Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 10:30, реферат
Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Объем финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, выделяемых для предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Особенности финансирования государственных организаций здравоохранения, смета расходов
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
18 июня 1993 г. № 2435-XII
Статья 13. Финансирование здравоохранения
Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Объем финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, выделяемых для предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Источниками финансирования здравоохранения являются:
средства республиканского и (или) местных бюджетов;
безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
Объём финансирования на систему здравоохранения в 2013 году предусмотрен в размере 5 348 468 453 700 белорусских рублей, в том числе:
медицинская помощь населению - 2 598 949 652 200;
санитарный надзор - 30 292 484 600;
прикладные исследования в области здравоохранения - 185 164 415 000;
другие вопросы в области здравоохранения - 2 534 061 901 900.
В республике финансирование здравоохранения обеспечивается в основном из средств республиканского бюджета. Объем финансирования на развитие отрасли к 2020 г. необходимо довести до 10% ВВП. В настоящее время он составляет менее 7% ВВП. Этого недостаточно для развития здравоохранения в республике.
Одна из причин такого состояния заключается в том, что медицинские услуги являются общественными благами, рыночная цена которых сама по себе не отражает их внутреннюю ценность и общественную полезность. Пользу от здравоохранения получает не только человек, получивший помощь, но и все члены общества, которые выигрывают от его здорового образа жизни и приобретения навыков гигиены, а также от повышения производительности труда.
Другая причина в обеспечении справедливого распределения государственного финансирования базовых социальных услуг. Однако оказание медицинских услуг силами государства не всегда является наилучшим решением, особенно когда институциональная база слаба, а уровень подотчетности за использование государственных средств низок. В настоящее время в республике оказание услуг в области здравоохранения сдерживается тремя факторами: нехваткой государственных ресурсов, низким качеством государственного обслуживания, все более настойчивыми требованиями либерализировать экономику.
В республике ощущается нехватка средств, как собственных, так и гуманитарных, поэтому государство не в состоянии обеспечивать эффективную медицинскую помощь. Приватизация нередко проводится в целях получения доходов, однако наибольшую выгоду государство получает от прекращения субсидирования убыточных государственных предприятий.
Во многих развивающихся странах (Латинская Америка, Южная Азия и Юго-Восточная Азия) существует крупный, процветающий частный сектор. Кроме того, в этих регионах значительную долю расходов на здравоохранение составляют частные, а в странах с низким уровнем дохода частные поставщики обеспечивают более половины всех оказываемых услуг по первичному медико-санитарному обслуживанию. В Азии и
Латинской Америке значительная часть больниц и медицинских учреждений находится в частных руках, хотя деятельность по профилактике заболеваний - это в основном обязанность государства.
Учитывая мировой опыт, финансирование здравоохранения в Республике Беларусь должно идти в направлении реализации таких мер, как:
* планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;
* расширение внебюджетных источников финансирования отрасли;
* увеличение доли финансирования из средств республиканского бюджета;
* развитие многообразных форм добровольного медицинского страхования;
* расширение платных медицинских услуг;
* внедрение инвестиций в приоритетные направления здравоохранения (развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства, профилактики социально опасных заболеваний).
Порядок использования финансовых средств организаций
здравоохранения определяется сметой расходов под определенные территориальными программами виды и объемы медицинской помощи.
Бюджетные средства, выделенные по смете расходов организациям здравоохранения и сэкономленные в результате проведения мероприятий по внедрению высокоэффективных и менее затратных медицинских технологий, новых форм организации труда, других мероприятий, обеспечивающих экономию ресурсов, остаются в распоряжении организации здравоохранения. Сэкономленные финансовые средства направляются на текущие расходы, укрепление материально-технической базы, в том числе на приобретение медицинского оборудования, а также на материальное стимулирование труда медицинских работников.
Смета расходов — полный расчет расходов предприятия на производство и реализацию продукции за определенный календарный период (год, квартал), составленный по экономическим элементам расходов. Смета затрат составляется по типовым элементам: сырье и основные материалы, возвратные отходы (вычитаются); вспомогательные материалы, топливо и энергия со стороны; заработная плата основная и дополнительная; отчисления на социальное страхование, прочие расходы. Смета затрат рассчитывается путем прямого суммирования отдельных экономических элементов и смет комплексных расходов или смет отдельных подразделений предприятий; она исключает вторичный учёт продукции собственного изготовления для собственных производственных потребностей. В смете затрат учитываются затраты на изменение остатков незавершенного производства, капитальное строительство, капитальный ремонт и пр. Смета затрат позволяет определить общую потребность предприятия в денежных ресурсах, сумму материальных затрат, провести расчеты по балансу доходов и расходов предприятия на планируемый период. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции тесно связаны между собой, содержат одни и те же затраты, но учитывают их по разным признакам. С помощью калькуляции определяется себестоимость единицы продукции, а по смете — себестоимость товарной и валовой продукции предприятия.
Информация о работе Особенности финансирования государственных организаций здравоохранения