Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:25, реферат
Этапы оказания помощи:
• хирургическая обработка костной раны (если в этом имеется необходимость);
• вправление и закрепление отломков челюсти;
• назначение диетического и медикаментозного лечения.
Ортопедические методы фиксации отломков нижней челюсти.
Этапы оказания помощи:
• хирургическая обработка костной раны
(если в этом имеется необходимость);
• вправление и закрепление отломков
челюсти;
• назначение диетического и медикаментозного
лечения.
Показания к удалению зубов из линии
перелома:
• перелом корня;
• вывих и подвывих зуба;
• гангрена пульпы и периапикальные инфекционные
очаги;
• зубы, вклинившиеся в щель перелома
и препятствующие сопоставлению отломков;
• резко подвижные и вывихнутые зубы;
• зубы, не поддающиеся консервативному
лечению;
• наличие обширного повреждения лунки
зуба с дефектами слизистой оболочки.
Выделяют три группы шин:
• назубные (шина опирается только на
зубы);
• зубо-десневые;
• десневые.
Назубные шины.
В 1915-1916 г.г. С.С. Тигерштедтом разработана
система шинирования с помощью назубных
алюминиевых проволочных шин.
Инструменты и материалы, необходимые
для шинирования.
• крампонные щипцы;
• щипцы-плоскогубцы;
• коронковые ножницы;
• напильник для металла со средней насечкой;
• анатомический пинцет;
• стоматологический пинцет;
• зажим Пеана;
• алюминиевая проволока;
• лигатурная бронзо-алюминиевая проволока;
• резиновые кольца, нарезанные из дренажной
трубки диаметром 5 мм.
Правила наложения проволочных
шин.
• точечный контакт с каждым из зубов;
• зацепные крючки располагаются соответственно
коронке зуба, а не в межзубном промежутке;
• крючков должно быть не менее 5-6;
• расстояние между крючками 10-15 мм, их
длина 3,5-4 мм;
• зацепные крючки изгибают под углом
35-40 градусов к горизонтальной плоскости
шины;
• шинирование должно быть проведено
по всей длине зубного ряда;
• лигатурной проволокой должен быть
фиксирован каждый зуб;
• локализация шины в области шеек зубов;
Виды шин:
1. Гладкая одночелюстная шина – скоба.
Показана при одиночных переломах в линии
зубного ряда и незначительной подвижности
и смещении отломков.
2. Шина с распорочным изгибом – применяется при отсутствии зубов
в линии перелома для предупреждения захождения
отломков.
3. Шина с наклонной плоскостью – применяется при переломе в области
шейки суставного отростка для предупреждения
боковых смещений нижней челюсти.
4. Двучелюстная шина с зацепными петлями
и межчелюстной резиновой тягой.
Показана в следующих случаях:
• линия перелома находится за пределами
зубной дуги;
• значительное смещение отломков;
• переломы верхней челюсти;
• переломы двух челюстей одновременно;
• двойные, двусторонние, тройные переломы.
Недостатки гнутых проволочных шин:
• трудность и длительность их изгибания;
• травмирование зацепными петлями слизистой
оболочки губ и щек;
• сложность гигиенического содержания
полости рта;
• препятствие правильному смыканию зубных
рядов при наличии глубокого прикуса;
• невозможность заготовки шин впрок.
Шина В.С. Васильева (1967) - стандартная назубная
ленточная шина из нержавеющей стали с
готовыми зацепными крючками.
Зубодесневые шины - шина Вебера, шина
Ванкевич.
Опираются на зубы и слизистую альвеолярного
отростка.
Десневые шины - шина Порта.
Опираются только на слизистую оболочку
альвеолярного отростка. Используются
при полном отсутствии зубов.
Представляет собой две базисные пластинки,
соединенные между собой. В центре – отверстие
для приема пищи.
Дополняется пращевидной повязкой.
Тема: Изготовление шин и шин-протезов. Демонстрация изготовления шин (Ванкевич, Тигерштедта).
Классификация аппаратов,
применяемых в челюстно-
По функции:
^ Схема ООД по теме:
«Клинико-лабораторные этапы изготовления
шин и шин-протезов»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Изготовление шины
Ванкевич М.М.
Шина Ванкевич состоит из верхнего базиса,
укрепляющегося на верхней челюсти. При
беззубой верхней челюсти шина представляет
базис протеза, фиксирующийся на челюсти
благодаря адгезии и клапанной зоне. При
наличии зубов базис изготавливается
в виде шины Вебера. К этому базису приваривают
вертикальные отростки, которые опускаются
книзу, касаются наружными поверхностями
язычных поверхностей отломков нижней
челюсти и, таким образом, удерживают отломки
в правильном положении.
Методика изготовления этой шины дается
автором в трех вариантах в зависимости
от положения отломков.
