Психология здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:48, практическая работа

Краткое описание

Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – здоровье. Необходимым, основополагающим, базисным условием полноценной жизни отдельно взятого человеческого индивида является его здоровье. Здоровье во многом зависит от того, насколько мы умеем пользоваться той уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. А умение оптимально, адекватно, эффективно, своевременно использовать свой биопотенциал – это не что иное, как зафиксированный условный рефлекс, стереотип, навык, который формируется, развивается, закрепляется известными и мало известными педагогическими приёмами. Поэтому формирование здоровья – особый вид творческой деятельности педагогической направленности, потому что здесь присутствуют все компоненты педагогической деятельности: обучение, образование, воспитание, формирование умений и навыков, развитие необходимых свойств и качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

Практическое занятие №1.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 
     Практическое  занятие № 1.

 
     Тема: Психология здоровья.

 

     План  занятия

  1. Определение понятия «здоровья».
  2. Определение психологии здоровья и задачи исследования.
  3. Основные принципы психологии здоровья.
  4. Психологические установки для достижения хорошего здоровья.

     Вопросы для самоподготовки

  1. Проблемы здоровья и здорового образа жизни.
  2. Объект психологии здоровья.
  3. Связь психологии здоровья с другими науками.

     Экспериментальное исследование

                Опросник «Отношение к здоровью».

     Темы  докладов и сообщений

  1. Психологические аспекты здоровья.
  2. Проблемы здорового образа жизни в современных условиях.
 

    Краткий конспект темы 
     

  1. Определение понятия «здоровье».

     Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – здоровье. Необходимым, основополагающим, базисным условием полноценной жизни отдельно взятого человеческого индивида является  его здоровье. Здоровье во многом зависит от того, насколько мы умеем пользоваться той уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. А умение оптимально, адекватно, эффективно, своевременно использовать свой биопотенциал – это не что иное, как зафиксированный условный рефлекс, стереотип, навык, который формируется, развивается, закрепляется известными и мало известными педагогическими приёмами. Поэтому формирование здоровья – особый вид творческой деятельности педагогической направленности, потому что здесь присутствуют все компоненты педагогической деятельности: обучение, образование, воспитание, формирование умений и навыков, развитие необходимых свойств и качеств. 

     Представление о здоровье человека чаще всего связывалось  с энергетическими показателями силы и выносливости. Современная  научно-техническая революция расширяет  сферу применения интеллектуального  труда, что предъявляет требования к глубине знаний, а на очереди – эмоциональные качества человека. Оригинальное определение  здоровью дал учёный Е. Голдсмит: «Здоровье – такое состояние организма, которое даёт возможность сохранять здоровье». Он подчёркивает роль сознания человека в сохранении здоровья. Он же приводит более пространное определение здоровья, как длительно сохраняющейся способности к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических или социальных воздействий.

     Существует  много определений понятия «здоровье», смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов.

     По  мнению академика В.П. Казначеева здоровье – это процесс сохранения и  развития биологических, физиологических  и психологических функций, оптимальной  трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни человека.

     Согласно  определению Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это  состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и  физических дефектов. 

    2.  Определение психологии здоровья и задачи исследования.

     В основе психологии здоровья должна лежать святость самосохранения. Прежде чем  научиться работать и заботиться об общественном благе, которому человек  будет служить, он должен научиться  заботиться о самом себе. Такая постановка вопроса не свидетельствует о пропаганде эгоизма и не противоречит нормам христианской нравственности («Возлюби ближнего своего,  как самого себя»). Первичность любви в этом наставлении остаётся за субъектом действия по отношению к самому себе.

     В  демократическом  обществе здоровье становится самостоятельно значимой ценностью, потому что без хорошего здоровья человек не сможет полноценно участвовать  в неизбежной рыночной конкурентной борьбе, не сможет обогатить общество высокими личными достижениями. Поэтому важнейшей задачей становится профилактика болезней как способ достижения каждым человеком максимального полного ощущения здоровья.

