Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 14:54, реферат
Граждане, страдающие психическими расстройствами, являются одной из самых уязвимых в правовом отношении категорий населения страны. Соблюдение и обеспечение прав человека в сфере психического здоровья - показатель цивилизованности общества.
Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, свободу и личную неприкосновенность, защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, обеспечивается конституционными положениями, которые имеют и непосредственное действие.
1.Введение……………………………………………………………..2-4
2.Понятие принудительных мер медицинского характера…………5-10
3.Основания и цели применения медицинских мер принудительного характера………………………………………………………………11-19
4.Виды принудительных мер принудительного характера и уголовно-правовые последствия их применения………………………………………….20-31
5.Соблюдение прав лиц при применении принудительных мер медицинского характера………………………………………………………………32-39
6.Заключение………………………………………………………….40-42
7.Список литературы………………………………………………….43-44
Цель предупреждения новых преступлений не привносит в рассматриваемые меры элементов уголовной ответственности. Ее достижение основано на медицинских показаниях, учете психического состояния больного, который может представлять в силу своего заболевания опасность для самого себя и других. Указанные цели считаются достигнутыми, когда наступает полное выздоровление лица, подвергнутого принудительным мерам медицинского характера, либо такое улучшение его психического состояния, при котором лицо перестает представлять опасность для себя самого и других.
Достижение целей применения медицинских мер является средством предупреждения совершения общественно опасных деяний и преступлений со стороны лиц, направленных на принудительное лечение. В отношении лиц, признанных ограниченно вменяемыми, алкоголиков и наркоманов, которые отбывают наказание за совершенные преступления, целью применения принудительных мер является также способствование исправлению и перевоспитанию этих категорий осужденных.
Назначение принудительных мер медицинского характера является правом, а не обязанностью суда.
3. Виды принудительных мер принудительного характера и уголовно-правовые последствия их применения.
УК называет следующие четыре вида принудительных мер медицинского характера (ст. 99):
1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
2) принудительное
лечение в психиатрическом
3) принудительное
лечение в психиатрическом
4) принудительное
лечение в психиатрическом
В зависимости от вида медицинского учреждения различаются и сами принудительные меры, под которыми понимаются комплексы медицинских мероприятий, включающих не только диагностику, лечение и реабилитацию, но и режимы их осуществления. Они дифференцируются в зависимости от того, нуждается ли больной в изоляции (в постоянном, усиленном или интенсивном наблюдении в условиях соответствующего лечебного учреждения) или успешность лечения, напротив, предполагает сохранение его бытовых и социальных связей с ближайшим окружением.
Цель этой дифференциации состоит в излечении, улучшении психического состояния больного такими средствами, в результате применения которых он перестанет представлять опасность для себя самого и других лиц.
Критерием выбора судом вида принудительной меры медицинского характера является психическое состояние больного, определяющее его опасность для себя или других лиц, возможность повторного совершения общественно опасных поступков.
Назначение судом вида принудительных мер не предопределяет выбор методов лечения и лекарственных препаратов. Условия лечения и определение методов наблюдения в психиатрических стационарах устанавливаются Министерством здравоохранения РФ.
К лицам, которым назначено принудительное лечение, применяются те же методы диагностики, лечения и профилактики, а также все необходимые меры социальной реабилитации, которые применяются ко всем лицам, страдающим психическими расстройствами, в зависимости от соответствующего диагноза заболевания. В настоящее время применение принудительного лечения в России приведено в полное соответствие с международными стандартами ООН.
Правильное определение вида принудительных мер медицинского характера позволяет создать такие условия содержания лиц в психиатрическом стационаре, которые в наибольшей степени способствуют их излечению, социально-трудовой реабилитации, обеспечивают защиту общества от общественно опасных посягательств невменяемых.
Назначая принудительное лечение, суд не устанавливает его сроков, так как оно зависит от многих обстоятельств (тяжести и степени заболевания, его течения, методов лечения и т.д.) и должно продолжаться до тех пор, пока больной перестает представлять опасность для окружающих. Суд указывает лишь вид принудительной меры, а определение местности и конкретного психиатрического стационара, в котором должно проводиться лечение, входит в компетенцию органов здравоохранения.
