Прогнозирование в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки.
Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства, т.к. потери общественного здоровья приводят к очень большому экономическому ущербу.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени3.docx

— 59.21 Кб (Скачать файл)

Накоплен определенный опыт решения задач, стоявших перед здравоохранением в любой стране (независимо от имеющей  место системы здравоохранения), как сделать медицинскую помощь населению более доступной, более  высокого качества при относительно небольших, но максимально эффективно используемых вложениях в здравоохранение.

Цель и задачи реформы. Создаваемая в России рыночная экономика поставила систему здравоохранения, основанную на распределительных экономических принципах, в ситуацию, когда ее дальнейшее функционирование чрезвычайно затруднено, а коренная реорганизация требует дополнительных ресурсов, которых нет в условиях переходного периода.

Эти трудности создают  неадекватную для решения проблем  отрасли социально-психологическую  ситуацию, при которой попытки  изыскать и использовать новые источники  финансовых и материальных ресурсов, создать структуры для их эффективного использования наталкиваются на сопротивление Это связано с тем, что в силу множества объективных причин не может быть достигнут немедленный результат, а противодействие и искажение приводят к негативному результату.

Поэтому очевидны и задачи, которые необходимо решить в процессе реформирования здравоохранения:

- создание новой законодательной базы здравоохранения, разработка механизмов адаптации системы здравоохранения к работе в новых условиях;

- приведение в соответствие  механизмов взаимодействия здравоохранения  с экономикой страны;

- разработка механизмов  финансового взаимодействия в  здравоохранении;

- разработка и внедрение  организационных принципов функционирования  учреждений здравоохранения в  новых условиях.

Пути реализации. На нынешнем этапе развития общества с целью поиска новых экономических условий существования российского здравоохранения из нескольких моделей законодательно взята за основу развития системы здравоохранения модель медицинского страхования.

Проходящая в российском здравоохранении реформа носит  характер структурно-функциональной реорганизации  отрасли. Создаваемая система здравоохранения имеет целью - организацию оказания качественной медицинской помощи, доступной населению страны, на основе фундаментальных преобразований финансирования, с привлечением иных, помимо государственных, финансовых ресурсов (в том числе и финансовых средств населения), преобразований правовых основ отрасли, направленных на демократизацию управления, внедрение современных медицинских, технологий, развитие конкуренции, основанной на свободном выборе пациентом лечебно-профилактического учреждения и врача.

2.3 Медицинское страхование  и его сущность

Итак, в России на рубеже 90-х гг. в качестве реформаторской идеи возобладала идея перехода российского  здравоохранения к модели медицинского страхования. Эта идея родилась не на пустом месте. Существовали объективные  предпосылки для реализации подобного  подхода. По мнению группы инспекторов  Всемирной организации здравоохранения, эти предпосылки следующие

l недостаточность финансирования здравоохранения (чем меньше количество финансирующих органов, тем ниже уровень здравоохранения, т.е. все в большей степени сокращается качество и объем медицинской помощи);

l «бесплатная» или бюджетная медицина на 60% увеличивает обращаемость по сравнению с необходимой обращаемостью;

l «параллельно с ростом числа врачей возрастает количество исследований и стоимость медицинских услуг;

l бюджетная система здравоохранения, вводя новый объект должна отказаться от чего-либо.

Медицинское страхование - вид  социального страхования, форма  социальной защиты интересов населения  в охране здоровья (Ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ»).

Как и любой страховой  процесс, медицинское страхование  имеет свою цель гарантировать гражданам  при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать  мероприятия по профилактике заболеваний.

Медицинское страхование  осуществляется в двух видах обязательном и добровольном. Обязательное медицинское  страхование (ОМС) - государственное  социальное страхование, обеспечивающее всем гражданам равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи, предоставляемой  за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС. Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских или иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Объектом медицинского страхования  является страховой риск, связанный  с затратами на оказание медицинской  помощи при возникновении у отдельных граждан страхового случая (заболевание, травма, отравление). В качестве субъектов страхования выступают гражданин, страхователь, страховщик, медицинская организация.

Страхователями при ОМС  в Российской Федерации являются: для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, лица свободных профессий; для неработающего  населения органы государственной  власти и местного управления.

Страхователями при ДМС  выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью и (или) предприятия и организации, представляющие интересы граждан.

Страховщиками выступают  страховые медицинские организации - юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие  государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским  страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе МС являются имеющие  лицензии лечебные учреждения, различных  форм собственности, оказывающие медицинскую  помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую помощь индивидуально.

Медицинское страхование  может осуществляться по принципу солидарности и по накопительному принципу.

Принцип солидарности подразумевает  ответственность и затраты всего  общества за охрану здоровья каждого  индивида. При его реализации страховые  взносы аккумулируются в специальных  государственных фондах. За сбор и  расходование средств этих фондов несет  ответственность государство, обеспечивая  при этом территориальное выравнивание как возможностей использования  финансовых ресурсов страхования, так  и объемов и качества оказываемой  медицинской помощи. Страховые взносы в этом случае являются безвозвратными.

