Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 18:08, курсовая работа
Цель работы - исследовать работу и организацию аптек, обслуживающих население. Для решения этой задачи необходимо выполнить следующее:
- дать определение аптеки, показать ее основную задачу и значение;
- дать классификацию аптекам, определить ее функции;
- исследовать, как должна быть организована аптека, какие помещения в ней необходимы;
- рассказать об оснащении аптеки и организации ее штата.
Введение
1. Аптека. Классификация аптек и ее функции
2. Основные требования, предъявляемые к аптеке и состав помещений
2.1 Требования, предъявляемые к аптеке, обслуживающей население
2.2 Состав помещений аптеки
3. Оснащение и штат аптеки
3.1 Оснащение аптеки
3.2 Штат аптеки и требования к персоналу аптеки
Заключение
Список литературы
Торговый зал. Минимальный размер торгового зала - 20 кв. м. В торговом зале в зависимости от объема работы аптеки должны быть оборудованы рабочие места для приема рецептов, отпуска изготовленных и готовых лекарств по рецептам, отпуска лекарств и изделий медицинского назначения без рецептов. Каждое рабочее место оборудовано сборно-секционным столом, в котором предусмотрены выдвижные ящики для хранения текущих запасов лекарственных средств и других фармацевтических товаров. На фасадной стороне каждого стола должно быть стеклянное окно с передаточным окном. [4]
Согласно правилам, в торговом зале находится книга отзывов и предложений, вывешиваются объявления. Обязательно должны быть вывешены копии лицензии и следующая информация:
- о внеочередном обслуживании инвалидов и участников ВОВ;
- о сроках хранения лекарств, изготовленных в аптеке;
- о работе дежурного
- о часах приема населения директором аптеки;
- о справочном бюро;
- о надзорных и контролирующих органах;
- о сотрудниках, обслуживающих посетителей, с указанием фамилии, имени отчества и должности.
В аптеке с минимальным размером торгового зала может быть одно рабочее место. Оплата стоимости лекарств населением должна проводиться через кассовый аппарат.
Площадь помещения для приготовления лекарств должна быть не менее 15 кв.м. и оснащена специальной аптечной мебелью, приборами, оборудованием для приготовления, смешения, фильтрования, расфасовки, этикетирования, упаковки и укупорки лекарств, а также сейфами для хранения ядовитых и наркотических лекарственных средств, этилового спирта, штанглазами, средствами измерения веса, объема, удельного веса, реактивами для проведения химического контроля лекарств. [1]
В помещении для приготовления лекарств должны быть организованы рабочие места для приготовления и контроля качества лекарств. В зависимости от объема работы и увеличения площади ассистентской комнаты могут быть созданы специализированные рабочие места по изготовлению различных лекарственных форм.
Изготовление лекарств требует максимально благоприятных санитарно-гигиенических условий. Проникновение с улицы пыли, микроорганизмов, холодных потоков воздуха, шума и т.д. неизбежно будет сказываться на состоянии здоровья работающих и на качестве лекарственной продукции. Поэтому при планировке и строительстве аптек большое внимание уделяется входам, через которые в аптеку могут проникать различные загрязнения и холодный воздух.
Аптеки имеют два входа: для посетителей и персонала и для приемки товаров. Вход для посетителей аптек 1и 2 категорий должен иметь две двери, а в аптеках 3 и 4 категорий – одну одностворчатую дверь шириной не менее 0,9 м. Дверь служебного входа и приема товаров должна быть шириной 1,2 м.
Вход для посетителей оборудуется тамбуром, выполняющим роль защитного барьера. Двери в тамбуре должны располагаться под углом друг к другу для того, чтобы холодный воздух успевал согреться, прежде чем проникнет в торговый зал. При наличии в тамбуре, воздушной тепловой завесы возможно обычное устройство дверей: одна дверь против другой. Температура подаваемого воздуха должна быть в пределах 30-35°С.
