Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:55, лекция
Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
В состав этих основ входит:1.Экологическая безопасность.
Правовой основой
В состав этих основ входит:1.Экологическая
безопасность.
Обеспечение экологической безопасности
на территории РФ, формирование и укрепление
экологического правопорядка основаны
на действии с марта 1992г. федерального
закона «Об охране окружающей среды» в
комплексе с мерами организационного,
правового, экономического и воспитательного
воздействия. Закон содержит свод правил
охраны окружающей среды в новых условиях
хозяйственного развития и регулирует
природоохранительные отношения в сфере
всей природной среды, не выделяя ее отдельные
объекты, охране которых посвящено специальное
законодательство. Задачами этого законодательства
являются: охрана природной среды, предупреждение
вредного воздействия хозяйственной или
иной деятельности, оздоровление окружающей
природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через 3 группы
норм:
- нормативы качества окружающей среды
- экологические требования к хозяйственной
и другой деятельности, влияющей на окружающую
среду
- механизм исполнения этих требований
К нормативам относятся ПДК (химического,
физического, биологического происхождения).
Экологические требования предъявляются
всем хозяйственным субъектам независимо
от форм собственности и подчиненности.
Механизм реализации выражается в сочетании
экономических методов хозяйствования
с административно-правовыми мерами обеспечения
качества окружающей среды.
2.Охрана труда – это система обеспечения
безопасности жизни и здоровья работников
в процессе трудовой деятельности, включающая
правовые, социально-экономические, организационно-технические,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия.
Законодательство РФ об охране труда состоит
из соответствующих норм Конституции
РФ, основ законодательства РФ об охране
труда и издаваемых в соответствии с ними
законодательных и иных нормативных актов.
Основные направления государственной
политики в области охраны труда:
- признание и обеспечение приоритета
жизни и здоровья работников по отношению
к результатам производственной деятельности
предприятий.
- установление единых нормативных требований
по охране труда для предприятий всех
форм собственности независимо от сферы
хозяйственной деятельности и ведомственной
подчиненности
- защита интересов работников, пострадавших
в результате несчастных случаев на производстве
и другие.
Каждый работник имеет право на охрану
труда, в том числе:
- на рабочее место, защищенное от воздействия
вредных или опасных производственных
факторов
- на возмещение вреда, причиненного увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением
им трудовых обязанностей
- на обучение безопасным методам и приемам
труда за счет работодателя и др.
3.Чрезвычайные ситуации.
Федеральный закон «О защите населения
и территорий от ЧС природного и техногенного
характера» определяет общие для РФ огранизационно-правовые
нормы в области защиты населения, всего
земельного, водного, воздушного пространства
в пределах РФ, объектов производственного
и социального назначения, а так же окружающей
природной среды от ЧС природного и техногенного
характера.
Основные цели закона: предупреждение
возникновения и развития ЧС, снижение
размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация
ЧС. 12 февраля 1998г. был подписан
закон о ГО. Закон определяет задачи в
области ГО и правовые основы их осуществления,
полномочия органов государственной власти
РФ.
Законом определены следующие основные
задачи ГО:
- обучение и оповещение населения
- эвакуация населения и материальных
ценностей
- предоставление населению убежищ и СИЗ
- проведение маскировки а аварийно-спасательных
работ
- первоочередное обеспечение населения,
пострадавшего при ведении военных действий
- проведение мер по
обнаружению и обозначению
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства (интересов национальных), при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация угроз национальным интересам в разных сферах жизнедеятельности общества и государства.© Сытник Г.П.
Существуют два подхода относительно операционализации понятия Б.Н..Согласно первому, она рассматривается в контексте защиты национальных интересов, а согласно второму – базисных ценностей общества. В пределах обоих подходов возникает ключевая проблема – определение совокупности национальных интересов или совокупности национальных ценностей. Проблема может быть сведена к триаде вопросов: ценности национальные (интересы) – какие, кого, за счет кого (чего) их защищать (реализовывать)? Однозначно ответить на эти вопросы вне пределов политического процесса (компромисса) достаточно трудно.
Когда понятие Б.Н. вошло в политический лексикон на Западе, оно использовалось в качестве синонима обороноспособности государства и фактически к середине восьмидесятых годов ХХ ст. под этим понятием главным образом понимали военную и политическую безопасность. С начала 90-х годов прошлого столетия в теоретических исследованиях, в философско-социологической и политической литературе понятие Б.Н. и проблему ее обеспечения рассматривают с учетом экономических, социо-культурных и других факторов. Сегодня, в известной мере, сформировалось общее понимание базисных категорий, которые используются при решении проблемы Б.Н., что способствует разработке достаточно структурированных, с относительно четким понятийным аппаратом, руководящих документов по вопросам ее обеспечения. Есть понимание, что Б.Н. – достаточно сложное социально-политического явление, которое отображает последствия многогранной жизнедеятельности, накопленный исторический опыт, предпочтения и культуру каждого человека (индивида), общества, государства, в целом – земной цивилизации, что оно имеет много оттенков, закрепленных правом как совокупное состояние, которое аккумулирует бесконечное число видов убытков (потерь), а также возможных представлений об угрозах и их последствиях для интересов национальных. Но до сего времени у исследователей отсутствует единое мнение о том, что целесообразно понимать под понятием Б.Н. – состояние или категорию, которая характеризует состояние.
Отечественные и иностранные исследователи, нормативные документы дают разные толкования сущности понятия Б.Н. из-за его сложного, многокомпонентного и междисциплинарного характера. Поэтому есть основания утверждать, что в международной политике, внутренней и внешней политике государств, в теории и практике государственного управления, не существует понятия, которое могло бы сравниться по степени туманности, частоте относительно не четкого употребления с понятием Б.Н..
Это свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности, природы возникновения, диалектики развития, механизмов формирования и возможного управленческого влияния на системные характеристики явления, которое означают понятиям Б.Н. В то же время наиболее распространенным является мнение, что Б.Н. – категория, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства.
То есть, это понятие тесно связано со всеми формами, направлениями и проявлениями взаимодействия в системе «природа – человек – общество». Как понятие Б.Н. используется по отношению к широкому кругу объектов и процессов для характеристики их защиты от разных негативных влияний природного и социального характера (часто – в контексте характеристики условий развития или функционирования указанных объектов и процессов). Поэтому Б.Н. должна рассматриваться как специфическое свойство динамических систем, как комплексный критерий оценки их качества, который характеризует динамику развития и техническое воплощение системы.
Б.Н. имеет три взаимозависимых уровня: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. Приоритетность указанных уровней определяется действием многих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного характера, в частности, характером общественных отношений, политической системой, экономическим укладом, степенью развития институтов гражданского общества, состоянием внешних отношений с другими странами и другими факторами.
Б.Н. является переменной величиной потому, что по своей сути это интегральная многокомпонентная оценка имеющегося, желаемого или прогнозируемого уровня (меры, степени) защищенности жизненно важных национальных интересов и условий их реализации, в частности, состояния социально-экономической системы, социальных и политических институтов в стране, возможности сил и средств сектора безопасности противостоять угрозам указанным интересам и тому подобное.
Конкретное значение Б.Н. всегд
Желаемый уровень Б.Н. (
Эти факторы могут иметь экономическое, политическое, военное, естественное, техногенное или другое происхождение. Диалектическое единство всех составляющих Б.Н. как системы обусловлено неразрывностью процесса функционирования и развития человека, общества, государства не только в пространстве, но и во времени.
Информация о работе Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД