Особенности некоторых видов медицинской помощи сельскому населению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является актуальной потому, что сельские жители в России к концу XX века составляли 23% всего населения. Принципиального отличия в организации медицинской помощи жителям сельской местности нет, но есть особенности, которые обусловлены особенностями сельского труда и быта.
Поэтому цель данной работы: рассмотреть организацию амбулаторной медицинской помощи сельскому населению.
Медицинская помощь сельскому населению строится на основных принципах организации здравоохранения. Однако факторы, определяющие различия между городом и деревней влияют на организационные формы и методы работы сельских медицинских организаций.

Содержание

Введение 2 - 3
Направления развития медико-санитарной помощи на селе 3 - 4
Особенности, характерные для населения, проживающего в сельской местности 4 - 6
Особенностями организации медицинской помощи сельскому населению 6 - 16
Сельский врачебный участок 6 - 8
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) 8 - 11
Сельская врачебная амбулатория 11
Сельская участковая больница 11 - 12
Территориальное медицинское объединение (ТМО).
Центральная районная больница (ЦРБ) 12 - 15
Областной уровень оказания медицинской помощи 15 - 16
Особенности некоторых видов медицинской помощи сельскому населению 16 - 17
Скорая медицинская помощь в сельской местности 17
Средний медицинский персонал в системе сельского здравоохранения 17
Заключение 18
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

кр технология амбулаторной помощи.docx

— 59.62 Кб (Скачать файл)

Задачи СУБ:

  1. организация стационарной медицинской помощи населению;
  2. анализ использования коек стационара и работа, направленная на повышение эффективности его использования;
  3. профилактика внутри больничных инфекций;
  4. организация больничного питания;
  5. ведение больничного хозяйства (коммунальные службы, транспорт, благоустройство, противопожарные мероприятия, материально-техническое обеспечение и т.д.).
  6. медико-социальная функция.

 

Медицинская документация: в полном объеме документация амбулаторно-поликлинического и стационарного медицинского учреждения.

Особенности анализа работы СУБ: 1)сроки госпитализации; 2)сезонность госпитализации; 3)повторность госпитализации; 4)распределение показателей госпитализации по дням недели. 2/3 бюджета расходуются на стационарное лечение.

СУБ оказывает стационарную помощь, выполняет медико-социальные функции; на собственной территории должна практически полностью удовлетворять потребность в доврачебной, первой врачебной помощи.

 

    1. Территориальное медицинское объединение (ТМО).

Центральная районная больница (ЦРБ)

 

Центральная районная больница является основным учреждением для  оказания квалифицированной медицинской  помощи. Одновременно ЦРБ – центр  организационно-методического руководства  здравоохранением района.

По мощности ЦРБ делятся  на 5 категорий:

1 категория – 600 и более  коек;

2 категория – 400 – 600 коек;

3 категория – 250 – 400 коек;

4 категория – 125 – 250 коек;

5 категория – 125 коек.

Категорируются по оплате в зависимости от мощности.

Мощность ЦРБ и других структурных лечебных учреждений определяется среднегодовым количеством развернутых  коек. Независимо от коечной мощности, численности обслуживаемого населения  и радиуса обслуживания ЦРБ должна иметь определенный перечень структурных  подразделений:

1. поликлиника;

2. стационар с лечебными отделениями по основным медицинским специальностям;

3. приемное отделение;

4. лечебно-диагностические отделения (кабинеты) и лаборатории;

5. организационно-методический кабинет;

6. отделение скорой и неотложной медицинской помощи;

7. хозяйственный блок (пищеблок, прачечная, гараж и т.д.).

Если в районном центре нет самостоятельной детской больницы с консультацией и молочной кухней, родильного дома с женской консультацией, то женская и детская консультации и молочная кухня на правах структурных подразделений включаются в поликлинику ЦРБ.

Главный врач:

- непосредственно осуществляет  руководство деятельностью ЦРБ,  отвечает за всю профилактическую, лечебную, диагностическую, административно-хозяйственную  и финансовую деятельность больницы;

- руководит работой всех  учреждений здравоохранения района.

