Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:06, реферат
Рак желудка – злокачественная опухоль из клеток эпителия слизистой оболочки желудка. Наибольшее число больных относится к возрастной группе старше 50 лет. Мужчины болеют раком желудка чаще, чем женщины.
Эффективность хирургического лечения рака желудка остается пока еще низкой из-за поздней выявляемости заболевания. К стойкому излечению может вести только радикальная операция, выполненная на ранней стадии развития рака. Основной путь улучшения результатов хирургического лечения рака желудка лежит через диагностику доклинических или ранних форм рака.
1. Вступление
2. Патологическая анатомия рака желудка
3. Клиника и диагностика.
4. Лечение.
5. Список используемой литературы.
Ðåôåðàò: “Ðàê æåëóäêà”.
Ïëàí:
5. Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû.
Âñòóïëåíèå.
Ðàê æåëóäêà – çëîêà÷åñòâåííàÿ îïóõîëü èç êëåòîê ýïèòåëèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè æåëóäêà. Íàèáîëüøåå ÷èñëî áîëüíûõ îòíîñèòñÿ ê âîçðàñòíîé ãðóïïå ñòàðøå 50 ëåò. Ìóæ÷èíû áîëåþò ðàêîì æåëóäêà ÷àùå, ÷åì æåíùèíû.
Ýôôåêòèâíîñòü õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ ðàêà æåëóäêà îñòàåòñÿ ïîêà åùå íèçêîé èç-çà ïîçäíåé âûÿâëÿåìîñòè çàáîëåâàíèÿ. Ê ñòîéêîìó èçëå÷åíèþ ìîæåò âåñòè òîëüêî ðàäèêàëüíàÿ îïåðàöèÿ, âûïîëíåííàÿ íà ðàííåé ñòàäèè ðàçâèòèÿ ðàêà. Îñíîâíîé ïóòü óëó÷øåíèÿ ðåçóëüòàòîâ õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ ðàêà æåëóäêà ëåæèò ÷åðåç äèàãíîñòèêó äîêëèíè÷åñêèõ èëè ðàííèõ ôîðì ðàêà.
Ïàòîëîãè÷åñêàÿ àíàòîìèÿ ðàêà æåëóäêà.
Ëîêàëèçàöèÿ ðàêà â æåëóäêå: àíòðàëüíûé îòäåë – 60-70%, ìàëàÿ êðèâèçíà òåëà æåëóäêà – 10-15%, êàðäèàëüíûé îòäåë – 8-10%, ïåðåäíÿÿ è çàäíÿÿ ñòåíêè – 2-5%, áîëüøàÿ êðèâèçíà – 1%, ñâîä æåëóäêà – 1%, òîòàëüíîå ïîðàæåíèå æåëóäêà – 3-5%.
Âíóòðèîðãàííîå ðàñïðîñòðàíåíèå ðàêà æåëóäêà ïðîèñõîäèò ïî òèïó èíôèëüòðàöèè, ïðåèìóùåñòâåííî ïî íàïðàâëåíèþ ê êàðäèè, ðàñïðîñòðàíåíèå çà ïðåäåëû ïðèâðàòíèêà íà äâåíàäöàòèïåðñòíóþ êèøêó ïðîèñõîäèò ðåæå ïî ëèìôàòè÷åñêèì ñîñóäàì ïîäñëèçèñòîãî è ìûøå÷íîãî ñëîåâ. Ïðîíèêàÿ ÷åðåç âñå ñëîè ñòåíêè æåëóäêà, îïóõîëü ïðîðàñòàåò â ñîñåäíèå òêàíè è îðãàíû.
Ïî ìàêðîñêîïè÷åñêîé êàðòèíå ðîñòà âûäåëÿþò òðè îñíîâíûå ãðóïïû: îïóõîëè ñ ïðåèìóùåñòâåííî ýêçîôèòíûì ðîñòîì (áëÿøêîâèäíûé, ïîëèïîîáðàçíû, áëþäöåîáðàçíûé ðàê, ðàê èç ÿçâû è äð.), îïóõîëè ñ ïðåèìóùåñòâåííî ýíäîôèòíûì ðîñòîì (èíôèëüòðàòèâíî-ÿçâåííûé, äèôóçíûé èëè ôèáðîçíûé ðàê), ñìåøàííûå îïóõîëè, èìåþùèå ÷åðòû ýêçî- è ýíäîôèòíîãî ðîñòà. Ïîñëåäíèå äâå ãðóïïû áîëåå çëîêà÷åñòâåííû è ÷àùå äàþò ìåòàñòàçû.
Ïî ìèêðîñêîïè÷åñêîé êàðòèíå âñå âèäû ðàêà æåëóäêà ðàçäåëÿþò íà äâå îñíîâíûå ãðóïïû: äèôåðåíöèðîâàííûå è íåäèôåðåíöèðîâàííûå. Íåäåôåðåíöèðîâàííûå âèäû ðàêà õàðàêòåðèçóþòñÿ áîëüøåé çëîêà÷åñòâåííîñòüþ, ÷åì äèôôåðåíöèðîâàííûå.
Ðàê æåëóäêà ìåòàñòàçèðóåò ïðåèìóùåñòâåííî ëèìôîãåííî. Âîçìîæíî ãåìàòîãåííîå ìåòàñòàçèðîâàíèå, à òàêæå ïóòåì èìïëàíòàöèè ðàêîâûõ êëåòîê ïî áðþøèíå.
Ïðè ðàäèêàëüíîé îïåðàöèè îïåðàöèè ïî ïîâîäó ðàêà æåëóäêà îáÿçàòåëüíî íàäî óäàëÿòü íå òîëüêî áëèæàéøèå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû áëèæàéøåãî ëèìôàòè÷åñêîãî áàññåéíà, íî è ðåãèîíàðíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû òðåòüåãî áàññåéíà, ñîäåðæàùåãî íàèáîëåå ìîùíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû è ìàãèñòðàëüíûå ëèìôàòè÷åñêèå ñîñóäû.
Âî âíóòðåííèå îðãàíû ìåòàñòàçû ðàêà ïîïàäàþò ãåìàòîãåííûì ïóòåì (ïðè ïðîðàñòàíèè îïóõîëè â ñîñóäû ñèñòåìû âîðîòíîé âåíû) èëè ëèìôîãåííûì ïóòåì ÷åðåç ãðóäíîé ïðîòîê, âïàäàþùèé â âåíîçíîå ðóñëî. Ãåìàòîãåííûå ìåòàñòàçû ÷àùå îïðåäåëÿþòñÿ â ïå÷åíè, çíà÷èòåëüíî ðåæå â ëåãêèõ, ïëåâðå, íàäïî÷å÷íèêàõ, êîñòÿõ, ïî÷êàõ.
Èìïëàíòàöèîííûå ìåòàñòàçû âîçíèêàþò ïðè êîíòàêòíîì ïåðåíîñå îïóõîëåâûõ êëåòîê, à òàêæå ïðè ñâîáîäíîì èõ ïåðåìåùåíèè ïî áðþøíîé ïîëîñòè. Ðàêîâûå êëåòêè îñåäàþò íà ïîâåðõíîñòè áîëüøîãî ñàëüíèêà, îáðàçóþò íà áðþøèíå ìåëêîáóãðèñòûå âûñûïàíèÿ (êàðöèíîìàòîç áðþøèíû), îïóñêàÿñü â ìàëûé òàç, îáðàçóþò ìåòàñòàçû â ïðÿìîêèøå÷íîé-ïóçûðíîé (ó ìóæ÷èí) è â ïðÿìîêèøå÷íîé âëàãàëèùíîé ( ó æåíùèí) ñêëàäêàõ (ìåòàñòàçû Øíèöëåðà), â ÿè÷íèêàõ (ìåòàñòàç Êðóêåíáåðãà).
Êîìèòåòîì ìåæäóíàðîäíîãî ïðîòèâîðàêîâîãî ñîþçà ïðåäëîæåíà êëàññèôèêàöèÿ ðàêà æåëóäêà ïî ñèñòåìå TNM.
Ò – îïóõîëü
TIS – âíóòðèýïèòåëèàëüíûé ðàê.
Ò1 – îïóõîëü ïîðàæàåò òîëüêî ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó è ïîäñëèçèñòûé ñëîé.
Ò2 – îïóõîëü ïðîíèêàåò ãëóáîêî, çàíèìàåò íå áîëåå ïîëîâèíû îäíîãî àíàòîìè÷åñêî-
ãî îòäåëà.
Ò3 – îïóõîëü ñ ãëóáîêîé èíâàçèåé çàõâàòûâàåò áîëåå ïîëîâèíû îäíîãî àíàòîìè÷å-
ñêîãî îòäåëà, íî íå ïîðàæàåò ñîñåäíèå àíàòîìè÷åñêèå îòäåëû.
Ò4 – îïóõîëü ïîðàæàåò áîëåå îäíîãî àíàòîìè÷åñêîãî îòäåëà è ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà
ñîñåäíèå îðãàíû.
N – ðåãèîíàðíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû.
N0 – ìåòàñòàçû â ðåãèîíàðíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû íå îïðåäåëÿþòñÿ.
Nà – ïîðàæåíû òîëüêî ïåðèãàñòðàëüíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû.
Nb – ïîðàæåíû ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ïî õîäó ëåâîé æåëóäî÷íîé, ÷ðåâíîé, îáùåé
ïå÷åíî÷íîé, ñåëåçåíî÷íîé àðòåðèé, ïî õîäó ïå÷åíî÷íî-äóîäåíàëüíîé ñâÿçêè.
