для сбалансированной этической системы необходимо расширить круг моральных норм, которых должен придерживаться медик.