     Таким образом – психология здоровья –  это наука о психологических  причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти.

     Основные  задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья:

  • Определение базисных понятий психологии здоровья;
  • Исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;
  • Методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;
  • Разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;
  • Факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);
  • Изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;
  • Психологические механизмы здорового поведения;
  • Формирование внутренней картины здоровья;
  • Коррекцию индивидуального развития;
  • Профилактику психических и психосоматических заболеваний;
  • Исследование состояний предболезни личности и их профилактику;
  • Разработку концепций здоровой личности;
  • Определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;
  • Психологические механизмы стрессоустойчивости;
  • Социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);
  • Гендерные аспекты психического и социального здоровья;
  • Разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учётом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;
  • Детскую и школьную психологию здоровья;
  • Психологическое обеспечение профессионального здоровья;
  • Психологию долголетия, признаки психического старения и их профилактику;
  • Психологическую помощь при завершении жизненного пути.
  1. Основные  принципы психологии здоровья.

     В 70-е гг. известный врач Н.М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» рассматривает здоровье не как самоцель, а лишь как условие достижения счастья в семье и работе. Только при наличии здоровья человек может быть счастлив, если он делает счастливым другого человека и своей работой на общее благо двигает общественный прогресс. Итак, пожелания и рекомендации, в которых сформулированы основные принципы психологии здоровья:

  1. В  большинстве болезней виноваты не природа, и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени  и жадности, но иногда и от неразумности.
  2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым… Больше того, бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают  у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.
  3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старения человека и углубления болезней.
  4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы – значимостью цели, временем и вероятностью её достижения. И очень жаль, но ещё и характером. К сожалению, здоровье, как важная цель, встаёт перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью.
  5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничение в питании, закаливание, время отдыха и умение отдыхать. И ещё пятое – счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырёх она здоровья не обеспечивает.
  6. Природа милостива: достаточно 20-30 мин физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.
  7. Нужно ограничить себя в пище. Поддерживайте вес как минимум в соотношении рост в сантиметрах минус 100.
  8. Умение расслабляться – наука, но к ней нужен ещё и характер. Если бы он был!
  9. Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно. К здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – уж точно несчастье.  
  1. Психологические установки для  достижения хорошего здоровья.

     Хорошее здоровье необходимо для осуществления  успешного личностного роста. Но если последнего не будет, то не станет и самого здоровья. Поэтому современный человек обязан учиться здоровью, овладевая для этого различными умениями, навыками и хорошими привычками точно так же, как он овладевает сегодня знаниями и навыками в работе на компьютере.

     В сжатом виде психологические установки  для достижения хорошего здоровья могут  быть сформулированы следующим образом:

  1. Рассмотрение здоровья не как самоцели, а как средства для достижения других, более важных целей, имеющих связь с личностной самореализацией – поиском истины, созданием красоты и гармонии в окружающем мире, достижением общественно значимой  цели. Другими словами, человек должен иметь смысл и цель своей жизни, важнейшим условием осуществления которых является хорошее здоровье.
  2. Поддержание в сознании установки на длительную жизнь и бережное отношение  к возможностям своего организма. Не следует перенапрягать его ни чрезмерной работой, ни чрезмерными страданиями, ни перееданием, ни прочими излишествами. Многие автолюбители гораздо лучше заботятся о своём автомобиле, нежели о своём здоровье, допуская по отношению к нему такие действия, которые они никогда бы не допустили по отношению к своему автомобилю.
  3. Стремление поддерживать хороший физический тонус организма и его психофизиологическую устойчивость за счёт разнообразной поисковой активности.
  4. Привычка и потребность каждый день откладывать в копилку здоровья хотя бы по одному хорошему поступку в виде физических упражнений, дыхательной гимнастики, медитации, массажа и разнообразных водных процедур.
  5. Нахождение в непрерывном психологическом движении – от одной жизненной цели к другой, постоянное планирование своего личностного роста, рассмотрение движения во всех его видах как основы психологической устойчивости и физической крепости.

