Развитие деятельности детских лечебных учреждений во второй половине 19 века в связи с развитием клинической отечественной педиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:23, доклад

Краткое описание

Петербургская школа педиатров. К.А.Раухфус (1835-1915) – выдающийся отечественный педиатр. Раухфус – автор проекта и главный врач детской больницы принца Ольденбургского (лучшей детской больницы в Европе, что закреплено золотой медалью). Детальная разработка мероприятий по предупреждению внутрибольничной инфекции в детских учреждениях. Разработка и применение системы боксов-изоляторов для сомнительных случаев, дезкамеры, клинической и биохимической лабораторий.

Вложенные файлы: 1 файл

история медицины доклад.docx

— 457.58 Кб (Скачать файл)

В 1870 г. преподавание систематического курса детских болезней, а в 1874 г. заведование кафедрой и детской  клиникой Конференция Академии поручила приват-доценту Н.И. Быстрову

Николай Иванович Быстров

 

 

Николай Иванович Быстров (1841–1906) – потомственный, широко образованный врач, с золотой медалью окончил МХА (1864) и далее работал в детской клинике МХА. В 1876 г. Н.И. Быстров был утвержден на должность адъюнкт-профессора по кафедре детских болезней, которую возглавлял до 1896 г.

Н.И. Быстрова по праву считают основателем кафедры детских болезней в МХА, он не только заведовал ею на протяжении более чем двух десятилетий (1874–1896), но и был первым русским профессором-педиатром, блестящим клиницистом, разработал оригинальную программу преподавания педиатрии, воспитал плеяду педиатров-практиков и заложил фундамент Санкт-Петербургской педиатрической школы России. С приходом Н.И. Быстрова кафедра детских болезней МХА, по сути, впервые приобрела полный научно-образовательный статус, а клиника детских болезней (20 коек) была переведена в 1874 г. в новое здание, где она располагается и в настоящее время. Н.И. Быстров организовал и был председателем первого в России Общества детских врачей (1885).

Преемником Н.И. Быстрова на должности заведующего кафедрой и клиникой детских болезней стал Николай Петрович Гундобин (1860–1908). Он был избран на должность доцента кафедры детских болезней ВМА (1892), а в 1897 г. – экстраординарным профессором и заведующим кафедрой и клиникой.

Николай Петрович Гундобин

 

Н.П. Гундобина заслуженно считают основоположником русской научной педиатрии. За 11 лет его руководства кафедрой и клиникой детских болезней (1897–1908) на ней выполнено 112 докторских диссертаций, посвященных в основном вопросам возрастной анатомии и физиологии и обобщенных в капитальном труде «Особенности детского возраста» (1906). Эта книга стала фундаментом пропедевтики детских болезней, вошла в золотой фонд русской и мировой педиатрии и была переведена на основные европейские языки. В процессе преподавания Н.П. Гундобин подчеркивал, что роль врача не ограничивается лечением, и детский врач должен быть также воспитателем, гигиенистом, активно бороться с распространением инфекций. Н.П. Гундобин активно участвовал в создании «Союза борьбы с детской смертностью» (1904). 

Александр Николаевич Шкарин

 

После смерти Н.П. Гундобина на протяжении почти 12 лет (1909–1921) кафедру возглавлял Александр Николаевич Шкарин (1876–1921). Научные интересы А.Н. Шкарина находились в новой для того времени сфере: изучение физиологических и биохимических особенностей здоровых и больных детей грудного возраста, особенностей у них обмена веществ и питания. Огромное значение он придавал изучению и популяризации естественного вскармливания. Его монография «О кормлении здорового и больного ребенка» (1909) — первое отечественное руководство по детской диететике. Впервые в России им были организованы отделение для детей грудного возраста, консультативные приемы в амбулатории, молочная кухня (1910–1913). Количество коек в детской клинике увеличилось до 27. Активную разностороннюю деятельность А.Н. Шкарина прервала его трагическая гибель.

