Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:46, реферат
В период средневековья химии, как науки не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом - красителей и лекарств. И занимались этим алхимики, которые появились впервые века нашей эры, особого развития алхимия достигла в средние века.
Целью данной работы является рассмотрение изменения социального статуса аптекарей под влиянием различных научных открытий и исторических событий в Западной Европе в период средневековья.
Введение
Глава I
1.1 Характеристика эпохи Средневековья………………………………............4 1.2 Зарождение Европейской медицины и фармации.………………….………5 1.3 Центры Средневековой медицины …………………………………..…….10 Глава II
2.1 Влияние алхимии на развитие фармации ………………………………...14 2.2 Становление аптечного дела в Западной Европе …………………………15 2.3 Оформление фармации в систему научного знания…………....................20 2.4 Этапы развития фармацевтической промышленности………….………...24 Заключение………………………………………………………….………..…. 30 Список литературы
ГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ №1
РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ НА ТЕМУ:
Развитие фармации в средние века
2014
Содержание
Введение
Глава I
1.1 Характеристика эпохи Средневековья……………………………….....
2.1 Влияние алхимии на развитие фармации
………………………………...14
Введение
Термин «средние века» точнее «средний век», возник в Италии в XV – XVI вв. в среде гуманистов, которые таким образом отделили свое время от истории древнего мира. Позднее понятие «средние века» значительно расширилось как во времени, так и в пространстве. Его стали применять для обозначения периода всемирной истории, главной социально-экономической характеристикой которого является феодальный способ производства.
Для эпохи раннего средневековья было характерно теологическое мировоззрение. Католическая церковь жестоко преследовала естественнонаучные исследования, философские, рационалистические искания, светскую науку и культуру. Церковь требовала безоговорочного подчинения ее авторитету, душила передовую мысль. Процветали мрачный аскетизм, безудержный мистицизм, периодически пылали костры инквизиции.
В эту эпоху большое влияние на фармацию имели алхимия, астрология, магия, а под фармацией понимали изгнание духов лекарствами. В период средневековья химии, как науки не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом - красителей и лекарств. И занимались этим алхимики, которые появились впервые века нашей эры, особого развития алхимия достигла в средние века.
Целью данной работы является рассмотрение изменения социального статуса аптекарей под влиянием различных научных открытий и исторических событий в Западной Европе в период средневековья.
1.1 Характеристика эпохи Средневековья
Вторая половина 5 века н. э. _ падение
Западной Римской империи
(476 г.) это историческая грань
между изжившим себя
Эпоха феодальных отношений охватывает довольно длительный период, 12- 13 веков. Феодальный строй в Западной Европе включает в себя три стадии.
Раннее Средневековье ( с 5 по 10- 11 вв.) следовало непосредственно за падением рабовладельческого строя в Риме и вторжением варваров. Переход от античного мира к Средневековью в Западной Европе был связан с экономическим и культурным упадком. В Раннем Средневековье преобладало Натуральное хозяйство.
В Развитом (Классическом) Средневековье (с 11 по 15 вв.) с ростом производительных сил города становились центрами ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, крепли товарно-денежные отношения. Торговля развивалась и росла как внутри отдельной страны, так и между странами.
Духовная культура Средневековья находилась под гнетом, утверждавшей божественную неизменяемость существующего классового порядка. В 10-13 вв. доминирующей формой философии Западной Европе становится схоластика. Она исходила из положения, что все возможные звания уже даны либо в писании, либо в трудах отцов христианской церкви. Очень удобной для богословов- схоластов я вилась философия Аристотеля, которая была изменена и поставлена на службу и укрепление а авторитета церкви. Сам Аристотель был канонизирован и назван предтечей Христа в объяснении природы.
