Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:25, реферат
Наш организм – это такая система, в которой все взаимосвязано. Поэтому мы смело можем утверждать, что осанка человека и его зрение взаимосвязаны. Нарушение осанки ведет к нарушению кровообращения, а ухудшение кровообращения – к снижению зрения, близорукости или дальнозоркости. Разберем для начала два этих понятия: Осанка и ее нарушение, и нарушение зрения .
Введение……………………………………………………………………………………...3
Осанка………………………………………………………………………………………...3
2.1. Понятие осанки……………………………………………………………………………3
2.2. Понятие нарушения осанки………………………………………………………………3
2.3. Причины нарушения осанки……………………………………………………………...3
2.4. Профилактика нарушения осанки………………………………………………………..7
3. Зрение………………………………………………………………………………………...7
3.1. Понятие зрения человека…………………………………………………………………7
3.2. Причины нарушения зрения………………………………………………………….......9
3.3. Профилактика нарушений зрения у школьников……………………………………...12
4. Вывод……………………………………………………………………………………….17
5. Список литературы………………………………………………………………………...18
Начиная с пятимесячного возраста ребенок делает попытки сесть. Но не торопитесь заставлять его сидеть, тем более оставлять надолго в этом положении обложенного подушками: его мышцы еще недостаточно окрепли, и позвоночник может деформироваться. Будьте также осторожны, когда малыш начинает подниматься на ноги, а затем делать свои первые шаги. Не принуждайте его стоять дольше, чем ему самому хочется. Это тоже может привести к искривлению позвоночника, так как мышцы еще не в состоянии поддерживать позвоночный столб. И наконец, важно научить ребенка правильно ходить. Нарушение равновесия при ходьбе вырабатывает плохую осанку.
В дошкольном возрасте и начальных классах
надо особенно внимательно следить за
развитием правильной осанки. Ведь у ребенка
появляется достаточно много занятий,
во время которых он сидит (рисование,
лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних
заданий). Если в это время он привыкнет
к неправильным позам, то потом бороться
с этим будет гораздо труднее.
Стол и стул должны соответствовать росту
ребенка. Следите за тем, чтобы, сидя, он
держал спину прямо, не скрещивал ноги
и не поджимал одну ногу под себя. Стул
должен быть придвинут достаточно близко
к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась
в край стола. Не разрешайте ребенку низко
склонять голову над книгой или тетрадью.
Это не только портит осанку, но и вредит
зрению.
Искривлению позвоночника способствует
и ношение тяжести (набитого книгами портфеля)
в одной руке. Поэтому целесообразно купить
школьнику ранец, который он будет носить
за спиной. Кстати, почти у всех детей до
8-9 лет лопатки немного торчат, а регулярное
ношение ранца выпрямляет спину, убирает
лопатки на место.
Наблюдая за детьми, необходимо постоянно
напоминать им, чтобы держались прямо,
подтягивали живот, не горбились. Ведь
ребенок, даже послушный, после такого
напоминания выпрямится, но через пять
минут бессознательно снова примет неправильную
позу. Поэтому не теряя терпения и необходимо
методично добиваться того, чтобы ребенок
в конце концов привык держать спину прямо.
Очень полезно проводить с детьми тренировки в игровой форме. Например, посоревноваться, кто дольше проходит по комнате с предметом на голове. Для этого спину надо держать прямо, голову поднять и смотреть перед собой. Это упражнение фиксирует правильное положение корпуса, вырабатывает хорошую осанку. Ведь недаром восточные женщины славились во все времена своей походкой и осанкой благодаря тому, что их с детства приучали носить на голове кувшины с водой. Упражнение с предметом на голове (это может быть плоский мешочек, наполненный песком, набитый бумагой или лоскутами) можно разнообразить, предложив ребенку приседать, повернуться вокруг себя, проделать различные движения руками и т. д.
Детей с нарушением осанки иногда неоправданно
освобождают от уроков физкультуры в школе
или определяют в специальную медицинскую
группу, в то время как они еще в большей
степени нуждаются в систематических
занятиях физическими упражнениями.
Детям с нарушением осанки кроме утренней
зарядки, уроков физкультуры в школе, турпоходов
в выходные дни необходима не менее 3 раз
в неделю интенсивная корригирующая гимнастика
тренирующего характера (при ЧСС 140-160 уд/мин).
