37 Аспектом психологической
помощи является психоконсультирование.
Психоконсультрование – это многофункциональный
вид работы психолога, решающий следующие
задачи:
- комплексное изучение проблем ребенка и определение индивидуального образовательного маршрута, помощь ребенку в преодолении отклонений в развитии, общении, поведении;
- представление родителям или лицам их заменяющим информации по существу проблем ребенка, рекомендаций и обучающих занятий, консультаций по воспитанию и обучению;
- организация психолого-педагогической методической помощи и поддержки в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, для педагогов и специалистов детских учреждений.
Таким образом психоконсультирование
осуществляется на трех уровнях: консультирование
детей, родителей и педагогов.
Консультирование школьников
может иметь различное содержание
и касаться как проблем профессионального,
личностного самоопределения ребенка,
таки различных аспектов его взаимоотношений
с окружающими людьми. В рамках
психоконсультирования школьников могут
быть решены следующие задачи:
- оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
- обучение ребенка навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
- оказание психологической помощи и поддержки детям, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Консультирование организуется
в большинстве случаев по запросу
самого ребенка, но иногда и по инициативе
психолога или психотерапевта. В
некоторых случаях для проведения
психоконсультационной работы с детьми
требуется психолого-педагогический консилиум.
Консилиум позволяет объединить информацию
об отдельных составляющих личности и
здоровья ребенка, которой владеют педагоги,
врачи, психолог. Психолого-педагогический
консилиум может проводиться в учебном
заведении, в медицинском учреждении
(поликлиника, диспансер, санаторий, реабилитационный
центр), на базе психолого-медико-педагогической
консультации.
Основной целью психоконсультирования
родителей является создание социально-психологических
условий для привлечения семьи к сопровождению
ребенка, что необходимо для решения возникающих
проблем. Таким образом создается ситуация
сотрудничества и формируется установка
ответственности родителей по отношению
к психологическим проблемам обучения
и развития ребенка. При этом со стороны
психолога должен реализоваться принцип
невмешательства в семейную ситуацию.
В целом психоконсультирование родителей
строится по двум направлениям: психологическое
просвещение и социально-психологическое
консультирование по проблемам обучения
и личностного развития детей. Психолого-педагогическое
консультирование родителей может проводится
по их запросу или по инициативе психолога,
оно выполняет несколько функций:
- информирование родителей о психическом здоровье и проблемах детей;
- организация эффективного детско-родительского общения;
- получение диагностической информации от родителей;
- психологическая поддержка родителей при обнаружении серьезных психологических проблем у ребенка.
Психологическое консультирование
педагогов – это универсальная
форма сотрудничества педагогов
в решении психологических проблем
ребенка. В проведении психоконсультирвания
педагогов выделяют три основных направления:
- консультирование педагогов и воспитателей по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;
- консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных детей или групп;
- социально-посредническая работа в разрешении различных межличностных и межгрупповых конфликтов.
Инициатором психоконсультирования
в этом случае может быть как педагог или
воспитатель, так и психолог.
Основными принципами психоконсультирования
являются:
- комплексное изучение ребенка с целью составления целостного представления о его соматическом и психическом состоянии;
- целостное (всестороннее) изучение предполагает исследование отдельных сторон психической и физической организации ребенка в их взаимосвязи и взаимозависимости;
- структурно-динамическое изучение – это определение причин выявленных нарушений и их дифференцирование;
- индивидуально-личностный подход предполагает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей и развития личности каждого ребенка.