Минимальная площадь помещения для получения дистиллированной воды - 5 кв.м. Ее оборудование должно обеспечивать выполнение требований по санитарному режиму аптеки и запрещается производить другие работы, не связанные с перегонкой воды. Помещение должно быть оборудовано аппаратами для получения и емкостями для хранения дистиллированной воды в соответствии с действующими правилами по санитарному режиму аптек. Площадь автоклавной - не менее 10 м. кв.
При отсутствии отдельного помещения необходимо изолировать приемник для перегнанной воды так, чтобы в него не попадали пыль и микроорганизмы из воздуха. Это достигается путем помещения приемника в застекленный ящик, окрашенный снаружи и внутри белой масляной краской.
Для дополнительной защиты перегнанной воды от загрязнений летучими веществами существует несколько приспособлений: стеклянный колпак с стеклянной трубкой, которая соединяется с холодильником, специальный сернокислый защитный запор, присоединяемый к приемнику, пробка с хлоркальциевой трубкой, закрепляемая на конденсаторе. [6]
В некоторых аптеках имеются специальные установки для автоматической подачи перегнанной воды по стеклянному или полиэтиленовому трубопроводу непосредственно к ассистентским столам. Это освобождает от необходимости ручной доставки перегнанной воды к рабочим местам и устраняет опасность ее загрязнения. Для обеззараживания воды отдельные участки трубопровода монтируют из трубок кварцевого стекла, через которые и облучают воду бактерицидной лампой.
Моечная комната имеет минимальную площадь - 5 кв.м. Ее оборудование должно обеспечивать выполнение требований по санитарному режиму аптек. В моечной комнате должны быть выделены и промаркированы раковины для мытья посуды, предназначенной для приготовления лекарственных форм:
- инъекционных растворов и
- внутривенных;
- наружных.
Помещения для хранения запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения должны иметь минимальную площадь не менее - 36 кв.м. и оснащены стеллажами, шкафами и другим необходимым оборудованием для обеспечения сохранности ядовитых, наркотических, сильнодействующих, огнеопасных, термолабильных и других лекарственных средств, лекарственного растительного сырья, изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами. При условии раздельной материальной ответственности, каждый отдел аптеки должен иметь одно или несколько таких помещений.
Порядок хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения регламентирован Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.1996 г. № 377. Соблюдение данной инструкции позволяет обеспечить сохранение высокого качества лекарств и создать безопасные условия труда фармацевтов при работе с ними.
Особое внимание уделяется хранению, выписыванию, учету и отпуску ядовитых и наркотических средств. Правильное хранение лекарств зависит от правильной и рациональной организации складирования, от строгого учета его движения, регулярном контроле сроков годности лекарств. [12]
Очень важно также поддерживать оптимальную температуру и влажность воздуха, соблюдать защиту определенных препаратов от света.
Комнаты и сейфы с наркотическими и особо ядовитыми средствами должны иметь сигнализацию, на окнах должны быть металлические решетки.
Оборудование помещений хранения должно обеспечивать сохранность лекарств. Эти помещения обеспечиваются противопожарными средствами, в них поддерживаются необходимые температура и влажность воздуха.
Обогревание помещения должно осуществляться приборами центрального отопления, исключается использование газовых приборов с открытым пламенем или электрических приборов с открытой спиралью.
Комната персонала - не менее 8 кв.м. и оборудована мебелью для приема пищи и отдыха сотрудников. Площадь гардеробной должна обеспечивать хранение домашней и рабочей одежды в соответствии с требованиями по санитарному режиму аптек.
Дополнительные помещении. Аптека для выполнения своей основной задачи должна иметь дополнительные помещения:
- асептический блок для
- автоклавную;
- кабинет провизора-аналитика;
- помещение для получения
- помещения для хранения
Расположение производственных помещений должно исключать встречные потоки технологического процесса изготовления стерильных и нестерильных лекарственных средств.
