Общение и обучение в сестринском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

Общение - одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.
Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения.
Можно выделить три уровня общения:
1. внутриличностное – с самим собой во время работы;
2. межличностное – между двумя и более людьми;
3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией.

Вложенные файлы: 1 файл

Общение и обучение в сестренском деле.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Общение и обучение в сестринском  деле

 

Общение - одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Доверие к сестре у пациента и его семьи  возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения.

Можно выделить три уровня общения: 
1. внутриличностное – с самим собой во время работы; 
2. межличностное – между двумя и более людьми; 
3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией.

 

Каналы общения: 
1. устная речь – получатель слышит ее; 
2. неречевое сообщение – мимика, жесты, позы, какие либо действия; получатель видит его; 
3. письменное сообщение – получатель читает его.

Общение бывает вербальным и невербальным.

Вербальное  общение – устная речь; 
Невербальное общение - мимика, жесты, позы, прикосновения, 
письменное общение (общение, с помощью слов или символов).

Возможные причины непонимания  общающихся: 
• неправильно выбран канал общения, т. е. получатель не подтвердил получения сообщения или не понял его; 
• сообщение передано невнятно или быстро или тихо и т. д.

Вербальное  общение предполагает, что вы говорите, и как вы говорите.

Вербальное общение может быть эффективным, если: 
• говорить медленно с хорошим произношением, простыми короткими фразами; 
• не злоупотреблять специальной терминологией; 
• выбрать правильную скорость и темп речи, исходя из уровня восприятия собеседника; 
• правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована данная информация, должен иметь желание и интерес к беседе; 
• следить за интонацией голоса, убедиться, чтобы она соответствовала тому, что собираются говорить; 
• убедиться в том, что вас поняли; 
• юмор, использованный с осторожностью, подчас помогает успокоить и снять напряжение, обеспечит эмоциональную поддержку и смягчит восприятие болезни.

Письменное общение может быть эффективным, если: 
• писать аккуратно; 
• выбрать правильный размер и цвет букв; 
• писать грамотно; 
• выбрать понятные и простые слова; 
• подписать сообщение.

Эффект письменного общения  зависит от следующих компонентов: 
• умеет ли получатель читать; 
• понимает написанное; 
• видит написанное; 
• знает ли язык, на котором написано сообщение.

Невербальный  канал общения более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл, тогда как слова могут ввести в заблуждение, так как этот канал общения, как правило, люди в меньшей степени способны сознательно контролировать.

Навык невербального общения сестре необходим, так как ей часто приходится ухаживать за пациентом, не способным использовать устную речь как канал общения.

Мимика является очень богатым  источником информации.

С помощью  мимики можно передать следующие  состояния: 
• удовольствие – радость; 
• интерес – ажиотаж; 
• гнев – ярость; 
• пренебрежение – презрение; 
• удивление – испуг; 
• стыд – робость – унижение; 
• страх – ужас; 
• счастье – печаль.

При бессловесном (невербальном) общении  с пациентом большую роль играют: 
• внешний вид медсестры – опрятность и профессионализм вызовут доверие пациента; 
• выражение лица значительно влияет на общение с пациентом (улыбка/нахмуренные брови); лицо может выражать шесть основных чувств: 
1. удивление, 
2. страх, 
3. гнев, 
4. отвращение, 
5. счастье, 
6. печаль;

• глаза – своеобразный «центр», позволяющий более точно определить выражение лица;

• руки – исходя из того, как жестикулирует собеседник, можно судить о его эмоциональном состоянии; 
• походка – является дополнительным критерием оценки внутреннего состояния человека.

Обучение.

 

Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской

Федерации до 2020 г., принятая на III Всероссийском  съезде средних

медицинских работников, отражает современные  социально-экономические

тенденции развития России, предъявляя новые требования к развитию системы

здравоохранения и подготовке медицинских кадров.

Качество  сестринской помощи определяется внедрением новых

организационных форм ухода за пациентами, стандартов и технологий

практической  деятельности сестринского персонала, умением работать с

профессиональной информацией, используя современные информационные

технологии. Поэтому в обучении медицинских  сестер в настоящее время

особый  упор делается не столько на передачу знаний и умений, сколько на

формирование  компетентности в сфере самостоятельной  познавательной

деятельности, способности принимать самостоятельные  решения в рамках

сестринской деятельности.

В современных  условиях здравоохранения востребованы специалисты

среднего  звена, обладающие ключевыми компетенциями, профессиональной

грамотностью, умением мобилизовать свои знания и волю для решения

проблемы  в конкретных жизненных ситуациях.

Реформирование  среднего профессионального образования  в России в

настоящее время, прежде всего, связано с глубоким обновлением его

содержания, а так же предполагает изменение форм и методов обучения. Это

происходит  в связи с тем, что стремительное  развитие информационно-

коммуникационных  технологий привело к значительной перестройке

информационной  среды современного общества и открыло  новые возможности

для образовательного прогресса.

