Приоритетным направлением
гигиенического воспитания должно быть
формирование нравственных качеств ребенка,
которые являются фундаментом здоровья.
Для этого необходимо развивать в нем
доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность,
смелость, оптимистическое отношение
к жизни, чувство радости существования,
способность чувствовать себя счастливым,
верить в собственные силы и доверять
миру .
Не менее важно для сохранения
здоровья развивать у вашего ребенка
способность рассматривать себя и
свое состояние со стороны, понимать свои
чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение
и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться,
позволяют ребенку видеть и развивать
свои личностные возможности, повышать
свой интеллектуальный потенциал.
Необходимо формировать у ребенка
нравственное отношение к своему здоровью,
которое выражается в желании и потребности
быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Он должен осознать, что здоровье для человека
важнейшая ценность, главное условие достижения
любой жизненной цели и каждый сам несет
ответственность за сохранение и укрепление
своего здоровья. Чтобы мотивировать его
на здравоохранительное поведение, необходимо
заинтересовать, создать положительные
эмоции при освоении знаний, дать почувствовать
удовольствие от методов оздоровления,
использовать положительные примеры из
окружающей жизни, личный пример родителей.
Одной из важных задача, которую
педагог должен решить, осуществляя гигиеническое
воспитание, заключается в формировании
основ личной гигиены: овладения навыками
ухода за телом, приемами самомассажа,
способами закаливания и др.
Если гигиеническое воспитание
проходит успешно, младший школьник
должен освоить следующие знания, умения
и навыки, касающиеся проблем гигиены
и охраны здоровья:
- знать названия основных
частей тела и внутренних органов,
их расположение и роль в
жизнедеятельности организма человека;
- понимать значение здорового
образа жизни для личного здоровья,
хорошего самочувствия, успехов
в учебе;
- знать и соблюдать
правила личной гигиены, гигиены
жилых и учебных помещений, одежды,
обуви и др.;
- уметь правильно строить
режим дня и выполнять его.
Основными формами воспитания
гигиены можно считать практические
занятия.
Занятия можно проводить
вместе с родителями. Некоторые задания
могут быть рекомендованы для домашней
работы.
1. Чистые руки:
- показать, как правильно
мыть руки;
- доказать, почему нужно
держать руки в чистоте, когда
обязательно следует их мыть.
2. Здоровые зубы:
- показать на рисунке
последовательность чистки зубов;
- почистить зубы щеткой
и пастой;
- доказать, почему нужно
чистить зубы, когда и какими
пастами (детские «Чебурашка», «Я
сам», «Мое солнышко», «Дракоша»
и др.);
- составить памятку «Что
любят наши зубы», «Вредно
для зубов».
3. Красивые ногти:
- показать на рисунке,
как следует стричь ногти на
руках и ногах;
- правильно подстричь
ногти на руках;
- порассуждать, почему маленьким
девочкам не следует отращивать
длинные ногти, красить их
лаком, носить на пальцах множество
колечек.
4. Внешний вид:
- выбрать на рисунках
(нарисовать) варианты одежды, обуви
и прически для занятий в
школе, посещения театра, праздника,
для дома и т.д.;
- показать, как следует
чистить одежду и обувь, пришивать
пуговицы;
- доказать, что всегда
необходимо иметь при себе
носовой платок, и пояснить, для
чего.
5. Я и мое здоровье.
Составить программу собственного
здоровьетворения на определенное
время (на месяц, четверть), включая
различные мероприятия по самонаблюдению,
саморегуляции и самооздоровлению.
Количество пунктов программы
может быть увеличено по желанию ребенка.
Участие школьников в данных мероприятиях
способствует установлению их активной
позиции в самосозидании и созидании экологически
здоровой среды, в решении конкретных
задач изменения окружающей действительности,
характеризует отношение воспитанников
к гигиенической деятельности как жизненно
важному пути гуманистического преобразования
мира.
Таким образом, учитель начальных
классов должен точно знать весь объем
и основные направления гигиенического
и гигиенического воспитания:
1. Дать школьникам сведения,
необходимые для укрепления здоровья,
выработать на основе этих знаний необходимые
гигиенические навыки и привычки, которые
нужны для жизни и труда.
