Права пациентов и их нормативно-этическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:24, реферат

Краткое описание

Нормативно-правовая база здравоохранения РФ сегодня состоит из общепризнанных принципов и норм международного права международных договоров РФ, которые являются приоритетными в случае их противоречия с нормами национального законодательства РФ(к ним относятся универсальные, региональные и двухсторонние международные акты), федерального законодательства в области здравоохранения, а также законодательства субъектов федерации (поскольку здравоохранение по ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов).

Содержание

1.Введение.
2.Права пациента при обращении за медицинской помощью и ее оказании.
3. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства (ч.8 ст.30)
4.Права пациента в отношении информации о состоянии своего здоровья.
5. Право пациента на возмещение вреда, причиненного его здоровью.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение - Права пациетов.docx

— 29.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ:

«ПРАВА ПАЦИЕНТОВ И ИХ НОРМАТИВНО-ЭТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      2014/2015 учебный год  

Содержание 

 
  

1.Введение.

 

 2.Права пациента при обращении  за медицинской помощью и ее  оказании.

 

3. Право пациента на  отказ от медицинского вмешательства (ч.8 ст.30)

 

4.Права пациента в отношении  информации о состоянии своего  здоровья. 

 

5. Право пациента на возмещение  вреда, причиненного его здоровью. 

 

6.  Заключение.

 

7.  Список используемой литературы.  

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Права пациентов – это группа норм права, касающихся оказания медицинской помощи или необходимости ее оказания гражданам и сформулированных в нормативно-правовых актах России.

Нормативно-правовая база здравоохранения РФ сегодня состоит из общепризнанных принципов и норм международного права международных договоров РФ, которые являются приоритетными в случае их противоречия с нормами национального законодательства РФ(к ним относятся универсальные, региональные и двухсторонние международные акты), федерального законодательства в области здравоохранения, а также законодательства субъектов федерации (поскольку здравоохранение по ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов).

Основные источники пациентского права: международные нормы, которые разделяет Россия, Конституция РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, решения исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных властей.

Основными правами пациента являются право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, личную тайну (нематериальные блага, предусмотренные ст. 150 ГК РФ). Они носят абсолютный характер (в отличие от относительного характера обязательственных отношений).

Фундаментальным источником пациентского права является Конституция России.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…».

Согласно ч.1 ст. 41: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

В то же время в ст. 1 Основ говорится: «Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Ст. 20 «Основное право пациентов» гласит: «При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности».

Там же: «Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».

 
     Медицинское право – это совокупность нормативных актов, регулирующих отношения между гражданином и лечебно-профилактическим учреждением, между пациентом и медицинским работником в сфере организации, а также их прав, обязанностей и ответственности в связи с проведением диагностических, лечебных, санитарно-гигиенических мероприятий. 

 
     Впервые подробно права граждан при оказании медицинской помощи были закреплены в ст. 30 «Основах законодательства об охране здоровья граждан». 
     В Основах законодательств об охране здоровья граждан права пациентов определяются в разделе 6 «Права граждан при оказании медико-социальной помощи». 
     Если  проанализировать этот раздел, то права  пациентов можно разбить на три  группы: 

1.Права пациента при обращении за медицинской помощью и ее оказании.

 

2. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства (ч.8 ст.30)

 
3.Права пациента в отношении информации о состоянии своего здоровья.

 

4.Право  пациента на возмещение вреда,  причиненного его здоровью. 

 

2.Права пациента  при обращении  за медицинской  помощью и ее  оказании.

 
Данная  группа прав определяется ст. 30 «Основах законодательства об охране здоровья граждан» и к ней относится следующее: 

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.

Этому праву пациента корреспондирует  обязанность медицинского работника соблюдать правила профессиональной этики и деонтологии. В ноябре 1994г. на 4-й конференции Ассоциации врачей были утверждены клятва российского врача и Этический кодекс российского врача. Данный документ содержит основные нормы и принципы правил поведения врача при выполнении им профессиональных обязанностей. В ст. 8 Этического кодекса врача «Врач и право пациента на свободу и независимость личности» говорится о том, что врач должен уважать честь и достоинство пациента, недопустимы грубое отношение к пациенту, любые проявления превосходства, неприязни, либо выражение предпочтения кому-либо из пациентов. Врач в любых конфликтных ситуациях должен отдавать предпочтение интересам пациента. Медицинская помощь оказывается в условиях минимального стеснения свободы пациента. 
Кроме того, уважительное и гуманное отношение  включает в себя: 

1.облегчение боли и страданий в соответствии с состоянием здоровья пациента; 
право пациента умереть достойно; 
2.на индивидуальный подход в процессе оказания медицинской помощи; 
3.на сохранение физической и психической целостности пациента.

 

  Право на выбор врача, а также ЛПУ в соответствии с договорами ОМС и ДМС. Лечащий врач в амбулаторно-поликлиническом  учреждении назначается по выбору пациента или руководителя ЛПУ. В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача (ст. 58 «Основ…). Ст. 15 Этического кодекса врача «Врач и право пациента на свободный выбор врача»: «врач не должен препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу. Самореклама в любой форме несовместима с врачебной этикой». 
В стационаре часто встречается ситуация, когда  пациент желает оперироваться только у выбранного им врача, которого он считает наиболее квалифицированным. Однако, это не всегда совпадает с возможностями медицинского учреждения, поскольку опытных, грамотных специалистов не хватает на всех пациентов. В данном случае следует отдавать приоритет пациентам, нуждающимся в неотложной помощи. 
     Праву выбора врача соответствует обязанность пациента следовать предписаниям медицинского персонала и режиму лечебного учреждения. 
     Приоритет в выборе метода врачевания принадлежит  медицинскому учреждению. Вместе с  тем пациент также обладает правами  при решении этого вопроса: он может отдать предпочтение одному из возможных методов лечения, отказаться от лечения. 