В работе по руководству  здравоохранением района и ЦРБ главный  врач ЦРБ опирается на своих заместителей по организационно-методической работе (обычно он заведует оргметодкабинетом ЦРБ), по детству и родовспоможению, по медицинской части. При главном враче ЦРБ работает медицинский совет.

Медицинский совет при  главном враче создается для  оперативного руководства здравоохранением. В него входят ответственные работники и специалисты: заместители главного врача, главный врач районной санэпидстанции, заведующий поликлиникой ЦРБ, заведующий центральной районной аптекой, председатель райкома профсоюзов медицинских работников, председатель райкома Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, ведущие (главные) специалисты района (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и др.).

Для организационно-методического  руководства учреждениями здравоохранения  района используются организационно-методический кабинет и главные специалисты. Организуются плановые выезды врачей-специалистов в сельские участковые больницы для консультаций и оказания практической помощи врачам этих учреждений по лечебно-диагностической и профилактической работе, систематического изучения работниками оргметодкабинета основных качественных показателей работы медицинских учреждений района (уровень заболеваемости, летальности, общей и детской смертности, расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов), разработки мер по повышению качества медицинской помощи, квалификации медицинского персонала.

Для повышения квалификации врачей района на базе ЦРБ проводят клинико-анатомические конференции, семинары, совещания, лекции и доклады  силами районных и областных специалистов, на которых врачи знакомятся с  новыми методами работы лучших ЛПУ  области, региона. Специализация и  повышение квалификации средних  медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов проходят, как правило, также  на базе ЦРБ.

Больничная помощь сельскому  населению в ЦРБ оказывается по 10-15 специальностям и более: терапии, хирургии, акушерству, гинекологии, педиатрии, травматологии и ортопедии, урологии, оториноларингологии, неврологии, психиатрии, стоматологии, дерматовенерологии, офтальмологии, инфекционным болезням и др. На базе ЦРБ организуют межрайонные специализированные отделения по различным профилям (офтальмологии, ортопедо - травматологии, оториноларингологии, урологии, неврологии и др.), функции которых могут выполнять специализированные отделения стационара или поликлиники. Необходимость в таких межрайонных специализированных отделениях возникает тогда, когда ЦРБ окружающих районов не имеют возможности оказывать квалифицированную медицинскую помощь по данной специальности.

В районе, кроме ЦРБ, могут  быть организованы специализированные диспансеры (противотуберкулезный, кожно-венерологический), которые работают как межрайонные учреждения (обслуживают население расположенных рядом районов). В укрупненных районах, возникших в результате объединения двух и более районов, продолжают функционировать и бывшие районные больницы, за которыми сохраняются все их функции, организационно-штатные структуры и нормативы обслуживания населения.

В каждом районе республики организованы и функционируют также  учреждения санитарно-противоэпидемической службы – районные центры гигиены  и эпидемиологии (РЦГЭ). Населенные пункты, расположенные вокруг районного  центра и обслуживаемые медицинскими учреждениями района (поликлиникой или  ЦРБ), носят название приписных участков.

Задачи ТМО:

1)обеспечение в необходимом  объеме высококвалифицированной  стационарной и поликлинической  медицинской помощью населения;

2)оперативное и организационно-методическое  руководство, а также контроль за работой всех учреждений здравоохранения и физических лиц, занимающихся индивидуальной медицинской деятельностью на территории района;

3)планирование, финансирование  и организация материально-технического  снабжения учреждений здравоохранения  района;

4)планирование и осуществление  мероприятий по развитию сети  медицинских учреждений;

5)разработка и осуществление  мероприятий, направленных на  повышение качества медицинского  обслуживания населения района, снижение заболеваемости, инвалидности, больничной летальности, детской  и общей смертности и улучшению  здоровья детей, подростков и  женщин;

6)своевременное и широкое  внедрение в практику работы  всех ЛПУ района современных  методов и средств профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

7)разработка, организация  и осуществление мер по расстановке,  рациональному использованию, повышению  профессиональной квалификации  и воспитанию медицинских кадров  и другого персонала учреждений  здравоохранения района;

8)ведение больничного  хозяйства.