2. Учить детей на практике
применять эти знания, уметь контролировать
свои дела и поступки без
напоминаний взрослых.
3. Воспитывать у детей
бережное отношение к своему
здоровью, к здоровью окружающих
людей.
Таким образом, рассматривая
процесс гигиенического воспитания младших
школьников, можно выделить несколько
составляющих элементов, которые осуществляет
учитель:
а) формирование у учащихся
потребности в выработке того или иного
навыка гигиены;
б) овладение учащимися знаний
предмета гигиены;
в) формирование умений, гигиенических
навыков и привычек.
Все эти этапы осуществимы только
при включении учащихся в различные виды
и формы активной деятельности. Для решения
задач, стоящих на каждом из этих этапов,
педагог организует какое-либо дело и
прикладывает усилия для включения в него
учащихся. Только включив учащихся в деятельность,
учитель может добиться успешного усвоения
и применения на практике учащимися практических
навыков общественной и личной гигиены.
Мерилом сформированных гигиенических
навыков выступают не слова, а поведение
и поступки. Любой вид деятельности - учение,
игра, труд - в этом возрасте важен для
освоения знаний о здоровом образе жизни
и гигиенических правилах. И формирование
гигиенических навыков обеспечивается
лишь целенаправленным руководством ею
со стороны педагога. Следовательно, далее
необходимо рассмотреть содержание деятельности
учителя в организации гигиенического
воспитания младших школьников.
2.2 Выводы по первой
главе.
Выяснили, что гигиена –
это область науки, изучающая влияние
окружающей среды и производственной
деятельности на здоровье человека и разрабатывающая
оптимальные, научно-обоснованные требования
к условиям жизни и труда населения.
Гигиеническое воспитание –
это совокупность мероприятий, направленных
на привитие населению гигиенических
навыков, воспитание правильного отношения
к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Правильное гигиеническое
воспитание детей младшего школьного
возраста имеет важное значение для
сохранения и укрепления здоровья
не только на протяжении периода обучения,
но и для всей дальнейшей жизни.
Важными условиями
в осуществлении работы по
гигиенической подготовке школьников
являются преемственность и постепенность
возрастания объема знаний от
младшей возрастной группы к более
старшей.
3адача гигиенического
воспитания и обучения школьников
начальных классов — закрепление
гигиенических знаний, умений и
навыков, приобретенных в дошкольном
возрасте. Необходимо также углубление
знаний об основах гигиены, охраны здоровья,
доступных для понимания и активного усвоения
детьми данной возрастной гр
3. Заключение.
Здоровье детей младшего школьного
возраста социально обусловлено
и зависит от таких факторов,
как состояние окружающей среды,
здоровье родителей и наследственность,
условия жизни и воспитания
ребенка в семье, в образовательном
учреждении. Значимыми факторами, формирующими
здоровье детей, является система
воспитания и обучения, включая
физическое воспитание, охрану психического
здоровья, а также организация
медицинской помощи. Начинать формировать
здоровье нужно в детстве, когда
наиболее прочно закладывается
опыт оздоровления, когда стимулом
является природное любопытство
ребенка, желание все узнать и
все попробовать, возрастная двигательная
активность и оптимизм.
Необходимо
выделить две оздоровительно – развивающие
линии рекомендованные в учебно-воспитательном
процессе современной школы - это развивающие
формы оздоровительной работы, приобщение
детей к физической культуре. Целью успешной
работы медицинской сестры можно назвать
успешность создания медико-психологических,
социально формирование гигиенической
культуры ребенка в рамках школьной программы,
предполагающих решение следующих задач:
1. Укрепление
здоровья ребенка, совершенствование
его душевного развития и защитных
свойств, улучшение органической
и умственной работоспособности.
2. Воспитание
у детей личной физической
культуры, вооружение первоначальными
знаниями, умениями и навыками
самостоятельных занятий, развитие
потребности в физическом совершенствовании,
воспитании чувства заботы о
своем здоровье и привычки
к здоровому образу жизни.
3. Обеспечение
душевного и психологического
благополучия, комфортного состояния,
связанного с двигательной деятельностью,
расширение возможностей ребенка
в освоении окружающего мира.
