Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 19:31, реферат
Рассмотрю, как официальная советская идеология трактовала понятия "медицинская сестра" и "уход за больными". Эти определения, с одной стороны, демонстрировали отношение общества к деятельности и статусу медсестер, а, с другой стороны, формировали его. Так, в Постановлении Наркомздрава (1927) говорилось: "Средний медработник должен быть только помощником врача, работать по его указаниям и под его наблюдением, должен быть вполне готов к выполнению всех процедур, назначаемых врачом, и обладать точно выработанными техническими навыками".
I. Введение.
II.Программа сестринского дела.
1. Основные понятия, используемые в программе.
2. Сроки и этапы реализации программы.
3. Ресурсное обеспечение программы.
4. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
5. Оценка эффективности медико - социальных и экономических последствий от реализации программы
III. Содержание программы.
1. Основные задачи программы.
2. Принципы программы.
3. Основные направления деятельности сестринского персонала.
IV. Совершенствование организации работы сестринского персонала.
V.Совершенствование кадровой политики.
VI.Совершенствование профессионального образования и развитие научных исследований в сестринском деле
VII. Развитие профессиональных объединений, ассоциаций и союзов.
VIII. Механизм реализации программы.
IX. Заключение.
Обеспечение доступности медицинской помощи сельскому населению требует сохранения и в дальнейшем расширения сети ФАПов. Необходимо принятие мер по улучшению материально-технического обеспечения ФАПов и здравпунктов, развитию передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи с широким привлечением сестринского персонала.
В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса важное значение приобретают профилизация деятельности и рациональное использование сестринского персонала. Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающих мониторинг состояния пациента, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.
Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре.
Следует распространить практику ведения планов сестринского ухода и документирования деятельности сестринского персонала.
Подлежит перепрофилированию часть дорогостоящих стационарных коек в сестринские (отделения и дома сестринского ухода) для оказания долговременной помощи хронически больным, старикам и инвалидам. Эти меры позволят сократить затраты при сохранении объемов и качества предоставляемой населению медико-социальной помощи.
Требует дальнейшего развития и совершенствования служба патронажной помощи, разнообразных видов помощи на дому.
Необходимо принятие действенных мер по развитию паллиативной и хосписной помощи, являющихся по своему содержанию новым этапом гуманистической медико-социальной помощи инкурабельным больным.
Определяющая роль в организации
всех направлений деятельности сестринского
персонала принадлежит руководителям
сестринских служб различных уровней, начиная со старших медсестер
отделений лечебно-профилактических учреждений
и кончая главными специалистами по сестринскому
делу органов управления здравоохранением.
субъектов Российской Федерации. Особое
внимание следует уделить формированию
административно-
Развитие и совершенствование основных направлений деятельности сестринского персонала должно сопровождаться научным обеспечением. Кроме того, для успешной реализации намеченных направлений должна быть четко продумана и обеспечена система взаимодействия и сотрудничества сестринского персонала с врачами, другими специалистами и службами.
Совершенствование организации работы сестринского персонала
В условиях децентрализации системы здравоохранения, развития рыночных отношений и перехода к бюджетно-страховой медицине стало очевидным, что качество и безопасность медицинской помощи, а также эффективность предоставляемых населению медицинских услуг в значительной степени зависят от организации и системы управления медицинской помощью.
Серьезным ограничением существующей системы оказания населению медицинской помощи является отсутствие общих принципов и подходов к организации работы сестринского персонала. В настоящее время отсутствует единая система управления сестринскими службами на всех уровнях, что негативным образом сказывается на качестве и эффективности работы сестринского персонала.
Необходимо создание многоуровневой системы управления сестринскими службами с рациональным распределением задач и полномочий сестер-руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и кончая старшей сестрой отделения учреждения здравоохранения.
Повышению качества сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификации.
Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных условиях должны обеспечить четкую организацию работы сестринских служб.
Требуется создание информационных систем, позволяющих использовать сопоставимые данные о повышении качества помощи населению.
С целью рациональной организации работы и оценки качества оказываемой сестринским персоналом помощи потребуется компьютеризация учреждений здравоохранения и создание соответствующих информационно-аналитических систем.
Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех ее организационных формах.
К сожалению, пока в нашей стране в сестринском деле как самостоятельной профессиональной отрасли нет достаточного количества высококвалифицированных специалистов, занимающихся выработкой идеологии, созданием учебников, методических материалов. Всем этим в основном занимаются врачи.
С другой стороны, нельзя не отметить консерватизма врачей (да и медсестер), который препятствует изменениям в сфере сестринского дела. Действительно, сестринское дело всегда ориентировалось на удовлетворение потребностей врачей и развивалось не как профессия сама по себе, а просто следовало за развитием медицины, становясь все более функциональным и целенаправленным. Врачу удобно иметь рядом медсестру как помощника, а не как равноправного партнера.
Опрос 31 врача и 45 медсестер Сергиево-Посадского района, проведенный в июне 2000 года, показал, что медсестры больше знают о сестринском процессе, чем врачи, и оптимистичнее относятся к его будущему (см. таблицу).
Из приведенных данных видно, что они уже склонны осознавать свой профессиональный статус в соответствии с нормами, принятыми в мировом сообществе.