     
         Экспериментальное исследование

  1. Опросник  «Отношение к здоровью».

     Инструкция: Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы  можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожалуйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:

     1 – абсолютно не согласен или  совершенно не важно;

     2 – не согласен, это не важно;

     3 – скорее не согласен;

     4 – не знаю (не могу ответить);

     5 – скорее согласен, чем нет;

     6 – согласен, очень важно;

     7 – абсолютно согласен, безусловно  важно.

     Выбранный вами ответ обведите кружком или  отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого  утверждения должен быть выбран и  отмечен только один ответ.

     Отвечайте на все вопросы подряд,  не пропуская.  Не тратьте много времени на обдумывание  ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся  ситуацию, которая соответствует  смыслу вопроса, и исходя из этого  выбирайте ответ.

     Обратите  внимание что в третьем вопросе  вариантов ответа не предусмотрено. Для ответа на него выделено несколько  пустых строк. Пустые строки оставлены  также для возможных дополнительных вариантов ответов на вопросы 5, 8, 9 и 10.

     Спасибо за сотрудничество!

     Опросник  «Отношение к здоровью»

  1. Люди по-разному  оценивают различные сферы жизни. Оцените, насколько приведённые  ценности важны для вас в данный момент.
     1.1.      Счастливая  семейная жизнь      11      22      33      44      55      66      77
     1.2.      Материальное  благополучие      11      22      33      44      55      66      77
     1.3.      Верные  друзья      11      22      33      44      55      66      77
     1.4.      Здоровье      11      22      33      44      55      66      77
     1.5.      Интересная  работа (карьера)      11      22      33      44      55      66      77
     1.6.      Признание и уважение окружающих      11      22      33      44      55      66      77
     1.7.      Независимость (свобода)      11      22      33      44      55      66      77
  1. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы добиться успеха в жизни?
     2.1.      Хорошее образование      11      22      33      44      55      66      77
     2.2.      Материальный  достаток      11      22      33      44      55      66      77
     2.3.      Способности      11      22      33      44      55      66      77
     2.4.      Везение (удача)      11      22      33      44      55      66      77
     2.5.      Здоровье      11      22      33      44      55      66      77
     2.6.      Упорство, трудолюбие      11      22      33      44      55      66      77
     2.7.      «Нужные связи» (поддержка друзей, знакомых)      11      22      33      44      55      66      77
  1. Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?
      
      
      
  1. Оцените, какое влияние на вашу осведомлённость в области здоровья оказывает информация, полученная из следующих источников:
     4.1.      Средства  массовой информации (радио, телевидение)      11      22      33      44      55      66      77
     4.2.      Врачи (специалисты)      11      22      33      44      55      66      77
     4.3.      Газеты  и журналы      11      22      33      44      55      66      77
     4.4.      Друзья, знакомые      11      22      33      44      55      66      77
     4.5.      Научно-популярные книги о здоровье      11      22      33      44      55      66      77
  1. Как вы думаете, какие из перечисленных ниже факторов оказывают наиболее существенное влияние на состояние вашего здоровья?
     5.1.      Качество  медицинского обслуживания      11      22      33      44      55      66      77
     5.2.      Экологическая обстановка      11      22      33      44      55      66      77
     5.3.      Профессиональная  деятельность      11      22      33      44      55      66      77
     5.4.      Особенности питания      11      22      33      44      55      66      77
     5.5.      Вредные привычки      11      22      33      44      55      66      77
     5.6.      Образ жизни      11      22      33      44      55      66      77
     5.7.      Недостаточная забота о своём здоровье      11      22      33      44      55      66      77
     5.8.      Другое      11      22      33      44      55      66      77
  1. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда со здоровьем у вас всё благополучно?
     6.1.      Я спокоен      11      22      33      44      55      66      77
     6.2.      Я доволен      11      22      33      44      55      66      77
     6.3.      Я счастлив      11      22      33      44      55      66      77
     6.4.      Мне радостно      11      22      33      44      55      66      77
     6.5.      Мне ничего не угрожает      11      22      33      44      55      66      77
     6.6.      Мне это безразлично      11      22      33      44      55      66      77
     6.7.      Ничто особенно не беспокоит меня      11      22      33      44      55      66      77
     6.8.      Я чувствую уверенность в себе      11      22      33      44      55      66      77
      6.9.      Я чувствую себя свободно      11      22      33      44      55      66      77
     6.10      Я испытываю чувство внутреннего  удовлетворения      11      22      33      44      55      66      77
  1. Как вы чувствуете себя чаще всего, когда узнаёте об ухудшении своего здоровья?
     7.1.      Я спокоен      11      22      33      44      55      66      77
     7.2.      Я испытываю сожаление      11      22      33      44      55      66      77
     7.3.      Я озабочен      11      22      33      44      55      66      77
     7.4.      Я испытываю чувство вины      11      22      33      44      55      66      77
     7.5.      Я расстроен      11      22      33      44      55      66      77
     7.6.      Мне страшно      11      22      33      44      55      66      77
     7.7.      Я раздражён      11      22      33      44      55      66      77
     7.8.      Я чувствую себя подавленно      11      22      33      44      55      66      77
     7.9.      Я встревожен и сильно нервничаю      11      22      33      44      55      66      77
     7.10.      Мне стыдно      11      22      33      44      55      66      77
  1. Делаете ли вы что-нибудь для поддержания вашего здоровья? Отметьте пожалуйста, насколько регулярно.
     8.1.      Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т.п.)      11      22      33      44      55      66      77
     8.2.      Придерживаюсь диеты      11      22      33      44      55      66      77
     8.3.      Забочусь  о режиме сна и отдыха      11      22      33      44      55      66      77
     8.4.      Закаляюсь      11      22      33      44      55      66      77
     8.5.      Посещаю врача с профилактической целью      11      22      33      44      55      66      77
     8.6.      Слежу за своим весом      11      22      33      44      55      66      77
     8.7.      Хожу  в баню (сауну)      11      22      33      44      55      66      77
     8.8.      Избегаю вредных привычек      11      22      33      44      55      66      77
     8.9.      Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажёрный зал, бассейн и т.п.)      11      22      33      44      55      66      77
     8.10.      Практикую специальные оздоровительные системы (йога, китайская гимнастика и др.)      11      22      33      44      55      66      77
     8.11.      Другое      11      22      33      44      55      66      77
  1. Если вы заботитесь о своём здоровье недостаточно или нерегулярно, то почему?
     9.1.      В этом нет необходимости, так как  я здоров (а)      11      22      33      44      55      66      77
     9.2.      Не  хватает силы воли      11      22      33      44      55      66      77
     9.3.      У меня нет на это времени      11      22      33      44      55      66      77
     9.4.      Нет компании (одному скучно)      11      22      33      44      55      66      77
     9.5.      Не  хочу себя ни в чём ограничивать      11      22      33      44      55      66      77
     9.6.      Не  знаю, что нужно для этого делать      11      22      33      44      55      66      77
     9.7.      Нет соответствующих условий      11      22      33      44      55      66      77
     9.8.      Необходимы  большие материальные затраты      11      22      33      44      55      66      77
     9.9.      Есть  более важные дела      11      22      33      44      55      66      77
     9.10.      Другое      11      22      33      44      55      66      77
  1. Если вы чувствуете недомогание, то:
     10.1.      Обращаетесь к врачу      11      22      33      44      55      66      77
     10.2.      Стараетесь  не обращать внимания      11      22      33      44      55      66      77
     10.3.      Сами  принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта      11      22      33      44      55      66      77
     10.4.      Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым      11      22      33      44      55      66      77
     10.5.      Другое      11      22      33      44      55      66      77

Информация о работе Психология здоровья