Такие дети могут заниматься в школьных
секциях или группах начальной подготовки
ДЮСШ избранными видами спорта, которые
дают "симметричные" и смешанные
нагрузки на левую и правую половину тела
одновременно или попеременно. При таких
упражнениях позвоночник занимает срединное
положение во фронтальной плоскости. Мышцы
туловища, брюшного пресса и конечностей
получают равномерную физическую нагрузку.(3)
"Симметричные" нагрузки дают
такие виды спорта, как легкая
атлетика, лучше бег, лыжные гонки,
плавание стилем "брасс" и на
спине, гребля; смешанные нагрузки -
волейбол, баскетбол, футбол, многоборье
комплекса ГТО, художественная гимнастика
и др.
Регулярные занятия перечисленными видами
спорта на фоне общефизической подготовки
способствуют гармоничному физическому
развитию.
При определении диагноза нарушения осанки школьный врач совместно с учителем физкультуры определяют для школьника объем и схему физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, полугодие, год с обязательным динамическим контролем эффективности оздоровительной физической культуры не реже 1 раза в 3-4 месяца.
Зрение человека (зрительное восприятие)
Это процесс психофизиологической о
Нарушение зрения – процесс нарушения зрительного восприятия вследствие внешних или внутренних патологических воздействий на зрительный аппарат.
Причины нарушения зрения.
Для того чтобы хорошо видеть, необходима совместная работа глаза и головного мозга. В этой связи существует много причин нарушения зрения. У детей при зрительных нарушениях может быть поражена та или иная часть зрительной систем, тем не менее, нарушения зрения возникают в результате 3 основных причин:
Если у ребенка есть структурные нарушения, это значит, что у него плохо развиты, повреждены или неправильно функционируют зрительная система, движение, нервная система. Структурные нарушения могут произойти до или после рождения. Если нарушения происходят до рождения, то это значит, что нарушения имеют наследственную природу, или это случилось внезапно в результате нарушения нормального развития зрительной системы во внутриутробном периоде.
После рождения структурные нарушения могут быть вызваны травмой глаза, заболеванием и рядом других причин. Независимо от причины, в этом случае главное определить проблему со зрением и, как можно скорее, принять меры к минимизированию ее воздействия на рост и развитие ребенка.(4)
Катаракта
Катаракта – это помутнение хрусталика глаза. Т.к. свет не может проходить нормально через катаракту, то нарушается зрение. Зрение может ухудшиться от незначительного до серьезной потери зрения. В тяжелых случаях у ребенка может остаться только светоощущение. Некоторые виды катаракты с годами серьезно ухудшают зрение, другие – остаются неизменными всю жизнь. Катаракта может обнаруживаться, как на одном глазу, так и на двух. У детей катаракта может быть врожденной. Катаракта различается по размерам и тяжести. Поскольку период раннего детства является критическим для развития и обучения ребенка, возрастает важность быстрой и точной диагностики заболевания. Причины катаракты у детей многообразны: наследственные причины, инфекционные заболевания матери в период беременности, общие заболевания (ювенальный ревматоидный артрит) или синдромы (синдромы Marfan, Turner, Cri du chat, Crouzon, Apert, Lowe, Down), влияющие на многие органы ребенка.Лечение заключается в хирургическом удалении катаракты из глаза. Чтобы зрение развивалось нормально, часто операция необходима в первые три месяца жизни. Операции катаракты у детей проводятся под общей анестезией. Ребенок остается в больнице на сутки, редко больше. Обычно операция безболезненна. Результатом хирургического удаления хрусталика является то, что врачи называют афакия (глаз без линзы). Без линзы глаз сам не может фокусироваться. Поэтому чтобы обеспечить четкое изображение на сетчатке, вашему ребенку необходимы контактные линзы или очки.Обычно хирургическое вмешательство при катаракте в любом возрасте приносит успех. Поэтому после операции ребенок, возможно, сможет развить нормальное зрение. У детей после операции обычно развивается дальнозоркость. Следовательно, ребенку понадобятся сильные корректирующие линзы. С ростом глаза дальнозоркость снижается и достигает нормы. Поэтому необходимо постоянно корректировать используемые линзы. После завершения роста глаза можно имплантировать постоянные искусственные хрусталики. Ваш врач может предложить имплантацию и раньше. Иногда дети, у которых была катаракта, имеют трудности в использовании своего зрения. В этом случае врач может порекомендовать окклюзию (ношение повязки), как будет описано в разделе «Амблиопия». Путь развития максимально возможного зрения после операций на катаракте требует долговременной, последовательной работы. Следуйте советам врачей, постоянно наблюдайте за состоянием зрения, чтобы контролировать, прогрессирует ли зрение.
Глаукома
Глаукома – это состояние, при котором
давление жидкости внутри глазного яблока
слишком высоко. Если такая ситуация быстро
не диагностируется и не лечится, то высокое
давление может повредить зрительный нерв. Повреждение оптического
нерва вызывает первоначально потерю
периферического (бокового) зрения. Если
процесс продолжается, то теряется и центральное
зрение.