Амбулаторное принудительное лечение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований для применения принудительных мер медицинского характера, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар (ст. 100 УК РФ).
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, как и стационарное принудительное лечение, назначается по решению суда, основанному на рекомендации судебно-психиатрической экспертной комиссии, где наряду с заключением о вменяемости или невменяемости лица должно быть высказано мнение о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера и виде таких мер. Заключение экспертов-психиатров подлежит тщательной оценке судом в совокупности со всеми материалами дела.9
Рекомендации экспертов-психиатров не являются обязательными для суда, хотя и учитываются при вынесении решения по делу.
При решении вопроса о назначении амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, помимо установления оснований применения принудительных мер медицинского характера суд учитывает характер психического расстройства лица, общественную опасность им содеянного, а также возможность осуществления его лечения и наблюдения за ним в амбулаторных условиях.
Психическое состояние лица, в частности, характер его психического расстройства, должно быть таковым, чтобы лечебно-реабилитационные мероприятия могли быть проведены без помещения в психиатрический стационар. Это обстоятельство должно быть отражено в заключении судебно-психиатрической экспертизы либо в заключении врачебной комиссии при освобождении лица от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелым психическим расстройством при обосновании рекомендации данного вида принудительного лечения.
Изменение данного вида принудительного лечения и его отмена также являются компетенцией суда. Решение должно приниматься по представлению администрации учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, основанному на заключении комиссии врачей-психиатров. Переход от амбулаторного принудительного лечения к стационарному предполагает такое изменение психического состояния лица, когда становится невозможным проведение принудительного лечения без помещения в психиатрический стационар, а также в случаях грубых нарушений режима амбулаторного принудительного лечения либо при уклонении от него.
Прекращение принудительного лечения, срок которого заранее судом не устанавливается, возможно в случае, когда отпала необходимость в принудительном амбулаторном наблюдении и лечении у психиатра. Суд имеет право передать необходимые документы в отношении лица, находившегося на таком лечении, органам здравоохранения для оказания ему психиатрической помощи в общем порядке, установленном Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Рассматривая вопрос об отмене или изменении амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, суд должен проверить обоснованность представления администрации учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь.
Для этого суду надлежит выяснить результаты проведенного лечения и условия, в которых это лицо будет находиться после отмены принудительной меры медицинского характера, а также необходимость дальнейшего медицинского наблюдения и лечения.
В этих целях рекомендуется вызывать в судебное заседание представителей медицинского учреждения, близких родственников или законного представителя лица, в отношении которого решается вопрос об отмене применения амбулаторного принудительного лечения.10
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может применяться, во-первых, как первичная мера принудительного лечения, например, когда общественно опасное деяние было совершено в состоянии временного болезненного расстройства психической деятельности, повторение которого маловероятно. Во-вторых, эта мера может стать последней ступенью при переходе от стационарного принудительного лечения к оказанию необходимой для лица, страдающего психическим расстройством, психиатрической помощи в общем порядке.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра связано со значительно меньшими ограничениями личной свободы лица (например, пациент может продолжать трудиться, проживать со своей семьей, продолжать обучение и т.п.), и в то же время эта мера предполагает большую ответственность самого больного за соблюдение режима лечения. Современная психиатрическая практика свидетельствует, что участие пациента в собственном лечении, взаимная ответственность пациента и врача-психиатра, их сотрудничество в процессе лечения во многом предопределяют его эффективность.
Правовой статус лица, в отношении которого применен данный вид принудительного лечения, существенно отличается от статуса иных лиц, также получающих амбулаторную психиатрическую помощь. Так, они не могут прекратить лечение без соответствующего решения суда. Если психическое состояние или поведение пациентов, находящихся на принудительном амбулаторном лечении, затрудняет их обследование (длительное отсутствие по месту жительства, сопротивление медицинским работникам, попытки скрыться), а также при создании препятствий для обследования и лечения пациентов со стороны членов их семей или других лиц медицинские работники прибегают к помощи сотрудников милиции.