Пациент имеет право на проведение по его просьбе консультаций других специалистов и консилиума.     

Консультации  и консилиум проводят дополнительно  привлекаемые специалисты (возможно из других ЛПУ) или даже специалисты, указанные пациентом. В случае недееспособности пациента или недостижении им 15 лет, это право передается их законным представителям.

А также: 
*  Пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. 
* Пациент имеет право на облегчение  боли, связанной с заболеванием  и (или) медицинским вмешательством. 
*  Пациент имеет право на получение  дополнительных медицинских и  иных услуг в 

рамках добровольного медицинского страхования.

*  Помощь, оказываемая пациенту, должна  быть квалифицированной. 
     Нужно рассмотреть понятие «квалифицированной медицинской помощи». Оно включает в себя требования к персоналу, оказывающему медицинскую помощь, и требования к качеству деятельности этого персонала. Результатом квалифицированной медицинской помощи в зависимости от конкретной ситуации должно быть: 

А)полное выздоровление; 
Б)продление жизни; 
В)облегчение или улучшение состояния пациента.

 

Пациент  имеет право на информированное  добровольное согласие на медицинское 

вмешательство. 
      «Медицинское  вмешательство» - любое обследование, лечение и иное действие, имеющее  диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником. 
      Согласие  пациента является обязательным предварительным  условием медицинского вмешательства. Пациент должен быть полностью проинформирован  врачом о состоянии своего здоровья, о характере и причинах заболевания, о возможных последствиях и результатах вмешательства в доступной форме. Согласие на вмешательство должно быть осознанным и добровольным. В отношении лиц, не достигших 15 лет, и недееспособных согласие на медицинское  вмешательство дают их законные представители. 
      Когда законные представители отсутствуют, либо гражданин дееспособен, но в  силу своего состояния не может выразить свою волю, а медицинское вмешательство  неотложно, то решение о его проведении принимается либо консилиумом врачей, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с последующим уведомлением должностных лиц ЛПУ.

 

3.Право пациента  на отказ от медицинского вмешательства (ч.8 ст.30)

 
Пациент  имеет право отказаться от  медицинского вмешательства или  потребовать его

прекращения. 
При отказе от медицинского вмешательства, врач оформляет  отказ в письменной форме с указанием возможных последствий. Подписанный врачом и пациентом. 
      Без согласия граждан (их представителей) медицинское вмешательство возможно только в трех случаях: 

1.пациент страдает заболеванием, опасным для окружающих; 
2.пациент страдает тяжелым психическим расстройством; 
3.пациент совершил общественно опасное деяние.   

К пациентам последней группы могут  быть применены принудительные меры медицинского характера, но только на основании решения суда (ст. 58-62 УК, ст. 403-409 УПК). 

 

 

  4.Права пациента  в отношении информации  о состоянии своего  здоровья.  
 
      Кроме информации о состоянии своего здоровья, пациент имеет право на получение  информации о перечне медицинских  услуг, условиях их предоставления с  указанием сведений о сертификатах и лицензиях, о профессиональном статусе врача и других лиц, осуществляющих его лечение. 
      Под «информацией о состоянии здоровья»  понимаются сведения: 

о результатах обследования; 
о наличии заболевания; 
о диагнозе и прогнозе развития заболевания; 
о методах лечения и связанных с ними рисках; 
о возможных вариантах вмешательства; 
о последствиях и результатах проведенного лечения.     

Информация  о диагнозе: 
В том  случае, если установить диагноз трудно, то ставится несколько предположительных  диагнозов и все они должны сообщаться пациенту.

 
      Информация  о методе лечения:

о самом методе непосредственно; 
о послебольничном режиме; 
о диете; 
о действии предписанных лекарств и обращении с ними; 
о возможных последствиях применения метода. О побочных явлениях и осложнениях.      

Информация  передается в деликатной и доступной для пациента  форме. Сведения сообщаются лечащим врачом или другими специалистами, которые непосредственно принимали участие в обследовании и лечении пациента. Сообщаются либо самому пациенту, либо его законным представителям, либо другому лицу, указанному пациентом. 
     Пациент, кроме устной, может потребовать  письменной информации. Он имеет право  непосредственно знакомиться с  медицинской документацией, получать ее копии. А также консультироваться  по ней у других специалистов. 
     Возможна  такая ситуация, что пациент не желает знать о своем заболевании. В таком случае информация о состоянии здоровья не может предоставляться гражданину против его воли. 

Говоря  о праве пациента на информацию о  состоянии своего здоровья, нужно  помнить о сохранении врачебной тайны медицинским персоналом.

 

5.  Права пациента  по возмещению  вреда, причиненного  здоровью.

 

 

      В случае нарушения прав граждан в  области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается виновными в полном объеме в порядке, установленном законодательством. 
      Здесь имеется ввиду гражданская или  имущественная ответственность  медицинских работников перед пациентом. 
      Пациент имеет право на возмещение вреда: 

Информация о работе Права пациентов и их нормативно-этическая характеристика