Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:17, реферат
Период грудного возраста характеризуется интенсивным нарастанием массы тела и ростом, что обеспечивается высоким уровнем обмена веществ, который требует поступления в организм достаточного количества пищевых и биологически активных веществ. Масса тела увеличивается вдвое к 4–4, 5 месяца жизни, утраивается к 10–11 месяцам. Ежемесячная прибавка массы тела составляет: до 3–4 месяцев в среднем 800 г, от 4 до 6 месяцев 600 г, во втором полугодии – 400 г.
ВВЕДЕНИЕ
1. Период новорожденности
2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реферат на тему:
ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
Студента группы 112ф
Зернова Александра
Александровича.
СОДЕРЖАНИЕ
Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.
Период грудного возраста
характеризуется интенсивным на
Растет ребенок наиболее энергично в первые месяцы жизни: до 3 месяцев он прибавляет в росте по 3 см в месяц, от 3 до 6 месяцев по 2–2,5 см, от 6 до 9 месяцев по 2 см, до конца года по 1,5 см. Таким образом, за первое полугодие ребенок вырастает на 15–16 см, а за весь первый год жизни – на 25–27 см.
К десятому дню жизни ребенка количество получаемого ребенком молока достигает приблизительно 1/5 массы тела (600–900 мл), от 1 до 4 месяцев оно составляет 1/6 массы тела (800–1000 мл), от 4 до 6 месяцев – 1/7 массы тела (900–1100 мл).
Но это лишь ориентировочные показатели. При их определении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
В период новорожденности
могут появляться заболевания, характерные
только для детей этого возраста,
так как связаны с
Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице 1.
Таблица 1
Бузусловные рефлексы новорожденного
Следует также назвать в качестве безусловных группу рефлексов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных, процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.
Итак, новорожденный – это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни – активны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до 5000 г, рост - от 48 до 57 см. Период новорожденности – это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.
С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен. В этот период жизни значительного полового различия между женским и мужским организмом нет. Период детства характеризуется относительным покоем женской и мужской половых систем.
Рассмотрение периода
новорожденности как
Слабость процессов возбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в определенное время суток. У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы и хронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструю истощаемость нервных клеток.
Все основные функции
организма ребенка находятся
в положении неустойчивого
Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.
Период новорожденности есть период приспособления всех органов ребенка, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Все функции организма, в частности процессы обмена веществ, претерпевают в первые дни жизни ребенка своеобразные, но вполне постоянные у всех новорожденных и, следовательно, закономерные изменения. Макроскопическое и микроскопическое строение центральной и периферической нервной системы еще не закончено; у новорожденного имеются только некоторые безусловные рефлексы, и нет условных рефлексов, приобретаемых в процессе жизни и имеющих большое значение для питания детей грудного возраста.
Большие изменения претерпевает
характер питания. Если в период внутриутробного
развития ребенок получал все
пищевые вещества с кровью матери,
то после рождения он получает пищу извне и у него начинают
формироваться процессы пищеварения.
Доношенный ребенок рождается с массой
тела в среднем 3200–3400 г. В первые дни жизни
отмечается так называемая физиологическая
потеря массы тела составляющая 8-10% (200-300
г). К 8-10-му дню жизни ребенка его масса
тела восстанавливается.
В период новорожденности все органы и
ткани ребенка еще несовершенны, легко
ранимы, все основные функции организма
находятся как бы в состоянии неустойчивого
равновесия.
Кожа новорожденного ребенка очень нежная, тонкая, легко травмируется и подвержена различным заболеваниям. Костная ткань по своему строению несовершенна, содержит мало солей извести, вместо некоторых костей имеются хрящи. Мускулатура развита слабо. Температура тела новорожденного неустойчива и может изменяться в зависимости от температуры окружающей среды.
Дыхание и кровообращение
у новорожденного находится в
состоянии большого напряжения. Ему
требуется много кислорода. Пищеварительная система у новорожденного
еще незрелая. Полость рта сравнительно
невелика, слюнные железы выделяют мало
слюны. Пищевод относительно широк. Желудок
расположен почти вертикально, мышечный
слой входа в желудок развит слабо, что
предрасполагает к срыгиванию и рвотам.
Емкость желудка 30–35 мл. Пищеварительные
железы желудка развиты недостаточно,
кислотность желудочного сока низкая.
Кишечник новорожденного относительно
длиннее, чем у взрослого человека. Стенки
его тонкие, проходимы для микробов и токсических
веществ, легко растягиваются газами,
которые в избытке образуются при нарушении
питания, что часто является причиной
болей в животе.
Опорожнение кишечника у новорожденных
обычно происходит до 4—5 раз в сутки.
Наряду с недостаточной зрелостью и несовершенством многих функций организм новорожденного обладает определенным «запасом прочности». Так, известно, что новорожденные редко болеют инфекционными заболеваниями, что связано с передачей ребенку от матери особых защитных факторов – через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью. Для новорожденного единственно физиологическим питанием является естественное вскармливание грудью матери. Из сказанного выше видно, что выделяемое в первые дни по рождении ребенка молозиво представляет собой концентрированную, богатую калориями пищу, с которой ребенок получает не только необходимое ему количество пластического и энергетического материала, но и большое количество защитных тел.
Количество пищи, получаемой, новорожденным, должно постепенно увеличиваться соответственно возрастающим у него потребностям и функциональным возможностям его организма. Неправильное вскармливание ребенка с первых дней его жизни нередко является причиной рано возникающих расстройств питания и пищеварения, сильно нарушающих и надолго задерживающих все последующее его физическое, психическое и моторное развитие.
Только естественное
вскармливание материнской
Маленький организм новорожденного ребенка – очень сложный. Каждый день из 28 дней неонатального периода – это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.
Период новорожденности охватывает первый месяц жизни ребенка. Человеческое дитя принадлежит к числу незрело рождающихся существ. К моменту рождения ребенка ни один из его органов и систем не заканчивает своего развития. Появившись на свет, младенец продолжает быстро расти и развиваться.
В период новорожденности идет интенсивная перестройка всех жизнеобеспечивающих систем на их деятельность в условиях вне утробы матери. Благополучное течение периода зависит от степени развития ребенка, наличия или отсутствия воздействия различных вредоносных факторов во время беременности, от течения родов.
Ребенок от рождения обладает потребностью не только в физиологическом комфорте (в пище, тепле, продолжительном сне, сухих пеленках и пр.), но и в психологическом (в ощущении близости и внимания матери или другого взрослого). Ни одну из своих потребностей новорожденный не в состоянии удовлетворить самостоятельно, но природа наделила его способностью сигнализировать о своих нуждах криком. Мать устраняет причины дискомфорта, и малыш успокаивается, чаще всего засыпает. Внимательная, чуткая мать быстро научается распознавать причину плача малыша, предвосхищать ее, тем самым, налаживая гармоничные взаимоотношения с самых первых дней жизни.
Итак, к концу периода