Психоневрологические диспансеры (отделения, кабинеты) обязаны направлять в орган внутренних дел по месту жительства лица, находящегося на амбулаторном принудительном лечении, в частности, следующую информацию: список таких лиц; сведения об изменении места жительства или о длительном отсутствии по месту регистрации; данные о вновь принятых на такое лечение и снятых с него.
Орган внутренних дел, в свою очередь, сообщает диспансеру о случаях совершения данными пациентами общественно опасных деяний, о возбуждении уголовного дела, задержании, заключении под стражу; появлении у них особенностей поведения, грозящих совершением противоправных деяний, в связи с чем их необходимо освидетельствовать; перемене места жительства. Помимо этого органы внутренних дел принимают меры к розыску скрывающегося лица, находящегося на амбулаторном принудительном лечении, обеспечивают безопасные условия доступа к нему, оказывают иное необходимое содействие медицинским работникам11.
По своему содержанию данный вид принудительных мер медицинского характера предполагает обязательное диспансерное наблюдение: регулярные осмотры врача-психиатра с целью контроля психического состояния больного и оказания ему необходимой медицинской и социальной помощи12 Оно устанавливается независимо от согласия пациента или его близких. Осмотры могут проводиться на дому, в психоневрологическом диспансере или ином медицинском учреждении, оказывающем психиатрическую помощь амбулаторно. Их частота не регламентирована и зависит от ряда обстоятельств, в частности: психического состояния больного, динамики психического расстройства и потребностей пациента в психиатрической помощи.
Диспансерное наблюдение включает также психофармакологическое и иное лечение (например, психотерапию), осуществление социально-реабилитационных мероприятий.
Для назначения принудительного лечения в психиатрическом стационаре, помимо наличия оснований, предусмотренных ст. 97 УК, суд должен установить, что данное лицо нуждается именно в стационарном психиатрическом лечении. Это означает, что характер психического расстройства лица, в частности, обусловленные этим расстройством нарушения поведения, а также неблагоприятное течение этого расстройства не позволяет обеспечить лечение данного лица, уход за ним, его содержание и наблюдение в иных условиях, кроме стационарных.
Необходимость именно в стационарном психиатрическом лечении возникает тогда, когда характер и тяжесть психического расстройства сочетается с опасностью психически больного для себя или окружающих либо возможностью причинения им иного существенного вреда и исключает проведение амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра как принудительную меру медицинского характера.
Характер психического расстройства и нуждаемость в стационарном принудительном лечении должны быть установлены судом на основании заключения экспертов-психиатров, в котором указывается, какой вид принудительных мер медицинского характера и почему рекомендуется данному лицу. При выборе рекомендуемой для назначения судом принудительной меры экспертные психиатрические комиссии основываются на общем принципе необходимости и достаточности этой меры для предотвращения новых общественно опасных деяний со стороны психически больного лица, а также проведения необходимых именно для него лечебно-реабилитационных мероприятий.
Законодательство предусматривает три варианта проведения принудительного лечения: в психиатрических стационарах общего типа, специализированных и специализированных с интенсивным наблюдением. Вопрос о выборе типа стационара, необходимого в каждом конкретном случае, решается судом с учетом критерия обеспечения безопасности госпитализированного лица и других лиц при соблюдении его прав и законных интересов.
Нормативные критерии выбора вида психиатрического стационара закреплены в ст. 101 УК РФ. Следует, однако, отметить, что в данной статье критерии изложены крайне схематично и настольно в общем виде, что выбор вида стационарного лечения на их основе практически невозможен. Между тем в соответствии с законом назначение вида принудительной меры медицинского характера производится судом, хотя и по рекомендации судебно-психиатрических экспертиз, врачебных комиссий психиатрических учреждений, психиатрических комиссий по освидетельствованию осужденных.
Информация о работе Понятие принудительных мер медицинского характера