Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 17:47, реферат

Краткое описание

Реабилитация при болезнях сердца – это программа, основанная на индивидуальных особенностях пациента, которая состоит из упражнений, мероприятий и обучения, целью, которой является восстановление здоровья после того или иного перенесенного заболевания сердца либо после перенесенного кардиохирургического вмешательства. Реабилитация при болезнях сердца часто делится на фазы, которые включают в себя контролируемые врачом упражнения, разработку оптимальной диеты, эмоциональную поддержку и обучение правильному образу жизни

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Основы медицинской реабилитации…………………………...5
Основные принципы курортно-санаторного лечения………...7
Профессиональная роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями……………………………………………………..…9
Характеристика "Школы здоровья для пациентов с сердечнососудистой патологией"…………………………………..11
Заключение……………………………………………………………14
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

роль мед сестры реферат.docx

— 41.63 Кб (Скачать файл)

 

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Культурологический факультет

Кафедра теории и истории культуры

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями

 

 

Выполнила

студентка 1 курса,

группы 1601

Иванова Т. Г.

 

Научный руководитель

д-р филос. наук, профессор

Коробейникова Л. А.

 

 

 

 

Томск, 2005

План

 

Введение………………………………………………………………..3

  1. Основы медицинской реабилитации…………………………...5
  2. Основные принципы курортно-санаторного лечения………...7
  3. Профессиональная роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями……………………………………………………..…9
  4. Характеристика "Школы здоровья для пациентов с сердечнососудистой патологией"…………………………………..11

Заключение……………………………………………………………14

Список использованной литературы……………………………...16

Приложения…………………………………………………………..18 
Введение

 

Реабилитация при болезнях сердца – это программа, основанная на индивидуальных особенностях пациента, которая состоит из упражнений, мероприятий и обучения, целью, которой является восстановление здоровья после того или иного перенесенного заболевания сердца либо после перенесенного кардиохирургического вмешательства. Реабилитация при болезнях сердца часто делится на фазы, которые включают в себя контролируемые врачом упражнения, разработку оптимальной диеты, эмоциональную поддержку и обучение правильному образу жизни[4].

Программа кардиологической реабилитации нацелена на восстановление прежних способностей организма, восстановление утраченных сил и, прежде всего, профилактику риска рецидива осложнений со стороны сердца в дальнейшем. Актуальность темы. Кардиологическая реабилитация повышает шанс пациента выжить, при этом роль психологического настроя увеличивает шансы пациента на выздоровление.

При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями, так как информированное согласие и участие пациента и в лечебном, и в профилактическом процессе является основой успешного контроля здоровья и болезни. Необходимо понимать, что врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, должны быть не только хорошо информированными о содержании совета, но и должны владеть формой подачи информации, чётко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения. Необходимо понимать, что пациенты - это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную в такой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего, не будут восприняты или выполнены. Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций медицинской сестры (пример - отказ от вредных привычек) отвечают, что советы сестры неубедительны. Поэтому роль медицинской сестры на данном этапе очень важна[9].

 

  1. Основы медицинской реабилитации

 

Система организации восстановительной медицины включает современные технологии на всех стадиях восстановительного процесса: физкультуру, раннее выявление состояний предболезни и заболеваний, их полноценную профилактику и реабилитацию при комплексном использовании природных факторов. Методы восстановительной терапии нужно воспринимать, прежде всего, как попытку изменить внешнюю среду, сделать её возможной для перевода патофизиологических реакций функционирования организма на физиологические[1].

Медицинская реабилитация - это особый раздел медицины, включающий в себя комплекс лечебных и профилактических мероприятий, направленных на восстановление сниженного уровня здоровья путём предотвращения прогрессирования имеющегося заболевания, восстановления или замещения утраченных функций и трудоспособности. С вопросами медицинской реабилитации теснейшим образом связана проблема сохранения здоровья и трудоспособности. Программы профилактики и лечения заболевания могут дать оптимальные прогнозируемые результаты только в том случае, если учитываются региональные особенности территории, на которой они реализуются. Рассматривая медицинскую реабилитацию как комплекс мероприятий, направленных на устранение изменений в организме, приводящих к заболеванию или способствующих его прогрессированию, и учитывая знания о патогенетических нарушениях в бессимптомных периодах болезни было выделено пять этапов реабилитации[11].