 

При главном враче имеется  определенное количество заместителей:

1)заместитель по медицинскому  обслуживанию и курирует организационно-методическое обеспечение работы ЛПУ района, курирует работу главных специалистов;

2)заместитель по медицинской  части - курирует стационарную  медицинскую помощь, службу скорой  медицинской помощи;

3)заместитель по поликлинической  работе - курирует амбулаторно-поликлиническую  медицинскую помощь;

4)заместитель по медико-реабилитационной  экспертизе — курирует заболеваемость  с временной и стойкой утратой  трудоспособности, все виды экспертиз;

5)заместитель по детству  и родовспоможению - курирует  вопросы охраны материнства и  детства;

6)заместитель по административно-хозяйственной  работе - курирует вопросы материально-технического  обеспечения работы ЛПУ.

 

    1. Областной уровень оказания медицинской помощи

 

Ведущим лечебно-профилактическим учреждением, организационно-методическим и консультационным центром здравоохранения  области является областная больница, для детского населения – областная  детская больница.

Структура областной больницы:

1. стационар с приемным отделением (специализированные отделения);

2. консультационная поликлиника (может быть отдельной);

3. лечебно-диагностические отделения, кабинеты, лаборатории;

4. организационно-методический отдел и отделение медицинской статистики;

5. отделения экстренной и плановой консультационной помощи;

6. рентгенорадиологическое отделение;

7. патологоанатомическое отделение;

8. хозяйственные подразделения (пищеблок, склады и т.д.).

 

Задачи областной больницы:

1. оказание консультативной, специализированной или квалифицированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в других медицинских учреждениях области;

2. помощь учреждениях и органам здравоохранения области в повышении качества лечебно-профилактической работы на местах, обобщении передового опыта и совершенствовании форм и методов медицинской деятельности;

3. координация лечебно-профилактической и организационно-методической работы, осуществляемой всеми специализированными медицинскими учреждениями области;

4. выделение санитарной авиации и наземного транспорта для экстренной и плановой консультативной помощи больным;

5. систематический анализ состояния здоровья населения области и деятельности лечебно-профилактических учреждений, разработка совместно с главными специалистами областного управления здравоохранения необходимых мероприятий по снижению заболеваемости и повышению качества медицинского обслуживания.

 

На базе областных больниц  могут проводится курсы переподготовки повышения квалификации медицинских работников области. Коечная мощность областной больницы зависит от численности населения области. Средняя мощность областной больницы в Республике Беларусь составляет 1000 коек.

Во всех областях организованы специализированные диспансеры (противотуберкулезный, онкологический и т.д.), а также другие специализированные медицинские учреждения (областная психиатрическая больница), которые являются областными центрами по оказанию специализированной медицинской и организационно-методической помощи.

 

  1. Особенности некоторых видов медицинской помощи сельскому населению

 

Отдельно следует остановиться на особенностях некоторых видах  медицинской помеси сельскому населению.

 

 

 

 

    1. Скорая медицинская помощь в сельской местности

 

Скорая медицинская помощь в сельской местности на уровне ФАП, СУБ, СВА оказывается медицинским персоналом этих учреждений в любое время суток.

Важнейшими вопросами  в организации скорой и неотложной медицинской помощи сельскому населению  являются:

1)наличие графика и  порядка оказания этого вида  медицинской помощи во всех  сельских ЛПУ;

2)наличие укладок, сумок  и их необходимое оснащение;

3)наличие алгоритмов оказания  скорой медицинской помощи во  всех ЛПО и, прежде всего,  в диспетчерской службе СМП,  фиксация поступления вызовов  и принятых мер;

4)должная преемственность  (на принципе обратной связи)  между службой СМП, амбулаторно-поликлинической  службой, диспетчерскими службами  хозяйств и предприятий;

5)подготовка населения  по оказанию само- и взаимопомощи, повышению санитарной грамотности  населения;

Информация о работе Особенности некоторых видов медицинской помощи сельскому населению