Реформы в сестринском деле ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 17:02, реферат

Краткое описание

После Октябрьской революции 1917 г. задачи подготовки среднего медицинского персонала решались в соответствии с потребностями здравоохранения России, ее экономическим состоянием. Последствия первой мировой войны, двух революций 1917 г. и гражданской войны - голод, инфекции, высокая детская и материнская смертность, беспризорность детей, состояние здоровья населения - требовали срочного принятия мер по организации и обеспечению каждого гражданина страны квалифицированной и доступной лечебно-профилактической помощью.

Вложенные файлы: 1 файл

Реформы в СД.docx

— 234.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по основам сестринского дела. На тему:

«Реформы в сестринском деле ХХ века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012-2013 г. С-Пб. 
Состояние милосердного сестринского движения в России на современном этапе

  После Октябрьской  революции 1917 г. задачи подготовки  среднего медицинского персонала  решались в соответствии с  потребностями здравоохранения  России, ее экономическим состоянием. Последствия первой мировой войны, двух революций 1917 г. и гражданской войны - голод, инфекции, высокая детская и материнская смертность, беспризорность детей, состояние здоровья населения - требовали срочного принятия мер по организации и обеспечению каждого гражданина страны квалифицированной и доступной лечебно-профилактической помощью. Необходимо было не только больше готовить медицинских сестер, фельдшеров и акушерок, но и внести изменения в учебные планы и программы для решения имевшихся проблем по охране здоровья и оказанию медицинской помощи населению. Поэтому не случайно в феврале 1919 г. приказом Народного комиссариата здравоохранения и Российским обществом Красного Креста (школы сестер милосердия, как и до 1917г., находились в его ведении) было утверждено положение о школах медицинских сестер, а также учебные планы и программы, рассчитанные на 3 года обучения. Учитывая большую потребность в этих специалистах, на обучение принимались и лица, имеющие начальное (2 класса) образование.

    К началу 1925 г. в стране сформировались следующие типы средних медицинских учебных заведений.

    1. Фельдшерско-акушерские школы со сроком обучения 4 года. В них принимали лиц, закончивших 4 класса. На территории России таких школ было 10.

    2. Фельдшерско-акушерские школы, в которых специалистов готовили 2,5 года. Для поступления в эти учебные заведения необходимо было закончить семилетнюю школу.

    3. Школы по подготовке медицинских сестер по уходу за больными (переименованные затем в курсы медицинских сестер) со сроком обучения 2 года. В школу принимались лица с 4-классным образованием.

    4. Техникумы, школы и курсы с различными сроками обучения для сестер-воспитательниц, сестер по охране материнства и младенчества.

    5. Профилактические техникумы, срок обучения в которых составлял 4 года.

    6. Вечерние школы медицинских сестер со сроком обучения 3 года.

    7. Двухгодичные курсы санитарных помощников.

  8. Курсы переобучения военных (ротных) фельдшеров для работы в школах; срок обучения -- 3 года.

    9. Курсы дезинфекторов со сроком обучения 6 месяцев.

    10. Курсы по подготовке массажистов. Срок обучения -- 1 год.

    В 1926 г. в Москве  на II Всероссийской конференции  по среднему медицинскому образованию  были обсуждены успехи и недостатки  в системе среднего медицинского  образования, определены пути его  развития. Участники конференции  отметили, что существующая система  среднего медицинского образования  не обеспечивает должного уровня  подготовки медицинских работников.

    Необходимо отметить, что в новых учебных планах, как и в измененных в 1919 г., предусматривалась подготовка медицинских сестер, владеющих четко отработанными техническими навыками и являющихся помощниками врача. Предлагалось заменить термин "медицинская сестра" на термины "помврача" или "замврача", которые казались более соответствующими ее назначению. Сторонники этой идеи считали определения "сестра" и "сестра милосердия" монашескими и ограниченными, не соответствующими новому типу медицинского работника советского здравоохранения.

    Единая  система среднего медицинского  образования была создана в 1936 г. и подчинялась Наркомздраву СССР. Задачи ее были определены постановлением Правительства "О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров" (1936 г.). Постановление предусматривало увеличение числа средних медицинских учебных заведений. Медицинские техникумы были вновь реорганизованы в медицинские школы по подготовке фельдшеров, медицинских сестер, фармацевтов, зубных врачей, а также в акушерские школы и курсы медицинских лаборантов и зубных техников.

    Причиной реорганизации  системы среднего медицинского  образования было интенсивное  строительство новых больниц  и поликлиник, развитие сети лечебно-профилактических  и санитарно-профилактических учреждений  в городе и в селе, дальнейшая специализация медицинской помощи. Так, к 1940 г. число больничных коек в стране превысило 790 тыс. против 208 тыс. в предреволюционные годы. В то же время повысилась обеспеченность населения специалистами со средним медицинским образованием и достигла показателя 24 на 10 тыс. жителей, что в 8 раз превышало дореволюционный уровень и почти в три раза аналогичные показатели 1928 г.