NXc – ïîðàæåíû ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ïî õîäó àîðòû, áðûæåå÷íûõ è ïîâçäîøíûõ
àðòåðèé.
Ì – îòäàëåííûå ìåòàñòàçû.
Ì0 – îòäàëåííûå ìåòàñòàçû íå îïðåäåëÿþòñÿ.
Ì1- èìåþòñÿ îòäàëåííûå ìåòàñòàçû.
Ð – ãèñòîïàòîëîãè÷åñêèå êðèòåðèè
Ð1 – îïóõîëü èíôèëüòðèðóåò òîëüêî ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó.
Ð2 – îïóõîëü èíôèëüòðèðóåò ïîäñëèçèñòûé ñëîé äî ìûøå÷íîãî.
Ð3 – îïóõîëü èíôèëüòðèðóåò ìûøå÷íûé ñëîé äî ñåðîçíîé îáîëî÷êè.
Ð4 – îïóõîëü ïðîðàñòàåò ñåðîçíóþ îáîëî÷êó èëè âûõîäèò çà ïðåäåëû îðãàíà.
Êëèíèêà è äèàãíîñòèêà.
Êëèíè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ, õàðàêòåðíûõ äëÿ íà÷àëüíîé ôîðìû ðàêà æåëóäêà, íå ñóùåñòâóåò. Îí ìîæåò ïðîòåêàòü áåññèìïòîìíî èëè ïðîÿâëÿòüñÿ ïðèçíàêàìè çàáîëåâàíèÿ, íà ôîíå êîòîðîãî îí ðàçâèâàåòñÿ.
Ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà ðàêà âîçìîæíà ïðè ìàññîâîì ýíäîñêîïè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè íàñåëåíèÿ. Ãàñòðîñêîïèÿ ïîçâîëÿåò îáíàðóæèòü èçìåíåíèÿ íà ñëèçèñòîé îáîëî÷êå æåëóäêà äèàìåòðîì ìåíåå 0,5 ñì. è âçÿòü áèîïñèþ äëÿ âåðèôèêàöèè äèàãíîçà.
Çàáîëåâàíèå ðàêîì æåëóäêà áîëåå âåðîÿòíà â ãðóïïå ëþäåé ïîâûøåííîãî îíêîëîãè÷åñêîãî ðèñêà. Ê ôàêòîðàì ïîâûøåííîãî îíêîëîãè÷åñêîãî ðèñêà îòíîñÿòñÿ: ïðåäðàêîâûå çàáîëåâàíèÿ æåëóäêà (õðîíè÷åñêèé ãàñòðèò, õðîíè÷åñêàÿ ÿçâà æåëóäêà, ïîëèïû æåëóäêà), õðîíè÷åñêèé ãàñòðèò êóëüòè æåëóäêà ó îïåðèðîâàííûõ ïî ïîâîäó íåîíêîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé æåëóäêà ÷åðåç 5 ëåò è áîëåå ïîñëå ðåçåêöèè æåëóäêà, äåéñòâèå ïðîôåñèîíàëüíûõ âðåäíîñòåé (õèìè÷åñêîå ïðîèçâîäíñòâî).
Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ðàêà æåëóäêà ìíîãîîáðàçíû, îíè çàâèñÿò îò ïàòîëîãè÷åñêîãî ôîíà, íà êîòîðîì ðàçâèâàåòñÿ îïóõîëü, ò.å. îò ïðåäðàêîâûõ çàáîëåâàíèé, ëîêàëèçàöèè îïóõîëè, ôîðìû åå ðîñòà, ãèñòîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû, ñòàäèè ðàñïðîñòðàíåíèÿ è ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé.
Ñèìïòîìû, êîòîðûå ìîãóò áûòü âûÿâëåíû ïðè ðàñïðîñå áîëüíîãî, ìîæíî óñëîâíî ðàçäåëèòü íà ìåñòíûå è îáùèå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Ê ìåñòíûì ïðîÿâëåíèÿì îòíîñÿò ñèìïòîìû “æåëóäî÷íîãî äèñêîìôîðòà”: îòñóòñòâèå ôèçè÷åñêîãî óäîâëåòâîðåíèÿ îò íàñûùåíèÿ, òóïàÿ äàâÿùàÿ õàðàêòåðíàÿ áîëü, ÷óñòâî ïåðåïîëíåíèÿ è ðàñïèðàíèÿ â ýïèãàòðàëüíîé îáëàñòè, ñíèæåíèå èëè îòñóñòâèå àïïåòèòà, îòâðàùåíèå ê ìÿñó, ðûáå.