1.2 Зарождение Европейской медицины и фармации
Медицина и фармация Европы зародилась в монастырях, основателем которых на Западе стал Бенедикт Нурсийский – ученик Василия Кесарийского. При монастырях стали возникать больницы, а как следствие, медицинские школы. Первые аптекарские сады (огороды) в Европе возникли при монастырях. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Сады имели небольшие размеры и простую геометрическую форму. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили его на четыре части, в центре пересечения высаживался куст роз, сооружался колодец или фонтан либо небольшой водоем для водных растений и поливки. Грядки формировали в виде высоких призм, откосы которых укрепляли дерном, плетнями из лозы или жердями. Растения высаживались по сортам на маленьких квадратных грядках, в линейном порядке. Некоторые монастырские сады оформлялись беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Позднее появились сады-лабиринты. Первоначально лабиринт представлял собой узор, вписанный в круг или шестиугольник и сложными путями подводивший к центру. Дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Садам монастырского типа были присущи уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Особым вниманием монахов пользовались растения, способные не только лечить, но и повышать тонус организма, например, дягиль (из него делали тонизирующие напитки). Кроме лекарственных растений, в садах выращивали фруктовые и овощные культуры. В аптекарском огороде имелись также растения, из которых получали краски, использовавшиеся для оформления рукописей. Среди монастырских садов особенно славился сад Сент-Галле (Франция). Начиная с XIV в., монастырские аптекарские сады в Европе превращаются в медицинские. Последние имели не только узкопрактическое значение. Они положили начало работам по первичной интродукции, сбору, описанию и систематизации растений. Лекарственные и ароматические травы выращивались также при феодальных замках. Первые использовались в медицинских целях, с помощью вторых перебивали дурные запахи, преобладавшие в замках вследствие антисанитарных условий. Первым ботаническим садом, созданным на научной основе, считается сад итальянского города Пиза. Его основателем был Лука Гини - профессор медицины местного университета. В 1543 г. он и его ученики собрали в Итальянских Альпах лекарственные растения и впервые высадили их около университета. На протяжении многих столетий растения этого сада использовались для лечения больных и обучения студентов. В XVI-XVII вв. ботанические сады возникли во Франции, Германии, Нидерландах, Англии, Швеции и в других странах. В это время ботанические сады теряют чисто медицинский характер, их задачей становится также сбор местных и иноземных растений (иногда с целью интродукции и акклиматизации), описание и систематизация. Например, Ботанический сад Парижа Жардин де Плант, первоначально создававшийся как сад лекарственных растений, превратился в одну из крупнейших в мире экспозиций мировой флоры, частью которой являются лекарственные растения. Аналогична история Королевского ботанического сада в Эдинбурге - одного из лучших в мире.
В 7 веке возникает монастырская медицинская школа в Париже, в 8 веке- в Монпелье. В основу их преподавания и лечения была положена система Галена.
В период Классического Средневековья ( 12 – 15 вв.) в городах стал возрождаться древнеримский институт городских врачей, которых называли городскими физиками. В связи с частыми развитиями эпидемий издавались регламенты против заноса и распространения болезней. Средневековый мир находился на грани вечного голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу...Отсюда брала начало череда эпидемий, вызываемых потреблением непригодных в пищу продуктов. В первую очередь это наиболее впечатляющая эпидемия «горячки» (mal des ardents), которую вызывала спорынья (возможно, также и другие злаки); эта болезнь появилась в Европе в конце Х в.Как рассказывает хронист Сигеберт Жамблузский, 1090 г. «был годом эпидемии, особенно в Западной Лотарингии. Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными, как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние». Под 1109 г. многие хронисты отмечают, что «огненная чума», «pestilentia ignearia», «вновь пожирает людскую плоть». В 1235 г., согласно Винценту из Бове, «великий голод царил во Франции, особенно в Аквитании, так что люди, словно животные, ели полевую траву. В Пуату цена на зерно поднялась до ста су. И была сильная эпидемия: «священный огонь» пожирал бедняков в таком большом числе, что церковь Сен-Мэксен была полна больными».
