Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 20:40, реферат
Гигиена – наука о здоровье, основная профилактическая наука, которая ставит во главу угла здоровье и рассматривает его как категорию, формирующуюся под влиянием сложных взаимосвязей природных, социальных, антропогенных и эндогенных факторов.
Гигиена устанавливает закономерности воздействия вредных факторов на организм и разрабатывает нормативы, которые гарантируют населению благоприятные условия труда и жизни.
Введение
Задачи гигиены
История развития гигиены
Древняя Греция
Древний Рим
Ученые
Список литератур
Министерство Здравоохранения Республики Казахстан
Южно-Казахстанская Государственная Фармацевтическая Академия
Кафедра гигиены-2
Реферат
Тема: Предмет и история гигиены питания.
Выполнила: ___________________
Группа: ____________
Проверил(а):__________________
План
Введение
Список литератур
Введение
Гигиена – наука о здоровье,
основная профилактическая наука, которая
ставит во главу угла здоровье и рассматривает
его как категорию, формирующуюся под
влиянием сложных взаимосвязей природных, социальных, антропогенных и
эндогенных факторов.
Гигиена устанавливает закономерности
воздействия вредных факторов на организм
и разрабатывает нормативы, которые гарантируют
населению благоприятные условия труда
и жизни. Устанавливает ПДК вредных примесей
в воде, воздухе, почве пищевых продуктах,
допустимые уровни шума, вибрации, электромагнитных
и ионизирующих излучений; определяет
критерии тяжести и напряженности труда,
нормирует факторы, способствующие развитию
утомления у рабочих, учащихся, разрабатывает
правила и рекомендации по использованию
природных факторов окружающей среды
и т.д. Разделами гигиены является гигиена
труда, питания, возрастная и коммунальная
гигиена. Врачи-гигиенисты ведут текущий
и предупредительный санитарно-гигиенический
контроль за состоянием окружающей среды,
условиями жизни и труда населения. Практическое
претворение в жизнь нормативов и рекомендаций
разработанных гигиенической наукой,
осуществляется в виде санитарных мероприятий.
Предмет и задачи гигиены
Гигиена — основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населения.
Предмет гигиены как науки заключается в том, чтобы путем осуществления различных гигиенических мероприятий суметь ослабить воздействие на человеческий организм факторов, носящих отрицательный характер и усилить воздействие положительных факторов. Однако следует понимать, что факторы окружающей среды исследуются и другими дисциплинами.
Термин "гигиена" происходит от древнегреческого слова "higienos", что означает "целебный, приносящий здоровье". Происхождение его связывают также с именем мифической богини здоровья Гигиен, дочери бога медицины Эскулапа, которая изображалась в виде красивой девушки, держащей в руках чашу, обвитую змеей. У древних греков змея олицетворяла символ мудрости, она выпивала яд из чаши жизни и обезвреживала ее. Чаша ее со змеей сохранилась до сих пор как эмблема медицины.
Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения. При этом под окружающей средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов.
Однако это далеко не все задачи, которые исследует гигиена. Гигиена предмет изучения которой включает в себя окружающую среду и здоровье человека изучает еще множество иных вещей. так какие же еще задачи исследует такая наука как гигиена, помимо своей основной задачи. описанной нами чуть выше? Расскажем немного подробнее об остальных задачах гигиены.
Другой важной задачей гигиены является разработка средств и способов, направленных на повышения сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок. Этому способствует гигиенический образ жизни, рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильноорганизованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.
В гигиене широко применяются физические, химические, бактериологические, физиологические и другие экспериментальные методы исследований, разработанные различными медицинскими и естественными науками. Одни из них используются для гигиенической оценки окружающейсреды, другие — для анализа физиологических реакций организма на ее воздействие.
Древняя Греция и Рим
Истоки развития гигиены относятся к глубокой древности. Уже у народов Древней Греции, Рима, Египта, Индии, Китая и др. наблюдались первые попытки создания здоровых условий жизни. Это выражалось в различных мероприятиях, касающихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и т. д.
Само собой, предметы личной гигиены того времени существенно отличались от современных. Это неудивительно, ведь с тех пор наука и технологии сделали огромнейший шагн вперед. Однако такие базовые вещи, как мыло и зубная щетка пришли к нам с незапамятной древности. И это свидетельствует лишь о том, что уже в те давние времена гигиене уделялось достаточно большое внимание.
Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основоположником античной медицины Гиппократом (около 460 -377 гг. до н. э.). В трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Греческие писатели-философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греция, где в начале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании, стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т. д.
Наследниками культурных богатств греков являлись, как известно, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом. Памятником городского благоустройства остается система канализации с использованием нечистот для удобрения садов и полей.
Однако вплоть до завоевания Древней Греции Римской империей, в список предметов личной гигиены того времени не входили привычные нам всем зубочистки. Это весьма удивительный факт, учитывая то, что древние греки уделяли гигиене такое огромное внимание. Однако, даже не смотря на отсутствие зубочисток, греки ухаживали за полостью рта с особой тщательностью, так как полагали, что здоровье начинается именно с этого.
Ученые
Период средних веков (VI-IV) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в., известная под названием "черной смерти", унесла около 25 млн. человек.
Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены. Мировую известность получило произведение выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины (Авиценны) "Канон медицины", изданное в XI в.
Эпоха Возрождения характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. Научный трактат итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников (1700) является первым сочинением в этой области.
Более интенсивно гигиена стала развиваться в ХVII-ХVIII и особенно в XIX вв. Поводом к этому послужили рост крупных промышленных городов и сосредоточение на их территории значительного числа рабочих, не обеспеченных материально, живущих в антисанитарных условиях, вследствие чего намного возросла опасность эпидемических заболеваний.
Именно из за роста эпидемий, учеными того времени был составлен самый первый перечень того, что относится к предметам личной гигиены. И хотя данный список довольно серьезно отличается от современного, большая часть предметов, содержащихся в нем, пришла к нам именно с тех времен, как, например, привычный нам всем носовой платок. Но само собой, с развитем гигиены, этот перечень постоянно расширялся.
Огромную роль в развитии гигиенической науки сыграл немецкий ученый Макс Петтенкофер (1818-1901), который по праву считается ее основоположником. Он ввел в гигиену экспериментальный метод, благодаря чему она превратилась в точную науку, располагающую объективными способами исследования. Уделяя окружающей среде первостепенное значение в этиологии заболеваний, Петтенкофер наметил основные пути ее оздоровления. Он обращал также большое внимание на личную гигиену.
Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод Б Новгороде существовал в XI в., замощение улиц в Пскове производилось в XII в., тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее.Последние, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), формируют до 25% патологии человека, а в отдельных странах и отдельных регионах этих стран процент экологически обусловленных заболеваний может быть и существенно выше.
Исследованиями, выполненными в разных странах мира, в том числе и в нашей стране, накоплен большой материал, характеризующий экологические изменения природной среды и их влияние на здоровье человека.
Заключение
Гигиена устанавливает закономерности воздействия вредных факторов на организм и разрабатывает нормативы, которые гарантируют населению благоприятные условия труда и жизни. Устанавливает ПДК вредных примесей в воде, воздухе, почве пищевых продуктах, допустимые уровни шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений; определяет критерии тяжести и напряженности труда, нормирует факторы, способствующие развитию утомления у рабочих, учащихся, разрабатывает правила и рекомендации по использованию природных факторов окружающей среды и т.д. Разделами гигиены является гигиена труда, питания, возрастная и коммунальная гигиена. Врачи-гигиенисты ведут текущий и предупредительный санитарно-гигиенический контроль за состоянием окружающей среды, условиями жизни и труда населения. Практическое претворение в жизнь нормативов и рекомендаций разработанных гигиенической наукой, осуществляется в виде санитарных мероприятий.
Список литературы
1.«Гигиена питания : учебник для студентов ВУЗ /» Королев А.А.Издательский центр «Академия»,2006г.
2. Пшендин П.И. Рациональное питание. — СПб.: Олимп-СПб., 2003.
3. Касаткин В.Н. Здоровье: учеб.-метод. пособие для учителей/ В.Н. Касаткин, Л.А. Щеплягина. – Ярославль: Аверс-Пресс, 2002.
4. Письмо Минобрнауки
РФ (исх. № 06–1581 от 02.10.07 г.) «О реализации
программы «Разговор о
5. Д.В. Колесов. Гигиена и здоровье / А.Г. Хрипкова,– М.: Просвещение, 2001