Îáùèå ïðîÿâëåíèÿ ðàêà æåëóäêà: ñëàáîñòü, ïîõóäàíèå, âÿëîñòü, àäèíàìèÿ, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü îò ïðèâû÷íîé ðàáîòû, äåïðåññèÿ. Âñå ýòî ñâÿçàíî ñ îïóõîëåâîé èíòîêñèêàöèåé. ×àñòî íàáëþäàåòñÿ àíåìèÿ. Èíîãäà àíåìèÿ ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì ïðèçíàêîì çàáîëåâàíèÿ. Ðàçâèòèå æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè ñâÿçàíî ñ àõèëèåé, âåäóùåé ê íàðóøåíèþ âñàñûâàíèÿ æåëåçà, è ñ õðîíè÷åñêèìè êðîâîïîòåðÿìè èç îïóõîëè.
Ëå÷åíèå.
Ëå÷åíèå – õèðóðãè÷åñêîå. Ðàê æåëóäêà – àáñîëþòíîå ïîêàçàíèå ê îïåðàöèè. Ðàäèêàëüíûì âìåøàòåëüñòâîì ÿâëÿåòñÿ ðåçåêöèÿ æåëóäêà èëè ãàñòðýêòîìèÿ.
Ðàäèêàëüíîñòü îïåðàöèè ïðåäóñìàòðèâàåò: 1) ïåðåñå÷åíèå æåëóäêà, äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè è ïèùåâîäà â ïðåäåëàõ çäîðîâûõ òêàíåé; 2) óäàëåíèå â åäèíîì áëîêå ñ æåëóäêîì òðåõ ãðóïï ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ, êîòîðûå ìîãóò áûòü ïîðàæåíû ìåòàñòàçàìè ïðè äàííîé ëîêàëèçàöèè ðàêà; 3) àáëàñòè÷åñêîå îïðåðèðîâàíèå ò.å. èñïîëüçîâàíèå êîìïëåêñà ïðèåìîâ, íàïðàâëåííûõ íà óìåíüøåíèå âîçìîæíîñòè òàê íàçûâàåìîé ìàíèïóëÿöèîííîé äèññåìèíàöèè.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê îïåðàöèè ìîãóò áûòü îíêîëîãè÷åñêîãî è îáùåãî õàðàêòåðà. Îïåðàöèÿ ïðîòèâîïîêàçàíà ïðè íàëè÷èè îòäàëåííûõ ìåòàñòàçîâ â ïå÷åíü, ëåãêèå, â íàäêëþ÷è÷íûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû, ïðè íàëè÷èè áîëüøîãî àñöèòà. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè îáùåãî õàðàêòåðà ÿâëÿåòñÿ ðåçêàÿ êàõåêñèÿ, òÿæåëûå ñîïóòñòâóþùèå çàáîëåâàíèÿ.
Îñíîâíûå òèïû ðàäèêàëüíûõ îïåðàöèé: 1) äèñòàëüíàÿ ñóáòîòàëüíàÿ ðåçåêöèÿ æåëóäêà (âûïîëíÿåìàÿ ÷åðåçáðþøàííî), 2) ãàñòðýêòîìèÿ (âûïîëíÿåìàÿ ÷åðåçáðþøèííûì è ÷åðåçïëåâðàëüíûì äîñòóïîì), 3) ïðîêñèìàëüíàÿ ñóáòîòàëüíàÿ ðåçåêöèÿ æåëóäêà (âûïîëíÿåìàÿ ÷åðåçáðþøèííûì è ÷åðåçïëåâðàëüíûì äîñòóïîì).
Ïàëëÿòèâíûå îïåðàöèè âûïîëíÿþò òîãäà, êîãäà ðèñê èõ íåáîëüøîé. Ïàëëÿòèâíûå ðåçåêöèè 2/3 èëè íàïðàâëåíû íà óäàëåíèå ñòåíîçèðóþùåé îïóõîëè âûõîäíîãî îòäåëà æåëóäêà, ðàñïîäàþùåéñÿ èëè êðîâîòî÷àùåé îïóõîëè êàê èñòî÷íèêà êðîâîòå÷åíèÿ óãðîæàþùåãî æèçíè áîëüíîãî.
Íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûå ðåçóëüòàòû õèðóðãè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ ðàêà æåëóäêà ìîãóò áûòü ïîëó÷åíû ïðè ëå÷åíèè ðàííèõ ôîðì ðàêà. Ïðè ïîðàæåíèè òîëüêî ñëèçèñòîé îáîëî÷êè 5-ëåòíÿÿ âûæèâàåìîñòü äîñòèãàåò 96-100%, ïðè ïîðàæåíèè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è ïîäñëèçèñòîãî ñëîÿ – 75%.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû.
4. Õèðóðãè÷åñêèå áîëåçíè, Ì.È.Êóçèí, Èçä. Ìåäèöèíà, Ìîñêâà 1986 ã.