Учебно-воспитательный процесс строится
на основе психодиагностики, психопрофилактики
и коррекции.
Задачами гигиенического воспитания
школьников является воспитание культуры
здоровья и привычек здорового образа
жизни, формирование системы понятий,
направленных на осознание ребенком своего
"Я”, возможностей своего организма,
зависимости его здоровья от действий.
Список литературы:
- Теория
и методика физической культуры /Под ред.
В.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988
- Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. – М-СПб. – Киев: Диалектика, 2000.
- Шадилитов Ю.Ш. Здоровый образ жизни: социально-гигиенические и экологические проблемы. - Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1991.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье.
Укрепление организма. СПб., 1998-1999.
Приложение №1
Урок-рассказ: «Личная
гигиена школьника»
Цель: формирование верных представлений
о гигиене, у школьников. Привитие навыков
здорового образа жизни, развитие потребности
в чистоте и правильном уходе за телом
человека.
Личная гигиена—совокупность
гигиенических правил, выполнение которых
способствует сохранению и укреплению
здоровья человека. Личная гигиена включает
общие гигиенические правила, одинаковые
для людей любого возраста: правильное
чередование умственного и физического
труда, занятия физкультурой, регулярные
приемы полноценной пищи, чередование
труда и активного отдыха ,полноценный
сон. К личной гигиене
в узком понимании относятся гигиенические
требования к содержанию в чистоте тела,
белья, одежды, жилища, атак же к приготовлению
пищи. Первоочередным является соблюдение
чистоты тела. Подсчитано, что в течение
недели сальные железы выделяют на поверхность
кожи человека от 100 до 300 г кожного сала,
а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому
кожу нужно своевременно и регулярно мыть,
иначе нарушаются ее защитные свойства
и соотношение микроорганизмов, постоянно
населяющих покровы тела, создаются благоприятные
условия для размножения гноеродных микробов,
паразитических грибков и других вредных
микроорганизмов.
Приложение №2
Классный час
с участием медицинской сестры
Тема:«Друзья Вода и Мыло» (игроваяпрограмма)
Цель: привитие навыков здорового
образа жизни,развитие потребности в чистоте
и правильном уходе за телом человека.
Оборудование: лист ватмана,
фломастеры, альбомныелисты для детей,
карандаши.
Ход классного часа
Беседы по теме «Друзья
Вода и Мыло»
— Когда следует мыть руки?
Как надо правильномыть руки? (При обсуждении
этого вопроса к доске или на стену прикрепляетсябольшой
лист бумаги и j отмечается фломастером
каждый шаг.)
• Сильно намочите руки.
• Пользуйтесь мылом.
• Намыливайте руки с обеих
сторон.
• Намыливайте руки между пальцами.
• Полощите руки чистой водой.
• Вытирайте руки насухо полотенцем. Сначаланекоторые
дети, а потом и все остальные демонстрируют
все стадии мытья ивытирания рук.
Заучивание слов:
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Практическое задание «Вредные
советы»
Учитель предлагает задание.
— Бывают на свете такие дети,
которые делают всенаоборот. Когда им
говорят: «Умойся!» — они не умываются.
Когда им говорят: «Нелезь на дерево!»
— они лезут. Для таких детей писатель
Г. Остер придумал«Вредные советы».
Никогда не мойте руки. Шею,
уши и лицо. Этоглупое занятье
Не приводит ни к чему. Вновь
испачкаются руки.Шея, уши и лицо. Так зачем
же тратить силы. Время попусту терять.
Стричься тожебесполезно. Никакого смысла
нет. К старости сама собою Облысеет голова.
— Нарисуйте портрет человека,
который выполнилэти «вредные советы».
Это красивый человек?
Выскажите свое мнение об этих
«советах». Составьтенебольшой рассказ
о Неряхе, который стал чистюлей.
Учитель выслушивает несколько
рассказов детей,затем анализирует лучшие
рисунки учащихся.
Подведение итогов классного
часа (урока)
Учительпоощряет активных учеников
и делает вывод, что умываться надо регулярно
смылом, мытье рук должно стать хорошей
привычкой.