Накопительный принцип медицинского страхования подразумевает ответственность  каждого гражданина за количество страховых  средств, накапливаемых на его персональном счете (персонификация страхования). Данный принцип предусматривает персональный учет страховых накоплений, их наследование, оплату страховых случаев в суммах, превышающих накопления, выплату (при  отсутствии страховых случаев) страховых  премий, образующихся за счет неиспользованных за определенный период времени денежных средств.

Страховой тариф взносов  на ОМС устанавливается в процентах  по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. В Российской Федерации тариф страхового взноса составляет 3,6% фонда оплаты труда.

Каждый гражданин, в отношении  которого заключен договор медицинского страхования или который заключает  такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис.

Основные принципы медицинского страхования таковы:

l два источника финансирования - государственный бюджет и страховые взносы;

l сохранение порядка управления, модернизация системы управления;

l обязательный принцип страхования;

l в заинтересованность населения в сохранении здоровья через личные взносы, которые не должны ухудшать материального положения граждан;

l страховые организации защищают интересы застрахованных.

К настоящему времени существует целая система законодательно-нормативных  актов, регулирующих процесс медицинского страхования в России. Кроме того, законодательные регуляторы поведения  участников страхового процесса заложены в Конституции РФ, Гражданском  кодексе РФ, Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан».

Заключение

В первой главе данной работы была показана роль здравоохранения в  социально-экономической сфере, были рассмотрены показатели прогноза здравоохранения  и основные методы прогнозирования  данной отрасли.

Во второй главе было проанализировано современного состояние здравоохранения  РФ, были выявлены основные проблемы развития данной сферы. Здесь же были представлены основные положения реформы здравоохранения  РФ. Также было рассмотрено развитие медицинского страхования и раскрыта его сущность.

Проанализировав все содержание представленной работы, можно сделать следующие  выводы.

Здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению  прав граждан на жизнь и здоровье. В современных условиях развития общества здравоохранение имеет  исключительно важное социальное значение.

Прошедшее десятилетие характеризовалось  сложными социально-экономическими, политическими  и демографическими изменениями  в обществе, которые коренным образом  изменили характер деятельности медицинских  организаций, поставили перед здравоохранением как отраслью целый ряд новых  сложно решаемых проблем, в первую очередь  в сферах управления, финансирования, организации медицинской помощи, лекарственного обеспечения и кадровой политики.

Состояние здоровья населения Владимирской области, как и в целом по России, характеризуется негативными тенденциями  медико-демографических показателей.

На фоне естественной убыли происходит старение населения с одновременным  снижением средней продолжительности  жизни, высокой разницей между средней  продолжительностью жизни мужчин и  женщин, рост социально опасных и  социально значимых заболеваний.

В период 1990-1994 гг. смертность населения увеличилась на 40%, с 1995 года намечалась тенденция к улучшению этих показателей, но в 1999-2000 г. вновь отмечается увеличение смертности населения.

Смертность мужчин значительно  выше смертности женщин.

По-прежнему остается высокий уровень  преждевременной смертности.

Озабоченность вызывает рост заболеваемости сахарным диабетом, который является причиной ранней инвалидизации и смертности вследствие осложнений.

Сохраняется напряженная эпидемиологическая обстановка по туберкулезу, с заболеваниями, передаваемыми половым путем.

Организация психиатрической помощи требует самого пристального внимания вследствие значительного роста  уровня заболеваемости и инвалидности населения.

Не менее остро стоит проблема алкоголизма и пьянства.

В современных социально-экономических  условиях необходимо создать новую  модель взаимодействия здравоохранения  и населения для организации  совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Необходимо перейти от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового  образа жизни и направленной на профилактику болезней.

Дополнительного внимания требует  организация медицинской помощи сельскому населению.

Крайне актуальной сохраняется  проблема недостаточности ресурсов для здравоохранения, которая отягощена  дезинтеграцией основных источников финансирования.

Остается достаточно острой проблема с лекарственным обеспечением населения  области, в связи с дефицитом  средств по всем источникам финансирования.

В системе здравоохранения остаются нерешенными организационные проблемы. Отрицательное воздействие оказывает  несовершенство системы управления. Процесс децентрализации управленческих функций затрагивает стратегические вопросы деятельности отрасли как  системы.

До настоящего времени сохраняются  структурные диспропорции. Действующая  система управления и финансирования не способствует внедрению экономических методов управления.

Все выше перечисленные нерешенные вопросы и проблемы, еще раз  говорят о необходимости реформирования системы здравоохранения и актуальности выбранной темы курсовой работы, т.к. возможные варианты реформирования данной отрасли определяются на основании  прогнозов, программ социально-экономического развития страны, отдельных регионов и других нормативных документов, которые дополняются и изменяются с учетом конкретно складывающихся условий их выполнения.

Список  литературы

1. Закон РФ №1499-1 от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РФ»;

Информация о работе Прогнозирование в здравоохранении