Конечной  целью информатизации системы образования  является новая

модель  подготовки специалистов, ориентированная  не столько на получение

конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять его,

умении  ставить и решать профессиональные задачи, изменять трудовые

функции в  зависимости от требований предъявляемых  современным

обществом, владеть информационными и коммуникационными  технологиями,

обладать  творческим мышлением [1 , 2].

Новые подходы к организации  медицинского образования, основанные на

современных информационных технологиях, активно внедряются в практику

преподавания специальных дисциплин.

Применение компьютера и информационных технологий на занятиях

может решить такие проблемы как [ 4]:

• образовательную – изучение компьютера как объекта познания;

рациональное, грамотное, эффективное  использование компьютера и

прикладных программ в учебной  и профессиональной деятельности; •  педагогическую – быстро и качественно  овладеть изучаемым

материалом; визуализировать его; обеспечить индивидуальные траектории

обучения учащихся;

• организационную – проведение компьютерного тестирования, учета  и

планирования.

Актуальность использования информационных технологий в подготовке

студентов медиков во многом связана с тем, что в настоящее время мир

осуществляет переход от индустриального  общества к информационному.

В рамках реализации требований ФГОС по специальности «Сестринское

дело» используются мультимедийные технологии, которые позволяют

интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной

форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка).

Для реализации задач образовательного процесса, повышения наглядности

изучаемого материала и проверки качества знаний студентов широко

используются, современны информационные технологии, а также

презентационное оборудование.

С помощью компьютерной программы Microsoft Power Point разработан

цикл мультимедийных лекций по теории и практике сестринского дела для

студентов первого курса:

• Сестринский процесс и стандарты  сестринской практики;

• Потребности человека в здоровье и болезни;

• Обучение в сестринском деле;

• Концептуальные модели сестринского дела;

• Основы профилактики ВБИ;

• "Сердечно-легочная реанимация"

• "Классификация отходов ЛПУ. Правила их утилизации"

Компьютерные презентации занятий  или их фрагментов являются

наиболее распространенным способом использования преподавателями

информационных технологий при  проведении уроков. Под презентацией

понимаем набор слайдов, содержащих мультимедийные объекты для

представления и передачи информации. Широкое использование

мультимедийных презентаций в  учебном процессе можно объяснить  легкостью

освоения программы MS PowerPoint, необходимой  для их разработки, и

большим количеством возможностей этой программы - таких как размещение

текста, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, фотографий, видео, которые можно

сопроводить звуком и анимационными  эффектами. Использование

мультимедийных презентаций позволяет  сделать урок более наглядным,

повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание

студентов на важных моментах изучаемой  темы, тем самым повысить качество

усвоения материала.

В последнее время разработаны  информационно-обучающие блоки, в

которые входят: теоретический материал, тесты для проверки знаний, пакет

контрольных вопросов, глоссарий, алгоритм практической деятельности, гдепредставлены  все этапы выполнения манипуляций  в логической

последовательности с элементами безопасности на рабочем месте.

Мультимедийные пособия, созданные преподавателями методической

комиссии сестринского дела, содержат иллюстрированный лекционный

материал, контрольные вопросы, видеосюжеты  по выполнению сестринских

манипуляций. Преподавателями разработаны  информационно-обучающие

блоки, в которые входят: теоретический материал, тесты для проверки знаний,

пакет контрольных вопросов, глоссарий, алгоритм практической деятельности,

где представлены все этапы выполнения манипуляций в логической

последовательности с элементами безопасности на рабочем месте.

Использование при проверке знаний студентов программы «Конструктор

АСТ-Test» позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов

и ответов. Программа поддерживает пять типов вопросов:

•Выбор единственного правильного  ответа;

•Выбор нескольких возможных правильных ответов;

•Установление правильной последовательности;

•Установление соответствий;

•Ввод ответа вручную с клавиатуры;

Что позволяет осуществлять вводный, текущий, тематический, рубежный

контроль знаний с помощью различных тестовых заданий.

Тестовые и контролирующие программы  позволяют быстро установить

обратную связь с обучающимися, внести коррективы в их знания,

стимулировать подготовку к каждому  занятию. А также экономить время

преподавателя; снизить уровень  тревожности и эмоционального напряжения

при контроле знаний; объективно выставлять оценки. Вследствие

объективности выставления оценок, студенты адекватно оценивают свои

возможности и тем самым критически относятся к своим успехам.

Использование тестовых и контролирующих программ помогает проверить

знания при проверке домашнего  задания, при выполнении практических работ,

при проведении уроков, при проведении экзаменов, как по дисциплинам, так  и

итогового междисциплинарного экзамена по специальности.

Использование информационных технологий позволяет

совершенствовать учебный процесс, реализовать новые подходы к  обучению,

организовать самостоятельную, творческую деятельность, выстраивать

индивидуальные траектории обучения студентов. Широкое применение ИКТ

вызывает интерес студентов, обеспечивает их высокую познавательную

активность, способствует приобретению глубоких знаний по изучаемым

предметам, что впоследствии приводит к формированию

высококвалифицированного медицинского специалиста в области

Сестринского  дела


Информация о работе Общение и обучение в сестринском деле