Таблица
Результаты опроса практикующих врачей и медсестер
Показа-тели
Ничего не слышали о
Вроде бы
Слышали
Слышали и даже знают
Сестринский процесс
сестринском процессе
слышали
что это такое
не будет внедрен никогда
Будет внедрен
через 30 лет
через 20 лет
через 10 лет
Врачи М/с
61.3% 46,7%
16.1% 8,9%
12,9% 24,4%
9,7%
20%
64,5% 40%
12,9% 11,1%
16,1% 16,1%
6.5% 32,8%
Показа-тели
При переходе на новую модель оказания помощи будет труднее
Внедрению принципа информированного согласия на лечение мешают
медсестрам
врачам
всем
затрудняюсь ответить
врачи
медсест-ры
пациенты
затрудняюсь ответить
Врачи М/с
54.8% 46.7%
22% 15.6%
16,1% 36.6%
6,5%
11,1%
41.9% 53.3%
12,9% 11.1%
29% 6.7°.
16.2% 9%
Совершенствование кадровой политики
Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости, сертификации и аттестации сестринского персонала.
При формировании перспективной кадровой политики должны быть разработаны современные подходы к решению вопросов занятости в здравоохранении и распределению ресурсов с учетом потребности населения и новых принципов организации медицинской помощи.
Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом требуют существенной корректировки кадровой политики на федеральном, региональном и местном уровнях.
В этой связи необходима реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач / сестринский персонал в сторону увеличения последнего с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.
Важнейшими направлениями кадровой политики должны стать формирование научно обоснованных подходов к расчету потребности, планированию, подготовке и использованию сестринского персонала, обеспечения рационального соотношения и взаимодействия с другими работниками здравоохранения и обеспечения системы социально-экономического стимулирования кадров.
Особое внимание следует уделить созданию эффективной системы сертификации и аттестации, позволяющей обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующий качество предоставляемых населению медицинских услуг.
Следует формировать банк унифицированных тестовых заданий для совершенствования сертификации и аттестации в соответствии с номенклатурой специальностей.
Совершенствованию кадровой политики будут также способствовать:
n повышение гарантий социальной защиты;
n обеспечение перспектив профессионального роста, развития и карьеры;
n регулирование системы оплаты труда специалистов с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи;
n широкое использование контрактной системы найма;
n установление и индексирование заработной платы сестринского персонала в размере не ниже прожиточного минимума;
n разработка тарифов на сестринские услуги;
n обеспечение безопасных и благоприятных условий труда.
Система оплаты труда сестринского персонала должна быть реформирована с целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения объему и качеству выполненной работы, создания экономических стимулов к повышению эффективности труда и рационального использования ресурсов, необходимых для производства услуг.
В области обеспечения охраны труда сестринского персонала необходимо:
— разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях здравоохранения;
— организовать обучение по
вопросам охраны труда руководителей
и сотрудников учреждений здравоохранения,
учащихся профессионально-
— проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.
Совершенствование профессионального образования и развитие научных исследований в сестринском деле
В основе формирования качественно нового уровня сестринской помощи населению лежат совершенствование профессиональной подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и использование их результатов в практическом здравоохранении.
Для чего нужны научные исследования в сестринском деле? Ответ прост. Они позволяют медсестрам найти наилучшие способы ухода за пациентом. Научно обоснованная сестринская практика — это практика, опирающаяся на объективные данные о наиболее эффективных путях сестринских вмешательств
Уже во времена наблюдений Флоренс Найтингейл и ее статистического подхода к снижению смертности от инфекционных заболеваний среди солдат в Крыму специалисты расширили свои знания путем использования научных методов в своей практике (сбор информации, изменение одной переменной при неизменности других факторов для выявления разницы в результатах и т. д.).
Научные исследования в области сестринского дела дают объективные ответы на то, как предоставить пациентам наилучший уход. В этом изменчивом виде усложняющихся технологий единственно эффективный путь, убеждающий нас в обоснованности предоставляемого ухода, — это объединение коллективных знаний и экспертиз посредством сестринских научных исследований. Исследование — это научное средство, позволяющее объективно установить, остаются ли верными с течением времени ответы на клинические вопросы и остаются ли они верными в более чем одной клинической ситуации.
Применение научных исследований на практике не только помогает пациентам, но и укрепляет сестринское дело как профессию. Если сестринское дело действительно является профессией, а не просто работой или занятием, то медсестры должны уметь постоянно оценивать уход и нести ответственность за предоставление наилучшего ухода.
Процесс оценки — это ответственный момент в проведении научного исследования, а также в предоставлении ухода. Чтобы определить, готово ли исследование к применению на практике, медсестра должна задать себе следующие основные вопросы: насколько, схожи примеры исследований с пациентами, достаточно ли мне понятны выводы и заключения исследования, улучшится ли уход за пациентами в результате перемен, предложенных исследованием? Если на любой из этих вопросов медсестра ответит "Я не уверена", то надо проконсультироваться с коллегами и учесть их мнение в последующей оценке научного метода.
Первый шаг в работе с пациентом — это умение собрать информацию о состоянии его здоровья, стиле жизни, системах поддержки, особенностях болезни и адаптации, сильных сторонах, ограничениях и ресурсах. Эту информацию можно получить только в процессе общения с пациентом.
Однако общение с пациентом — это целая наука и необходимо использовать в практике постепенно, как бы нарабатывая навык "навыком”. Собрать информацию будущая медсестра может только владея искусством и методами общения, задавая вопросы пациенту и его близким.
Научные исследования в сестринском деле дают ответы и на то, как предоставить уход, и на то, какой уход предоставить.
Требования к квалификации, аттестации и
сертификации сестринского персонала
являются основой для создания профессионально-
Система профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач.
Создание и развитие государственной
системы многоуровневой подготовки сестринских
кадров является важным шагом совершенствования
профессионального образования и необходимым
условием обеспечения качества сестринской
помощи населению. Система включает 4 профессионально-
— базовый (основной) уровень в колледжах и училищах;
— повышенный (углубленный) уровень в колледжах;
Информация о работе Развитие сестринского дела на современном этапе