3. Оснащение и штат аптеки
аптека лекарственное здравоохранение
Оснащение аптеки, обслуживающей население регулируется Примерными нормами технического и хозяйственного оснащения аптек и аптечных пунктов, которые рекомендуют:
- примерный набор
- аппараты, приборы, средства малой механизации для изготовления, смешения, фильтрования, фасовки, укупорки, этикетирования;
- производственный и
Для проведения внутриаптечного контроля качества изготовляемых в аптеке лекарств аптека должна быть обеспечена приборами и реактивами. На все приборы и аппараты должны иметься технические паспорта, техническое обслуживание и ремонт аппаратуры должны производиться своевременно, контроль и проверку весоизмерительных приборов должны регулярно проводить метрологические службы. [5]
В производственных аптеках, осуществляющих изготовление глазных капель и стерильных лекарственных форм, должен производиться физико-химический и микробиологический контроль качества дистилированной воды и лекарственных средств.
Поверхность аптечного оборудования как снаружи, так и изнутри должна быть гладкой, выполненной из материалов, устойчивых к воздействию медикаментов и химических реактивов.
Оборудование и аптечная мебель должны располагаться так, чтобы не оставлять недоступных для уборки мест и не загораживать источник света, не загромождать проходы.
Запрещается размещать в производственных помещениях оборудование, не имеющее отношения к выполняемым работам на конкретном участке, а также хранение запасов лекарственных средств, парафармацевтической продукции и др. в коридорах и в производственных помещениях.
Оборудование, предназначенное для изготовления стерильных лекарственных форм, должно подвергаться валидации - подтверждению способности оборудования и вспомогательных систем в надежности работы с учетом допустимых отклонений. [8]
Весь персонал аптеки можно разделить на следующие группы:
- руководящие работники;
- специалисты;
- производственный персонал.
К руководящему персоналу относятся: директор аптеки (провизор), заместитель директора (провизор).
Специалисты – это главный бухгалтер, бухгалтер, счетовод, экономист, старший кассир, кассир.
Фармацевтический персонал делится на провизоров и фармацевтов. Осуществлять фармацевтическую деятельность в аптечных организациях могут лица с высшим или средним фармацевтическим образованием при наличии сертификата специалиста.
Провизорский персонал – это заведующий отделом (провизор), заместитель заведующего отделом (провизор), провизор-технолог, провизор-аналитик.
Средний фармацевтический персонал – заведующий отделом (фармацевт), заместитель заведующего отделом (фармацевт), фармацевты, продавец киоска и др.
Вспомогательный персонал составляют фасовщики, санитарки-мойщицы, водители. [14]
Численность фармацевтического и вспомогательного персонала определяется аптекой самостоятельно и зависит от типа аптеки и объема ее работы.
Возглавлять аптеку должно лицо с фармацевтическим образованием и стажем работы не менее 5 лет. Режим работы персонала должен обеспечить восстановление сил работающих, условия для отдыха.
Руководители всех уровней обязаны заботиться о правильной расстановке специалистов и подсобного персонала, обеспечить их подготовку и переподготовку по правилам личной гигиены и техники безопасности, а также прохождение персоналом предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу и периодических медосмотров.
Работники аптек обязаны соблюдать следующие правила:
- придя на работу, снять верхнюю одежду и обувь;
- перед началом работы надеть санитарную одежду (халат и шапочка) и санитарную обувь, вымыть и продезинфицировать руки (в производственных аптеках);
- перед посещением туалета снимать халат, а после посещения туалета мыть и дезинфицировать руки;
- не выходить за пределы аптеки в санитарной одежде и обуви.
Производственному персоналу запрещается хранить на рабочих местах и в карманах халатов предметы личного пользования, кроме носовых платков. Лица, занятые изготовлением, контролем, фасовкой лекарств, должны коротко стричь ногти, не покрывать их лаком и не носить кольца.
Обслуживающий персонал должен быть обеспечен комплектами санитарной одежды и сменной обувью. Смена санитарной одежды должна производиться не реже двух раз в неделю, полотенец - ежедневно.
В соответствии с Федеральным законом N 52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сотрудники аптек, занимающиеся изготовлением и контролем лекарств, расфасовкой медикаментов и обработкой аптечной посуды, а также соприкасающиеся с готовой продукцией, при поступлении на работу проходят предварительный медосмотр и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующей нормативной документацией. Результаты осмотров заносят в личную медицинскую книжку сотрудника.
Информация о работе Организация работы аптеки готовых лекарственных средств