Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 00:38, реферат
Владимир Филатов был личностью неординарной и многогранной, писал стихи и картины, музицировал, слыл философом, владел несколькими иностранными языками.
Так как Владимир был выходцем из династии медиков (его отец – Пётр Фёдорович был высокообразованным врачом, работал в симбирской земской больнице, являлся специалистом по хирургии и глазным болезням, трое братьев отца также посвятили себя медицине, например Нил Фёдорович Филатов – основоположник русской педиатрии, известный детский врач и выдающийся учёный, возглавил кафедру детских болезней Московского университета), то перед ним не стоял выбор профессии после окончания гимназии – несомненно, медицина и вне всяких сомнений – офтальмология. Что может быть благороднее борьбы со слепотой, одним из самых тяжёлых недугов человечества.
1. Введение………………………………………………………
2. История и деятельность В.П.Филатова...……………………
3. Заключение.……………………...…………………………….
4. Список литературы….………………………………………..
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общественно-гуманитарных наук
Реферат на тему:
Примеры профессионализма, врачебного долга и высокой ответственности на примере профессиональной деятельности Владимира Петровича Филатова
Выполнила:
студентка лечебного факультета группы 216
Чучвага Валерия Геннадьевна
Проверила:
Орлова Инна Игоревна
Гомель, 2012
Содержание
1. Введение……………………………………………………… 2. История и деятельность В.П.Филатова...…………………… 3. Заключение.……………………...…………………… 4. Список литературы….……………………………………….. 5. Приложение + документальный фильм!!!………………...... |
3 4 10 11 12 | |
Введение
«Каждый человек должен видеть солнце!» Эти слова стали девизом всей жизни великого учёного. Владимир Филатов возвращал зрение безнадёжным больным.
Владимир Петрович Филатов был рождён в селе Михайловка Саранского уезда Пензенской губернии 15 февраля 1875 года и был потомственным дворянином. Когда Володя был маленький, семья переехала в г.Симбирск (Ульяновск), где Володя учился в гимназии и окончил ей в 1893 году.
Владимир Филатов был личностью неординарной и многогранной, писал стихи и картины, музицировал, слыл философом, владел несколькими иностранными языками.
Так как Владимир был выходцем из династии медиков (его отец – Пётр Фёдорович был высокообразованным врачом, работал в симбирской земской больнице, являлся специалистом по хирургии и глазным болезням, трое братьев отца также посвятили себя медицине, например Нил Фёдорович Филатов – основоположник русской педиатрии, известный детский врач и выдающийся учёный, возглавил кафедру детских болезней Московского университета), то перед ним не стоял выбор профессии после окончания гимназии – несомненно, медицина и вне всяких сомнений – офтальмология. Что может быть благороднее борьбы со слепотой, одним из самых тяжёлых недугов человечества.
Даже безнадежным больным В.П. Филатов никогда не отказывал…..
Потомственный дворянин, выходец из династии медиков, Владимир Петрович Филатов жил и работал на стыке времен, привнеся из XIX века, когда он родился, в XX век, в котором работал, лучшие качества российской интеллигенции. Отец Владимира, Петр Федорович Филатов, родился в семье, где четверо из шести братьев посвятили себя медицине. Он был высокообразованным врачом, работал в симбирской земской больнице, был специалистом по хирургии и глазным болезням, как тогда было принято говорить. Родной брат отца, дядя будущего знаменитого офтальмолога, Нил Федорович Филатов – основоположник русской педиатрии, известный детский врач и выдающийся ученый, возглавлял кафедру детских болезней Московского университета.
Владимир Филатов родился в селе Михайловка Саранского уезда Пензенской губернии 27 февраля (15 февраля по старому стилю) 1875 года. Вскоре после его рождения семья переехала в г. Симбирск (Ульяновск, Россия), где Володя учился в гимназии и окончил ее в 1893 году. Получив блестящее образование, как и большинство талантливых людей, Филатов был личностью неординарной и многогранной. Ему было 17 лет…Писал стихи и картины, музицировал, слыл философом, владел несколькими иностранными языками.
Однако о выборе будущей профессии Филатов не задумывался: конечно, медицина и вне всяких сомнений – офтальмология. Ведь что может быть благороднее борьбы с самым тяжелым недугом человечества – со слепотой? Слова, которые он воскликнул еще в юности, увидев слепого человека, простукивающего свой путь палочкой: «Каждый человек должен видеть солнце!» – стали девизом всей жизни великого ученого.
Прими, отец, мое
благодаренье
За мудрость твоего духовного труда.
Ты мысли дал моей другое направленье,
Велел в унынья час ты вспоминать всегда,
Что на мое сердечное моленье
Бог милосердный глух не будет никогда,
Что и моим грехам подаст он исцеленье
И морем благости их смоет без следа...