Горячечная болезнь лежала в основе появления особого культа, который привел к основанию нового монашеского ордена. Движение отшельничества XI в. ввело, как мы видели, почитание св. Антония. Отшельники Дофине заявили в 1070 г., что они якобы получили из Константинополя мощи святого анахорета. В Дофине тогда свирепствовала «горячка». Возникло убеждение, что мощи св. Антония могут ее излечить, и «священный огонь» был назван «антоновым». Аббатство, в котором хранились мощи, стало называться Сент-Антуан-ан-Вьеннуа и расплодило свои филиалы вплоть до Венгрии и Святой земли. Антониты (или антонины) принимали в своих аббатствах-госпиталях больных, и их большой госпиталь в Сент-Антуан-ан-Вьеннуа получил название госпиталя «увечных». Их парижский монастырь дал имя знаменитому Сент-Антуанскому предместью.Реформатором (если не основателем) этого ордена был знаменитый проповедник Фульк из Нейи, который начал с того, что метал громы и молнии против ростовщиков, скупающих продовольствие в голодное время, а кончил проповедью крестового похода.Примечательно, что фанатичными участниками Первого крестового похода 1096 г. были бедные крестьяне из районов, наиболее сильно пострадавших в 1094 г. от эпидемии «священного огня» и других бедствий, - Германии, рейнских областей и восточной Франции.
Появление на Западе спорыньи, частый голод и горячка, вызывающие конвульсии и галлюцинации, деятельность антонитов, рвение участников народного крестового похода - здесь целый комплекс, где средневековый мир предстает в тесном переплетении своих физических, экономических и социальных бед с самыми неистовыми и одновременно одухотворенными реакциями. Изучая характер питания и роль чуда в средневековой медицине и духовной жизни, мы каждый раз вновь обнаруживаем эти сплетения невзгод, необузданности и высоких порывов, из которых складывалось своеобразие средневекового христианства в глубине его народных слоев. Ибо средневековый мир, даже оставляя в стороне периоды чрезвычайных бедствий, был обречен в целом на множество болезней, которые объединяли физические несчастья с экономическими трудностями, а также с расстройствами психики и поведения.
Плохое питание и жалкое состояние медицины, которая не находила себе места между рецептами знахарки и теориями ученых педантов, порождали страшные физические страдания и высокую смертность. Средняя продолжительность жизни была низка, даже если попытаться определить ее, не принимая в расчет ужасающую детскую смертность и частые выкидыши у женщин, которые плохо питались и были вынуждены тяжело работать. В современных индустриальных обществах средняя продолжительность жизни составляет около 70—75 лет, тогда как в средние века она никоим образом не должна была превышать 30 лет. Гильом де Сен-Патю, перечисляя свидетелей на процессе канонизации Людовика Святого, называет сорокалетнего мужчину «мужем зрелого возраста», а пятидесятилетнего - «человеком преклонных лет».
1.3 Центры Средневековой медицины
Центрами Средневековой медицины были университеты. В университетах Западной Европы господствовала схоластика, предполагавшая построение гипотез, теорий и ведение различных споров лишь в строгих пределах установленных христианской церковью догматов. В фармацевтической практике Средневековья находили место, наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, и такие, применение которых основывалось на отдаленном сравнении, на указаниях алхимии, астрологии, которые редко имели достаточный эффект, а, в большей степени, действовали на воображение представителей богатых классов. Рассмотрим наиболее ранних представителей центров Западноевропейского образования ( в том числе и медицинского).
В IX веке в Италии в Салерно возникла медицинская школа - наследница античной медицины, просуществовавшая до середины XIX века. В XII веке Салернская школа сделалась знаменитым центром научной медицинской мысли всей Европы. Влияние Салернской школы на медицину средних веков было весьма значительным. Преподавателем школы Арнольдом из Виллановы был написан известный труд “Салернский кодекс здоровья” в 102 стихах, в которых упоминаются о лечебном применении 54 растений.