На протяжении 40 лет (1921–1961) кафедрой и клиникой руководил выдающийся отечественный педиатр профессор (1885–1961), впоследствие генерал-майор медицинской службы (1943), академик АМН СССР (1945), Польской академии наук (1959), удостоенный многих правительственных наград и международных знаков признания его заслуг. М.С. Маслов также в 1938–1961 гг. руководил кафедрой факультетской педиатрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Степанович Маслов

 

По инициативе и под руководством М.С. Маслова переработана программа  преподавания педиатрии и проведена  колоссальная работа в области клинической  и научной педиатрии. К осени 1938 г. была значительно расширена (до 65 коек), перепланирована, переоборудована  клиника детских болезней ВМА  и она стала всесоюзной школой педиатров. Основными направлениями  деятельности кафедры стали: физическое и психомоторное развитие здоровых детей, морфологические и биохимические особенности крови здоровых и больных детей, особенности обмена веществ у детей, аномалии конституции (диатезы) и реактивность детского возраста, клиника, диагностика и лечение наиболее распространенных заболеваний у детей.

После смерти М.С. Маслова на протяжении 9 лет (1962–1970) кафедру детских болезней возглавляла профессор Елена  Сергеева Малыжева-Максименкова (1906–1983), сохранившая традиции кафедры, твердо укрепившиеся со времени М.С. Маслова.

В 1970–1988 гг. начальником кафедры  и клиники был профессор, в  последующем генерал-майор медицинской  службы (1979), главный педиатр МО СССР Александр Ильич Клиорин (р. 1924). Продолжая физиологическое направление в педиатрии, А.И. Клиорин дополнил его антропологическим и генетическим подходами. По инициативе А.И. Клиорина с 1989 г. на кафедре был введен цикл «Избранные вопросы педиатрии» (288 ч.) для слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации (ныне 6-ой факультет).

В 1991–1993 гг. кафедрой заведовал профессор  Анатолий Владимирович Новик (1946–1993). Один из ведущих гастроэнтерологов  страны, А.В. Новик принес на кафедру  детских болезней ВМА оригинальные взгляды на формирование предъязвенного состояния и язвенной болезни у детей. В работу клиники были внедрены приоритетные гастроэнтерологические методики исследования детей. По его инициативе была введена субординатура по педиатрии (24 ч) для слушателей II и III факультетов (1993). Трагически погиб в 1993 г.

С 1993 г. по настоящее время кафедру  возглавляет профессор, Заслуженный  деятель науки РФ (2003), главный  внештатный педиатр МО (1994) Николай  Павлович Шабалов (р. 1939).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резюме

 

С момента создания первой кафедры  детских болезней в Медико-Хирургической  Академии в Санкт-Петербурге педиатрия  начала развиваться в быстром  темпе. Если в момент  руководства  Н.И. Быстрова был заложен лишь фундамент Санкт-Петербургской педиатрической школы России, то сейчас уже существует физиологическое направление в педиатрии, которое дополнено антропологическим и генетическим подходами. Большой вклад в развитие кафедры детских болезней  внес М.С. Маслов. Даже после его смерти сохранились традиции кафедры, твердо укрепившиеся с его времен. Под руководством М.С.Маслова МХА расширилась не только территориально, но и профессионально: основными направлениями деятельности кафедры стали: физическое и психомоторное развитие здоровых детей, морфологические и биохимические особенности крови здоровых и больных детей, особенности обмена веществ у детей, аномалии конституции (диатезы) и реактивность детского возраста, клиника, диагностика и лечение наиболее распространенных заболеваний у детей. На данный момент Академия сменила название и теперь уже называется Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. История Медицины. Ю.П. Лисицын

 

  1. История Медицины. Т.С.Сорокина

 

 

  1. Официальный Сайт Медико-хирургической академии (Военно-медицинская Академия имени С. М. Кирова) - http://www.vmeda.spb.ru/

 

 

 

 


Информация о работе Развитие деятельности детских лечебных учреждений во второй половине 19 века в связи с развитием клинической отечественной педиатрии