Это стихотворение,
которое так и называется «Отцу», Филатов
написал в 1948 году. Он почитал отца, под
руководством которого в студенческие
годы, приезжая домой на
каникулы, работал в земской больнице,
ассистировал ему на операциях и помогал
во время приема больных. Собственно, отец
и стал первым наставником будущего ученого,
пробудил в сыне интерес к медицине, передал
беззаветную преданность делу. Там же,
в маленькой земской больнице, юный Филатов
впервые воочию столкнулся со страданиями
больных, теряющих или потерявших зрение
Увлечённый благородными помыслами о
высоком призвании врача, Владимир Петрович
Филатов в 1892 году поступает
на медицинский факультет Московского
университета.
Среди студентов МГУ Владимир Филатов слыл лидером, писал научные работы и даже сделал свои первые научные открытия. Ему, как и другим студентам, было с кого брать пример, ведь среди преподавателей университета того времени была целая плеяда выдающихся ученых. Кафедру глазных болезней в те годы возглавляли крупнейшие офтальмологи А.А. Крюков и А.Н. Маклаков, курс хирургии читали Н.В. Склифосовский и А.А. Бобров, педиатрии – Н.Ф. Филатов, внутренних болезней – Г.А. Захарьин и А.А. Остроумов, физиологии – И.М. Сеченов, анатомии – Д.Н. Зернов, физики – А.Г. Столетов. Поскольку В.П. Филатов еще будучи студентом IV курса очень интересовался вопросом помощи людям, потерявшим зрение из-за появления бельма, то по окончании университета в 1897 году он, по предложению профессора А.А. Крюкова, был оставлен ординатором глазной клиники alma mater. Работая в клинике, у молодого ученого впервые возникла мысль о пересадке роговицы.
Будучи молодым профессором, Владимир Петрович Филатов не переставал учиться: он изучал основы патологической анатомии глаза у профессора Ф.О. Евецкого, овладевал методикой исследования глаз под руководством профессора С.С. Головина. Все это было необходимо для дальнейшего совершенствования операций по пересадке роговицы и других вмешательств на глазу. В это же самое время он написал две свои первые научные работы, посвящённые описанию интересных случаев врождённых аномалий глаза.
После того, как в 1903 году Филатов был приглашён профессором С.С.Головиным в Одессу на должность ординатора в клинику глазных болезней Новороссийского университета, именно с Одессой и связана вся его последующая жизнь, расцвет научной и творческой деятельности. Здесь он жил по разным адресам: в довоенное время – на улице Гоголя, после войны – на Приморском бульваре, затем в Куликовском переулке и в последние годы своей жизни – на пролетарском (Фрунзенском) бульваре.
В 1908 году успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Учение о клеточных ядах в офтальмологии», в которой исследовал влияние на глаз нормальных и цитотоксических сывороток. Свою диссертацию он посвятил отцу. Далее последовали в 1909 году приват-доцентский курс, в 1911 году - утверждение заведующим кафедрой и клиникой глазных болезней.
С 1911 года, будучи уже профессором, В.П.Филатов являлся бессменным председателем Одесского Офтальмологического Общества, в котором неоднократно выступал с докладами, направляя научную мысль городских окулистов. В качестве профессора Владимир Петрович уделял много внимания преподаванию глазных болезней студентам и врачам-окулистам. Он тщательно готовился к лекциям, сам рисовал плакаты, таблицы и схемы для лучшего их восприятия.
А в 1912 году, наконец, осуществилась его заветная мечта – В.П. Филатов провел первую операцию по пересадке роговицы, применив достаточно простой метод, что впоследствии сделает эту операцию доступной для каждого офтальмохирурга. Однако в 1912 году ее посчитали бесперспективной, и методика не нашла отклика среди именитых ученых.
В беседе с журналистом В.П.Филатов как-то сказал: «Сущность операции заключается в том, что в роговице, поражённой бельмом, делается круглое отверстие и в него вставляется кусок прозрачной роговицы. Сквозь это «окошечко» больной и видит. Долгое время для пересадки использовали прозрачную роговицу от глаз, удалённых у людей в связи с какими-либо тяжкими болезнями или повреждениями. Но таких случаев, естественно, бывает мало. Мне удалось открыть новые большие источники». В 1931 году В.П.Филатов выполнил первую пересадку трупной роговицы. «Не скрою, что приступил к этой операции не без волнения, тем более, что слышались голоса, предупреждавшие о «трупном заражении», о «трупном яде» и так далее. Но всё обошлось благополучно, и трансплантат прижился стойко, с сохранением прозрачности. Это был поворотный пункт в истории развития пересадки роговицы». Так были открыты новые возможности широкого применения данной операции, доступной каждому окулисту.