А Б
Внутриротовой аппарат Ванкевич для вправления
и закрепления отломков нижней челюсти:
А – аппарат на модели; Б – без модели.
А Б
Аппарат для внутриротового закрепления
отломков беззубой нижней челюсти при
отсутствии жевательных зубов на верхней
челюсти (по автору): А – детали аппарата;
Б – аппарат на модели.
^ Изготовление шины Тигерштедта.
Вот уже более 80 лет успешно применяют
гнутые проволочные назубные шины, разработанные
еще в период первой мировой войны зубным
врачом киевского военного госпиталя
С.С. Тигерштедтом (1915). Им было предложено
большое количество различных конструкций
шин: простая скоба (сейчас называется
гладкая шина-скоба), опорная скоба (шина
с зацепными петлями), ретенционная скоба
(шина с распорочным изгибом), различные
варианты скоб с плоскостями, шины с наклонными
плоскостями и шарнирами, с рычагами различных
принципов действия для перемещения отломков
при застарелых переломах, фиксационные
пломбочки, якорные скобы и др. Как указывал
сам автор, его система позволяла «...быстро,
без слепков, без моделей, без колец, гаек
и винтов, без пайки и штамповки, без вулканизации
сделать все, что нужно».
Шины Тигерштедта совершили настоящий
переворот в отечественной и зарубежной
травматологии. Это было связано с тем,
что данный метод лечебной иммобилизации
отличается относительно малой травматичностью,
простотой, высокой эффективностью и дешевизной
используемых материалов.
Со временем, в процессе клинического
отбора, сохранились и успешно применяются
следующие гнутые проволочные назубные
шины: гладкая шина-скоба, шина с распорочным
изгибом, шина с зацепными петлями и очень
редко — шина с наклонной плоскостью.
Для изготовления назубных шин необходимы
следующие материалы: алюминиевая проволока
диаметром 1,8–2 мм и длиной 12–15 см (в случае
большой жесткости ее необходимо прокалить
и медленно охладить); бронзо-алюминиевая
проволока диаметром 0,5–0,6 мм или проволока
из нержавеющей стали диаметром 0,4–0,5
мм; инструменты: крампонные щипцы, анатомический
пинцет, кровоостанавливающий зажим Бильрота
(без зубчиков) или Кохера (с зубчиками),
зуботехнические ножницы для резания
металла, напильник.
Общие правила при наложении назубных
шин:
• подкожно вести 0,5 мл 0,1 % раствора атропина
для удобства работы в связи с уменьшением
саливации;
• выполнить местное обезболивание, лучше
проводниковое;
• начинать изгибание шины с левой стороны
челюсти больного (для левшей — с правой);
некоторые авторы рекомендуют начинать
изгибание шины со стороны перелома;
• шину изгибать пальцами левой руки,
удерживая проволоку в правой руке крампонными
щипцами (для левшей — наоборот);
• крампонные щипцы располагать на границе
проволоки (заготовки) и изогнутого участка
шины, предохраняя его от деформации;
• после примерки шины к зубам изгибать
ее только вне полости рта;
• изготовленная шина должна обязательно
прилегать к каждому зубу хотя бы в одной
точке и располагаться между десневым
краем и экватором зуба;
• шину зафиксировать к каждому включенному
в нее зубу лигатурной проволокой;
• закручивать лигатурную проволоку только
в направлении движения часовой стрелки
(так договорились все врачи).
Это обеспечивает преемственность при
уходе за шиной, подтягивании и ослаблении
лигатуры.
Начинают изготовление шины с изгибания
большого зацепного крючка или зацепного
шипа. При изгибании шины алюминиевую
проволоку фиксируют крампонными щипцами,
а изгибают ее, прижимая проволоку пальцами
к щечкам щипцов, чтобы избежать деформации
подогнанного к зубам участка шины. Во
рту шину примеряют, а изгибают ее вне
рта пациента. Для примерки изогнутого
участка шины его прикладывают к зубам
пациента и фиксируют пальцами правой
руки в области большого зацепного крючка
или зацепного шипа, т.е. в участке уже
изготовленной шины. Это условие весьма
существенно. Нельзя примерять шину, удерживая
ее за выступающий изо рта участок проволоки,
так как это приводит к неправильному
размещению шины на зубах. Изготовив шину
на одну половину челюсти, переходят к
ее изгибанию на другой половине. При этом
длинный конец проволоки заготовки необходимо
отогнуть на 180°, оставляя ее кусок, достаточный
для изготовления второй половины шины.
Проволочная шина по Тигерштедту: а –
проволочная дуга и лигатура; б – положение
дуги при дефектах; в – зацепные петли;
г – ограничитель сдвига; д – резиновые
кольца и межчелюстная тяга.
Информация о работе Ортопедические методы фиксации отломков нижней челюсти