    После Великой  Отечественной войны в стране  были проведены важные мероприятия по улучшению медицинского обслуживания населения:

  • были восстановлены учреждения по охране материнства и детства;
  • развернуто строительство родильных домов, женских консультаций и детских поликлиник;
  • восстановлена сеть домов отдыха и санаториев;
  • организована медико-социальная помощь инвалидам и детям-сиротам.

    В связи с этим увеличилась потребность практического здравоохранения страны в квалифицированных средних медицинских работниках.

    В 1946 г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусматривали более глубокое преподавание теоретических дисциплин и улучшение практической подготовки выпускников медицинских школ.

    В 1953 г. в соответствии с решением Министерства здравоохранения СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища и ликвидирована их многопрофильность. Были определены сроки обучения в зависимости от общеобразовательной подготовки поступающих (8 или 10 классов образования).

    В 1963 г. был окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно-профилактических учреждениях.

    Социально-экономические  реформы, начавшиеся в стране  в конце 80-х годов, потребовали  реорганизации системы оказания медицинской помощи населению.

    Система обучения, определение функциональных обязанностей  медицинской сестры, разработка  стандартов качества ее работы  должны определяться положением  ВОЗ о том, что сестринское дело является самостоятельной дисциплиной. Сестринский уход за больными рассматривается как организованный многоплановый процесс, направленный на личность, с ее физическими и психосоциальными проблемами. Такой подход к сестринскому делу, принятый в развитых странах мира, требует и подготовки специалистов особого уровня - медицинских сестер с высшим образованием.

    Несмотря на  разное экономическое положение, разные политические системы, культуру  и язык, имеются универсальные факторы, оказывающие влияние на развитие сестринского дела в каждой стране. Среди них выделяют три основных:

  • преобладание женщин среди специалистов сестринского дела;
  • превалирование роли лечебной медицины над профилактической;
  • отсутствие представительства медицинских сестер в органах законодательной и исполнительной власти.

   5 ноября 1997 г. постановлением Правительства была одобрена "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.

    Сегодня здравоохранению  нужна медицинская сестра, которая  является не только хорошим  исполнителем профессиональных  обязанностей, но и творческой  личностью, которая бы учитывала  психологические особенности больного  и даже домашнюю обстановку и отношения в семье.

    И сегодня население  очень нуждается в медицинских  знаниях и не хочет ограничиваться только вызовом скорой помощи.

    К сожалению, на  протяжении нескольких десятилетий  в России вопросам сестринского  дела не уделялось должного  внимания. Развитие сестринских  технологий с учетом современной  науки в развитых странах привело  к резкому отставанию сестринского дела в России.

    Предпосылками реформы сестринского дела, его развития, являются:

  • Негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения,
  • Ухудшение состояния здоровья населения,
  • Хронизация патологических процессов в организме,
  • Распространение новых заболеваний, таких как ВИЧ, увеличение стоимости медицинских услуг.
  • Постепенно снижается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений сестринским персоналом. Двухступенчатый метод обслуживания больных (врач, медицинская сестра) привел к снижению профессиональной компетенции медицинских сестер, выполнению не свойственных им функций.
  • Снижается обеспеченность ЛГУ лекарственными средствами, предметами ухода, инструментарием.
  • Увеличивается дисбаланс в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, как следствие, ухудшилось качество оказываемой помощи и ухода.

    Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции "Новые сестры для новой России" была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу.

    К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, ВСО). Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 году. К 2002 году число российских вузов, в которых открыты факультеты высшего сестринского образования составило 34, а общее количество выпускников - свыше 2,5 тысяч менеджеров в области сестринского дела.

    Лидером сестринского  дела, инициатором создания факультета  высшего сестринского образования  в Московской медицинской академии  им. И.М. Сеченова является Г.М. Перфильева, профессор, декан факультета высшего сестринского образования.

    В настоящее  время в Российской Федерации  выходят совершенно новые периодические издания для преподавателей учебных медицинских заведений, практических врачей, медицинских сестер, фельдшеров, акушерок, органи­заторов и других работников здравоохранения. Основными из них являются:

  • научно-практический журнал "Медицинская помощь", который выходит с 1993 г.;
  • в 1995 г. вышел журнал "Сестринское дело";
  • журнал "Медицинская сестра" издается с 1999 г., главный редактор журнала - профессор Перфильева Г.М.;
  • "Сестра милосердия", издается с 2001г.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  • Учебное пособие по сестринскому делу Домрачев Е.О.
  • «ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»  Ю. И. Павлов, А. А. Холопов

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформы в сестринском деле ХХ века