Особенности нервно-психического развития детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Осветить общие закономерности нервно-психического развития детей дошкольного возраста.
2. Изучить развитие личности и мышления дошкольника.
3. Рассмотреть диагностику нервно-психического развития ребенка 4-6 лет.

Вложенные файлы: 1 файл

Osobennosti_nervno-psikhicheskogo_razvitia_detey.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Первые годы жизни  ребенок может различать и  называть цвета, определять простые  геометрические формы, в 5-7 лет читать сначала крупные, а затем и  мелкие буквы, писать и рисовать. В  этом возрасте у ребенка заканчивается  формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающего пространственное восприятие предметов.

В течение всего дошкольного возраста, в связи с продолжающимся развитием организма, устойчивость его к внешним воздействиям недостаточна.

Слуховой анализатор, как и зрительный, обеспечивает поступление информации в кору головного мозга. С функцией этого анализатора связано становление речи.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки разной интенсивности, но для нормального функционирования слухового анализатора уровень шума не должен превышать 55 децибел (120 дцб – стоя рядом с турбиной реактивного самолета, 110 дцб – порог болевой чувствительности человека) [7, c. 15].

Интенсивность шума в  дошкольных учреждениях нередко  выходит за пределы нормы. Общаясь  друг с другом дети, как правило, стремятся говорить громко. Взрослые не всегда воспитывают у дошкольников умение разговаривать не напрягая голосовые связки, нередко они и сами стараются перекричать детей (громкая речь от 70 до 80 децибел).

Поэтому дополнительная шумовая нагрузка к общему фону не должна превышать диапазона обычной разговорной речи.

Особенности строения уха  дошкольника создают предпосылки  для его воспаления – отита, особенно при заболеваниях носоглотки. Провоцирующий  фактор возникновения отита –  охлаждение ребенка, которое понижает сопротивляемость тканей [10, c. 25].

Таким образом, для профилактики заболеваний уха существенное значение приобретают тепловой комфорт и  закаливание ребенка.

Двигательный анализатор – участвует в формировании и  совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков, начиная с сидения, стояния, перемещения в пространстве и кончая сложнокоординированными движениями, такими, как сохранение равновесия, выполнение графических действий, точное речепроизношение и др.

Функция двигательного анализатора тесно связана с деятельностью опорно-двигательного аппарата.

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Развитие личности дошкольника

 

Дошкольный возраст  – от рождения до поступления в школу – наиболее ответственный период развития организма и один из важнейших в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы крепкого здоровья, гармонического нравственного, умственного и физического развития. Организм ребенка в этот период быстро растет и развивается, в тоже время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низкая, ребенок легко заболевает. Поэтому на первый план выдвигается забота о здоровье [10, c. 25].

На протяжении дошкольного  возраста человек меняется так быстро и сильно, как ни в одно последующее  семилетие. Деление возраста на периоды отражает ступени биологического развития и одновременно удовлетворяет требованиям воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных.

Для высшей нервной деятельности ребенка  характерно преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляется в трудный период адаптации к новым условиям (нарушение сна, повышенная возбудимость, чрезмерная подвижность, суетливость, отвлекаемость и т.д.).

В дошкольном возрасте ребенок  претерпевает значительные физические и интеллектуальные изменения. Он становится более понятливым, эмоциональным  и самостоятельным, у него улучшается память. Ему по-прежнему требуется пристальный надзор, но он уже умеет умываться, посещать туалет, есть, обуваться и одеваться [5, c. 67].

Развитие личности ребенка в  дошкольном возрасте имеет свои особенности.

Несмотря на частый плач, капризы и скандалы, ребенок постепенно избавляется от былого эгоцентризма, знает, что можно, а что нельзя, и понимает, когда его хвалят или упрекают.

Физическое и сенсомоторное  развитие по сравнению с предыдущими  этапами темпы роста замедляются. Примерно к 3 годам становится ясно, праворукий ребенок или леворукий, но окончательно это определяется только к 5 годам. Важно с уважением относиться к выбору ребенка и никогда не поправлять его, убеждая действовать «как положено»: ребенок должен вести себя в соответствии с естественным процессом развития мозга.

У ребенка появляется представление  о символах (говорит и пробует  писать) [7, c. 28].

Он понимает связь  между причиной и следствием. Возрастает эмоциональность в личности ребенка. Развивается умение обращаться с цифрами. Ребенок фантазирует, иногда с трудом отличая вымысел от действительности. Он еще не может держать в голове сразу несколько мыслей, поэтому иногда делает нелогичные выводы и не понимает, что к одному результату можно прийти несколькими путями [12, c. 36].

Характер и чувство  собственного достоинства в личности ребенка в дошкольном возрасте становятся более выраженными. У ребенка  увеличиваются возможности испытывать и выражать эмоции. Он различает социальные и культурные аспекты, ассоциирующиеся с женщинами или мужчинами.

Ребенок начинает общаться с братьями и сестрами. Родители должны способствовать их привязанности, взаимному уважению и терпимости, и ни в коем случае не делать сравнения, обидные для кого-либо из детей. Примерно в 3-летнем возрасте у ребенка появляются первые друзья. Он учится поддерживать дружеские отношения, знакомясь и общаясь с другими детьми.

Развитие речи и личности ребенка стимулирует логическое мышление, в итоге речь используется оптимально. В этом возрасте дети способны говорить о том, чего не видят непосредственно перед собой, вспоминать прошлое, строить планы на будущее, рассказывать о воображаемых предметах, использовать множественное число и прошедшее время [10, c. 25].