Но Филатов никогда не опускает рук, и уже через год, в 1913 году, он предлагает новый метод измерения внутриглазного давления, который получил название эластотонометрия. Проходит еще год, 1914 год, и ученый изобретает эффективный метод и способ пластики кожи с помощью круглого стебля, что явилось ценным вкладом в восстановительную хирургию: во время второй мировой войны от страданий были избавлены пациенты, получившие тяжелейшие травмы и дефекты лица и других частей тела.
В 1931-1932 годах В.П.Филатов создаёт при Одесской глазной клинике 1-ю в СССР станцию глазной скорой помощи и глаукомотозный диспансер.
К середине 30-х годов старая клиника глазных болезней медицинского института не могла уже обслуживать больных, приезжающих из разных концов страны, а маленькая лаборатория не могла вместить всех работников. Учитывая эффективность, новизну и размах научного потенциала молодого профессора, постановлением правительства СССР было принято решение о создании в Одессе крупной клинической и экспериментальной базы для научных исследований и в 1936 году организован Украинский институт экспериментальной офтальмологии, который возглавил Владимир Петрович Филатов, его директором он оставался до последних дней жизни.
В первые два года после организации института собственная база отсутствовала. Институт размещался в одном из зданий 2-й клинической больницы г.Одессы, которое не могло вместить всех пациентов, нуждающихся в операциях, и сотрудников, желающих работать под началом В.П. Филатова. В 1939 году, когда закончилась постройка двух трехэтажных корпусов и ряда подсобных помещений института, стало гораздо легче. Очень быстро институт превратился в одно из лучших офтальмологических учреждений страны, а профессор Филатов получил широкие возможности для дальнейших научных разработок. К сожалению, это время длилось недолго – работу института прервала Великая Отечественная война.
В.П. Филатов и часть его учеников были эвакуированы в Пятигорск, где профессор работал в эвакогоспитале № 2172. Затем – в Ташкент, где в эвакогоспиталь № 1262 был частично переведен Украинский институт глазных болезней. Методом «филатовского» круглого стебля для восстановления повреждённых тканей и устранения обезображивающих дефектов в настоящее время пользуются хирурги во всём мире. Впоследствии, В.П.Филатов ввёл в медицину и новый эффективный принцип лечения – тканевую терапию, метод использования консервативных тканей, учение о биогенных стимуляторах. Разработке этого метода он посвятил 20 лет своей жизни. На основе этого метода он создал учение о биогенных стимуляторах. Многочисленные опыты и наблюдения помогли установить, что в отделённых от организма тканях при хранении их на холоде образуются биологически активные вещества. В.П.Филатов назвал их «биогенными стимуляторами». При введении в организм они усиливают физиологические процессы, благотворно влияют на обмен веществ. Тканевая терапия получила широкое применение при лечении не только болезней глаз, но и красной волчанки, бронхиальной астмы, невритов и других болезней, которые ранее считались неизлечимыми, а также в различных областях медицины, ветеринарии, народного хозяйства.
Вот как вспоминает
это время ныне здравствующая ученица
академика В.П. Филатова, профессор Зинаида Михайловна Скрипниченко:
«Исходя из принципа, что пессимизм у постели
больного и в науке бесплоден и ему не
принадлежит будущее, Владимир Петрович
Филатов энергично трудился в эвакуации.
Являясь главным консультантом глазного
эвакогоспиталя, он консультировал и оперировал
больных. В госпитале находились тяжело
раненые с повреждениями глаз, нередко
потерявшие зрение на единственно оставшемся
глазу. Являясь виртуозным хирургом, Филатов
производил различные оптические операции,
а у больных с особо грубыми бельмами проводил
операции сквозной пересадки роговицы.
Ранения глаз, как правило, сочетались
с тяжелыми повреждениями век, орбиты
глаза, а нередко и лица. В таких случаях
неоценимую услугу оказывал ранее предложенный
им метод пластики с помощью круглого
кожного стебля. Филатов восстановил лабораторию
по производству тканевых препаратов,
которые применяли не только при травмах,
но и при долго не заживающих трофических
язвах на культи после ампутации конечностей...
Являясь ординатором глазной клиники,
я была мобилизована в действующую армию
в первый день войны. И каково было мое
удивление, когда в 1943 году от профессора
В.П. Филатова мне пришел отчет о проведенной
им работе в эвакуации за минувший год,
в котором были перечислены 19 пунктов.
И что поражало? В 1942 году, когда шли кровавые
ожесточенные бои, решалась судьба Сталинграда,
были огромные потери и жертвы, В.П. Филатов
в Ташкенте добивался восстановления
Одесского института глазных болезней
на базе главного эвакогоспиталя. Более
того, он уже составил план научных исследований
на 1943 год. Какая уверенность в скорой
победе! Такие отчеты он разослал и другим
своим ученикам, просил, чтобы ему ответили.
Но что можно было тогда написать? Война...»