Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 20:31, реферат
Голос - это уникальное явление, благодаря которому человек получает возмож-ность выражать свои мысли, общаться с окружающими его людьми. Длитель-ное расстройство голосовой функции ведет к затруднению межличностных от-ношений, нарушению процесса социальной адаптации, что негативно сказы-вается на общем развитии, нервно-психическом состоянии и формировании личности ребенка (Е.С. Алмазова, 2005; Ю.С. Василенко, 1984; О.С. Орлова, 2002; Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, 1989). Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на форми-рование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова и др.).
Введение…………………………………………………………………………...3
Строение речевого аппара…………………………………………..…….…..4-12
Функционирование органов речевого аппарата……………………………12-13
Заключение…………………………………………...……………………….….14
Список литературы………………………………………………………………….……15
Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с за-думанной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикулятор-ной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора — в дыхательной, фонаторной и резона-торной системах.Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.
Понятие об обратной связи. Выше мы говорили о том, что нервные импуль-сы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в дви-жение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь. Как же она осуществляется? Эта связь функционирует по двум направлениям: кине-стетическому пути и слуховому.
Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:
1) с помощью слуха;
2) через кинестетические ощущения.
При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.
Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благо-даря слуховому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать ее.
Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посы-лается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает об-ратный импульс — о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу — импульсы идут от центра к периферии и далее — от периферии к центру.
Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная систе-ма. Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей — динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному вос-приятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регули-рование работы органов речи.
Функционирование речевого аппарата
Функционирование речевого аппарата осуществляется посредством синх-ронной работы трех теснейшим образом связанных, сплетенных между со-бой систем дыхательной, артикулярной и голосообразующей.В процессе воспитания речевых навыков возникают своеобразные трудности, обусловленные следующими обстоятельствами
1. Множество мышц и нервных волокон включаются в работу при произнесении любого звука.
2. В большинстве эти мышцы и мышечные группы невелики по размеру.
3. Перемещение их в процессе речеобразования чаще незначительны.
4. Функционируют мышцы комплексно, и бывает трудно дифференцировать их деятельность и осознать работу каждой мышцы в отдельности.
5. Многие мышцы речевого анализатора непроизвольные, то есть не поддаются непосредственному воздействию. Однако часто именно их-то и необходимо подключить к работе речевого аппарата.
6. Возникновение мышечного зажима или нарушение функции какой-либо из мышечных групп способствует мгновенному закрепощению всего аппарата к расстройству его деятельности.
7. Сеченов, отводя мышечным ощущениям в осуществлении речедвижений огромную роль, одновременно подчеркивает, что мышечное ощущение вообще, то есть ощущение сокращающейся мышцы, само по себе до чрезвычайной степени неопределенно и слабо; по выразительности оно далеко уступает даже любому обонятельному и вкусовому. (Рефлексы головного мозга)
Тем не менее расплывчатые, туманные, зыбкие ощущения, сопровождающие мышечную деятельность, поддаются конкретизации, прояснению, воспитанию. ... Боли из массы мышц, действовавших до настоящего момента разом, то есть совокупно, выделяется деятельность одной, и эта одинокая мышца часто упражняется в одном и том же направлении, тогда и ощущение, вызываемое сокращением ее, должно необходимо представляться сознанию с более и более определенным характером. (Сеченов. Рефлексы головного мозга,) В этой закономерности - путь к сознательному управлению речевым аппаратом.Особое значение данная закономерность приобретает при работе по устранению речевых недостатков.
Работа по исправлению дефектных звуков может идти двумя путями
1. Студент слышит дефектность своего произношения. Воспроизводя больной звук вслед за преподавателем, студент верно настраивает работу артикуляторных органов при помощи слухового контроля. Единый вариант - наиболее благоприятный для исправления произношения.
2. Студент не слышит своего дефекта, хотя преподаватель его обнаружил, и на него обращено внимание. В этом случае требуется значительно больше времени для нормализации речи.
Отправным моментом становится не слуховой контроль, а воспитание необходимой артикуляционной установки. В подобных случаях у студента нет неполноценного слуха. Мы здесь имеем дело со слухом, неправильно воспитанным под воздействием речи окружающих.
Заключение
Для того чтобы было осуществлено произношение
слов в соответствии с задуманной информацией,
в коре головного мозга производится отбор
команд для организации речевых движений.
Эти команды носят название артикулято-рной
программы. Артикуляторная программа
реализуются в исполнительной части речедвигательного
анализатора – в дыхательной, фонаторной
и резона-торной системах.Речевые движения
осуществляются настолько точно, что в
результате возникают определенные звуки
речи и формируются устная (или экспрессивная)
речь.Нервные импульсы, поступающие от
центрального речевого аппарата,приводят
в движение органы перифериеского речевого
аппарата. Но имеется и обратная связь.Эта
связь функционрует по двум направлениям:
кинестетическому и слуховому пути. Для
правильного осуществления речевого акта
необходим контроль:1) с помощью слуха;
2)через кинестетические ощущения. При
этом особо важная роль принадлежит кинестетическим
ощуще-ниям, идущим в кору головного мозга
от речевых органов. Именно кинестети-ческий
контроль позволяет предупредить ошибку
и внести поправку до того, как звук произнесен.
Слуховой же контроль действует лишь в
момент про-изнесения звука. Благодаря
слуховому контролю человек замечает
ошибку. Чтобы устра-нить ошибку, нужно
исправить артикуяцию и проконтролировать
ее. Обратные импульсы идут от речевых
органов к центру, где контролируется,
при каком положении органов речи произошла
ошибка. Затем от центра посылается им-пульс,
который вызывает точную артикуляцию.
И снова возникает обратный им-пульс -
о достигнутом результате. Так происходит
до тех пор, пока не будут сог-ласованы
артикуляция и слуховой контроль. Можно
сказать, что обратные связи функционируют
как бы по кольцу – импульсы идут от центра
к периферии и да-лее-от периферии к центру.
Так осуществляется обратная связь и формируется
вторая сигнальная система. Важная роль
при этом принадлежит системам вре-менных
нервных связей – динамическим стереотипам,
которые возникают бла-годаря многократному
восприятию элементов языка и произнесению.
Система обратных связей обеспечивает
автоматичское регулирование работы оргнов
речи.
Литература
Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. II--84.
Гриншпун Б. М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств//Расстройства речи у детей и подростков.—М., 1969.- С. 40- 59.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.- С. 7 30.
Правдина О. В. Логопедия.- М., 1973. С. 5-20.
Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза//Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 30-39.
Информация о работе Особенности строения и функционирования центрального отдела речевого аппарата