Нарушения зрения появляются, даже если
лечение начато до повреждения зрительного
нерва. Т.к. внешняя стенка детского глаза
очень эластична, то удерживающееся повышенное
давление вызывает растягивание стенки
и увеличение глаза. Если глаз увеличился,
то даже после хирургической операции
его размер не уменьшается. Глаукома также
влияет на близорукость и астигматизм.
При увеличении глаза роговица также растягивается,
что вызывает помутнение роговицы и образование
на ней растяжек. Обычно детская глаукома
протекает безболезненно. Чтобы предотвратить или минимизировать
последствия глаукомы на глаз и зрительный
нерв, врач старается снизить внутриглазное
давление. Иногда могут снизить давление
глазные капли или оральные препараты.
Тем не менее, обычно необходима хирургическая
операция. При операции в передней части
глаза открываются «дренажные каналы»
для более легкого вытекания жидкости.
Такие операции обычно очень результативны
и снижают давление. Операции по глаукоме
проводятся под общей анестезией. Очень
важно постоянно следить за внутриглазным
давлением.Степень повреждения зрения
при глаукоме варьируется от полного отсутствия
нарушений до полной слепоты. Степень
нарушений зависит от возраста глаукомы,
скорости диагностики и лечения, реагирования
на принимаемое лечение, степени увеличения
внутриглазного давления. Обычно при своевременной
диагностике и лечении глаукома не дает
дальнейшего ухудшения зрения. Часто детям
нужны очки для коррекции остроты зрения,
которая снижается при увеличении глаза.
Многие дети нуждаются в окклюзии, как
и при амблиопии. Глаукома может быть связана
с другими заболеваниями ребенка: синдромами
Sturge-Weber, Lowe, Marfan, Stickler, Rubinstein-Taybi, Trisomy 13,
аниридия, нейрофиброматоз, мукополисахаридоз,
ретинопатия.
Амблиопия
Термин амблиопия произошел от греческого слова, обозначающего тусклость зрения. В разговорной речи часто встречается фраза «ленивый глаз». Амблиопией называется такое нарушение зрения, при котором подавляется изображение с одного глаза. Важно подчеркнуть, что амблиопия – это не поворачивающийся или блуждающий глаз, но она может возникнуть из-за поворотов глазом или блуждания.Обычно зрительная система ребенка продолжает развиваться до 9 лет. Иногда различные причины могут влиять на нормальное развитие одного или двух глаз. Чаще всего это происходит: 1) когда один глаз имеет большую остроту зрения, чем другой глаз (из-за ошибок рефракции, катаракты, нарушений сетчатки, опущенных век, опухолей); 2) если один глаз косой или отклоняется из-за косоглазия. Чтобы предотвратить смещение изображения или двойное изображение, мозг ребенка может селективно игнорировать изображение, получаемое одним глазом. Со временем это может привести к потере зрения тем глазом, который не используется. Потери зрения варьируются от серьезных до легких. Но полной потери зрения не происходит.Если амблиопия диагностирована, и ее лечение начато до наступления зрелости зрительной системы (приблизительно до 9 лет), то потери зрения обратимы.Первым этапом в лечении амблиопии является обнаружение причин, по которым ребенок не пользуется глазом, и проведение лечения этого глаза. Лечение амблиопии заключается в том, что ребенка надо заставить пользоваться «ленивым глазом». Обычно на сильный глаз надевается повязка сроком от нескольких месяцев до года и более. Часто необходимы и очки, чтобы получить хорошо сфокусированное изображение. Раннее обнаружение и лечение очень важно, потому что, чем младше ребенок, тем быстрее глаз реагирует на лечение.(5) Иногда ношение повязки на глаз создает для ребенка неудобства. Ребенок чувствует разницу в состоянии зрения «ленивым глазом», и некоторые могут возражать против повязки. Необходимо деликатно, но настойчиво убедить ребенка в необходимости выполнения рекомендаций врача, помочь ему преодолеть трудности. Подумайте о способах заставить ребенка носить повязку, о вознаграждениях за ношение повязки. Но снятие повязки на время – это плохое вознаграждение за ношение повязки. Поощрением может быть посещение библиотеки, любимой тетушки и т.п. Помните, что лучшее время для лечения – это раннее детство. Вред от пренебрежения окклюзией останется навсегда.
Профилактика нарушений зрения у школьников
Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время .В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период.
Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно - непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Исследования показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость. Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам.
Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.
Проблема освещения. Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение. На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %. Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы.