Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:48, практическая работа
Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – здоровье. Необходимым, основополагающим, базисным условием полноценной жизни отдельно взятого человеческого индивида является его здоровье. Здоровье во многом зависит от того, насколько мы умеем пользоваться той уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. А умение оптимально, адекватно, эффективно, своевременно использовать свой биопотенциал – это не что иное, как зафиксированный условный рефлекс, стереотип, навык, который формируется, развивается, закрепляется известными и мало известными педагогическими приёмами. Поэтому формирование здоровья – особый вид творческой деятельности педагогической направленности, потому что здесь присутствуют все компоненты педагогической деятельности: обучение, образование, воспитание, формирование умений и навыков, развитие необходимых свойств и качеств.
План занятия
Вопросы для самоподготовки
Экспериментальное исследование
Опросник «Отношение к здоровью».
Темы докладов и сообщений
Краткий
конспект темы
Самое ценное у человека – это жизнь, самое ценное в жизни – здоровье. Необходимым, основополагающим, базисным условием полноценной жизни отдельно взятого человеческого индивида является его здоровье. Здоровье во многом зависит от того, насколько мы умеем пользоваться той уникальной конструкцией, которую мы собой представляем как открытую биосистему. А умение оптимально, адекватно, эффективно, своевременно использовать свой биопотенциал – это не что иное, как зафиксированный условный рефлекс, стереотип, навык, который формируется, развивается, закрепляется известными и мало известными педагогическими приёмами. Поэтому формирование здоровья – особый вид творческой деятельности педагогической направленности, потому что здесь присутствуют все компоненты педагогической деятельности: обучение, образование, воспитание, формирование умений и навыков, развитие необходимых свойств и качеств.
Представление
о здоровье человека чаще всего связывалось
с энергетическими показателями
силы и выносливости. Современная
научно-техническая революция
Существует
много определений понятия «
По мнению академика В.П. Казначеева здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни человека.
Согласно
определению Всемирной
2. Определение психологии здоровья и задачи исследования.
В основе психологии здоровья должна лежать святость самосохранения. Прежде чем научиться работать и заботиться об общественном благе, которому человек будет служить, он должен научиться заботиться о самом себе. Такая постановка вопроса не свидетельствует о пропаганде эгоизма и не противоречит нормам христианской нравственности («Возлюби ближнего своего, как самого себя»). Первичность любви в этом наставлении остаётся за субъектом действия по отношению к самому себе.
В демократическом обществе здоровье становится самостоятельно значимой ценностью, потому что без хорошего здоровья человек не сможет полноценно участвовать в неизбежной рыночной конкурентной борьбе, не сможет обогатить общество высокими личными достижениями. Поэтому важнейшей задачей становится профилактика болезней как способ достижения каждым человеком максимального полного ощущения здоровья.
Таким образом – психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти.
Основные задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья:
В 70-е гг. известный врач Н.М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» рассматривает здоровье не как самоцель, а лишь как условие достижения счастья в семье и работе. Только при наличии здоровья человек может быть счастлив, если он делает счастливым другого человека и своей работой на общее благо двигает общественный прогресс. Итак, пожелания и рекомендации, в которых сформулированы основные принципы психологии здоровья:
Хорошее здоровье необходимо для осуществления успешного личностного роста. Но если последнего не будет, то не станет и самого здоровья. Поэтому современный человек обязан учиться здоровью, овладевая для этого различными умениями, навыками и хорошими привычками точно так же, как он овладевает сегодня знаниями и навыками в работе на компьютере.
В сжатом виде психологические установки для достижения хорошего здоровья могут быть сформулированы следующим образом:
Инструкция: Вам будет предложен ряд вопросов-утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Оцените, пожалуйста, каждое утверждение в соответствии со степенью своего согласия по шкале, где:
1 – абсолютно не согласен или совершенно не важно;
2 – не согласен, это не важно;
3 – скорее не согласен;
4 – не знаю (не могу ответить);
5 – скорее согласен, чем нет;
6 – согласен, очень важно;
7 – абсолютно согласен, безусловно важно.
Выбранный вами ответ обведите кружком или отметьте каким-нибудь другим способом. Будьте внимательны, для каждого утверждения должен быть выбран и отмечен только один ответ.
Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и исходя из этого выбирайте ответ.
Обратите
внимание что в третьем вопросе
вариантов ответа не предусмотрено.
Для ответа на него выделено несколько
пустых строк. Пустые строки оставлены
также для возможных
Спасибо за сотрудничество!
Опросник «Отношение к здоровью»
| ||||||||
1.1. | Счастливая семейная жизнь | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
1.2. | Материальное благополучие | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
1.3. | Верные друзья | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
1.4. | Здоровье | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
1.5. | Интересная работа (карьера) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
1.6. | Признание и уважение окружающих | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
1.7. | Независимость (свобода) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
| ||||||||
2.1. | Хорошее образование | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
2.2. | Материальный достаток | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
2.3. | Способности | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
2.4. | Везение (удача) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
2.5. | Здоровье | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
2.6. | Упорство, трудолюбие | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
2.7. | «Нужные связи» (поддержка друзей, знакомых) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
| ||||||||
| ||||||||
4.1. | Средства массовой информации (радио, телевидение) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
4.2. | Врачи (специалисты) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
4.3. | Газеты и журналы | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
4.4. | Друзья, знакомые | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
4.5. | Научно-популярные книги о здоровье | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
| ||||||||
5.1. | Качество медицинского обслуживания | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
5.2. | Экологическая обстановка | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
5.3. | Профессиональная деятельность | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
5.4. | Особенности питания | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
5.5. | Вредные привычки | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
5.6. | Образ жизни | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
5.7. | Недостаточная забота о своём здоровье | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
5.8. | Другое | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
| ||||||||
6.1. | Я спокоен | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
6.2. | Я доволен | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
6.3. | Я счастлив | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
6.4. | Мне радостно | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
6.5. | Мне ничего не угрожает | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
6.6. | Мне это безразлично | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
6.7. | Ничто особенно не беспокоит меня | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
6.8. | Я чувствую уверенность в себе | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
6.9. | Я чувствую себя свободно | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
6.10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
| ||||||||
7.1. | Я спокоен | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
7.2. | Я испытываю сожаление | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
7.3. | Я озабочен | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
7.4. | Я испытываю чувство вины | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
7.5. | Я расстроен | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
7.6. | Мне страшно | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
7.7. | Я раздражён | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
7.8. | Я чувствую себя подавленно | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
7.9. | Я встревожен и сильно нервничаю | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
7.10. | Мне стыдно | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
| ||||||||
8.1. | Занимаюсь физическими упражнениями (зарядка, бег трусцой и т.п.) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
8.2. | Придерживаюсь диеты | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
8.3. | Забочусь о режиме сна и отдыха | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
8.4. | Закаляюсь | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
8.5. | Посещаю врача с профилактической целью | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
8.6. | Слежу за своим весом | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
8.7. | Хожу в баню (сауну) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
8.8. | Избегаю вредных привычек | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
8.9. | Посещаю спортивные секции (шейпинг, тренажёрный зал, бассейн и т.п.) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
8.10. | Практикую
специальные оздоровительные |
11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
8.11. | Другое | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
| ||||||||
9.1. | В этом нет необходимости, так как я здоров (а) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
9.2. | Не хватает силы воли | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
9.3. | У меня нет на это времени | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
9.4. | Нет компании (одному скучно) | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
9.5. | Не хочу себя ни в чём ограничивать | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
9.6. | Не знаю, что нужно для этого делать | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
9.7. | Нет соответствующих условий | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
9.8. | Необходимы большие материальные затраты | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
9.9. | Есть более важные дела | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
9.10. | Другое | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
| ||||||||
10.1. | Обращаетесь к врачу | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
10.2. | Стараетесь не обращать внимания | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
10.3. | Сами принимаете меры, исходя из своего прошлого опыта | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
10.4. | Обращаетесь за советом к друзьям, родственникам, знакомым | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |
10.5. | Другое | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 |