В дошкольном возрасте 3-5 лет дети обычно узнают по нескольку  новых слов в день, но не всегда употребляют  их, как взрослые: например, словом «завтра» ребенок может обозначать любое  время в будущем. В таком возрасте дети строят предложения в среднем из 4-5 слов. Многие дети в этом возрасте разговаривают сами с собой и не проявляют ни малейшего желания общаться с другими людьми.

В первые годы жизни дети слышат множество словесных распоряжений, приказов, запретов, поэтому неудивительно, что со временем они сами начинают пользоваться ими. 4-летние дети испытывают силу слов: командуют окружающими, особенно старшими детьми. Важно понять, что это лишь переходный этап, который вносит свой вклад в становление характера [8, c. 13].

Примерно в 3-летнем возрасте ребенок ощущает потребность  знать названия предметов и понимать, как они устроены. Начинается период непрекращающихся «почему?». Родителям  не следует раздражаться. Гораздо  полезнее давать краткие и простые  ответы, которые ребенок может понять, не утратив при этом желания учиться. Начало этого этапа - верный признак того, что ребенок развивается. Теперь мы знаем, как происходит развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

 

2.2. Особенности мышления детей дошкольного возраста

 

Особенностью дошкольного  периода является наличие богатой  эмоциональной палитры. С одной стороны, эта особенность обеспечивает более адекватное эмоциональное поведение ребенка. Но, с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка.

Основная отличительная  черта внимания в дошкольном возрасте – это непроизвольность. Ребенок  легко отвлекается от деятельности, быстро появляются другие интересы. Однако не следует забывать, что прежде чем отправить ребенка спать, взрослый заранее должен проговорить, что пора заканчивать, нужно потихоньку собираться ко сну. Подобные действия способствуют развитию плана действий, более четкой фокусировке внимания ребенка на собственных действиях и действиях взрослого. Также большое значение в развитии произвольности внимания имеет игра. Именно в игре ребенок, подчиняясь правилам, учится произвольности [16, c. 98].

И зрительное и слуховое восприятие от 3 к 6 годам динамично  развивается. Однако функции зрительного восприятия в целом оказываются сформированы уже к началу дошкольного возраста, а функции слухового восприятия оказываются в целом сформированными только к концу старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Это Связано с формированием процессов межполушарного взаимодействия. В 6 лет реализуется функциональная асимметрия мозга [13, c. 35].

Развитие памяти приводит к перестройке интересов ребенка. Впервые интерес наполняется смыслом, а ситуация, в которой реализуется интерес, приобретает для ребенка определенное значение

Развитие знаково-символических функций. Знак - как обозначение и замещение (в рисунках, в речи). К концу дошкольного возраста ребенок не только просто использует знак, но использует его для усовершенствования собственной психической деятельности, в частности, для развития памяти. Объем памяти с использованием опосредствованного запоминания во много раз увеличивается.

Ведущей потребностью ребенка  в младшем и среднем дошкольном возрасте становится потребность в  уважении, наряду с действующими потребностями в доброжелательном внимании и сотрудничестве.

Сначала речь выступает  только как средство коммуникации, но ребенок не всегда понимает других (речь не социализованна) [5, c. 67].

К 7 годам мы вправе требовать  от ребенка социализованной речи. Для развития данного вида речи помогают проблемные, конфликтные ситуации, когда ребенка не понимают.

Иногда при проверке социальные виды речи не видны, т.к. ситуация ставится неграмотно, (например, рассказ по картинке, лишенной для ребенка смысла). Поэтому в случае проверки уровня развития и наличия разных видов речи необходимо подбирать ситуации, имеющие личностный смысл для ребенка, интересные для него. Развитие речи дает возможность социализованного взаимодействия.

Можно утверждать, что  воображение начинает свое развитие с трех лет. Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия между образом реальности, существующим в сознании ребенка и самой отражаемой реальностью. Невозможность разрешить его приводит к росту внутреннего напряжения и как следствие этого возникновению тревоги и страха. Однако многие противоречия дети разрешают самостоятельно при помощи именно аффективного воображения [2, c. 35].

Познавательное воображение  возникает при необходимость  построения целостных образов событий и явлений, помогая также преодолевать возникшие у ребенка противоречия.

Характерная форма мышления в возрасте 4-6 лет - наглядно-образное мышление. Это означает, что ребенок  решает задачи не только в ходе практических действий с предметами (что характерно для наглядно-действенного мышления), но и в уме, опираясь на свои образы (представления) об этих предметах. Для того, чтобы успешно решать такие задачи, ребенок должен уметь комбинировать и сочетать в уме разные части предметов и вещей, а кроме того, выделять в них существенные признаки, важные для решения задачи.

Мышление рождается  из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с  предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей [5, c. 35].

К пяти-шести годам  дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка-дошкольника называют наглядно-действенным. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления.

Фантазия ребенка еще  очень ограниченна. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов [3, c. 25].

 

2.3. Диагностика нервно-психического развития ребенка 4-6 лет

 

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показателям, отражающим особенности социальных контактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.

Мышление и речь - характеризуют  развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие - характеризует  развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной  нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память - характеризуют способность ребенка  к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию  и воспроизведению информации (кратковременная  и долговременная память).

Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Информация о работе Особенности нервно-психического развития детей