Первый этап, названный превентивным, преследует цель предупредить развитие клинических проявлений болезни коррекцией метаболических нарушений. Мероприятия этого этапа имеют два основных направления. Первое направление предусматривает борьбу с факторами риска, провоцирующими прогрессирование патологических изменений в системах организма. Второе - коррекция метаболических нарушений, главным образом воздействием природных лечебных факторов, таких как гелио-, талассо-, климатотерапия и др. Приоритетом этого этапа является коррекция изменений эндогенными воздействиями.

Второй (стационарный) этап медицинской реабилитации предусматривает мероприятия по обеспечению минимальной (по объёму) гибели тканей в результате воздействия патогенного агента и предупреждения осложнений болезни. Восстановительный процесс на этом этапе протекает активно при устранении этиологического фактора, достаточных резервов энергетического и пластического материала, сбалансированном водно-солевом обмене, адекватной реакции ферментативных и гормональных систем.

Третий этап реабилитации (поликлинический) должен обеспечивать завершение патологического процесса. Для этого продолжаются лечебные мероприятия, направленные на ликвидацию остаточных клинических явлений, нарушений микроциркуляции, восстановление функциональной активности систем организма. Большую роль на данном этапе играет целенаправленная физическая культура в режиме нарастающей интенсивности; происходит перенос приоритетов на восстановительное лечение. Важным элементом этого этапа восстановительного лечения является постепенно нарастающая, строго дозированная нагрузка поражённого органа или системы. Главная цель мероприятий - создание структурно-функциональных резервов в подвергшихся агрессии органах или системах.

Четвёртый (санаторно-курортный) этап медицинской реабилитации завершает стадию неполной клинической ремиссии. Лечебные мероприятия этого этапа направлены на перевод стадии нестойкой ремиссии в стойкую, на профилактику рецидивов болезни и её прогрессирования. Здесь используются преимущественно естественные лечебные факторы, направленные на нормализацию микроциркуляции, увеличение кардиореспираторных резервов, стабилизацию функционирования нервной, эндокринной и иммунной систем, органов желудочно-кишечного тракта и мочевыделения. Полученные многолетние результаты экспериментальных и клинических исследований свидетельствуют, что санаторный этап медицинской реабилитации является чрезвычайно важным для завершения патологического процесса, активации защитных механизмов организма, что способствует предупреждению прогрессирования болезни и рецидивов. На этом этапе наиболее результативным является комплексное применение природных лечебных факторов, однонаправленное их экзо- и эндогенное применение, а также внутренний приём минеральных вод в сочетании с нутриентами.

На пятом (метаболическом) этапе медицинской реабилитации создаются условия для нормализации структурно-метаболических нарушений, имевшихся на доклинической стадии болезни и сохранившихся после завершения клинической стадии. Это достигается длительным применением диетической коррекции, лечебной физкультуры, климатотерапии, минеральных вод. На данном этапе природные лечебные факторы должны использоваться длительное время.

 

  1. Основные принципы курортно-санаторного лечения

 

Возможность подлечиться в санатории даёт людям неоспоримые преимущества в профилактике и лечении многих заболеваний. Но в реабилитации больных после тяжёлых заболеваний санаторно-курортная составляющая особенно важна. При выборе курорта учитывается возможность оптимального сочетания лечебно-климатических факторов, наиболее эффективных при данной конкретной патологии. Основой рационального отдыха и лечения на курорте является научно обоснованный режим с широким использованием физиотерапевтических процедур и лечебной физической культуры. Комплексное применение природных и преформированных физических факторов, строго дифференцированный подход к больным благоприятно влияет на течение патологического процесса, сокращает сроки восстановительного лечения на курорте. Важное значение имеет также создание оптимальных условий для отдыха, исключающих в период пребывания на курорте конфликтные, психотравмирующие ситуации[1].

Лечебная физкультура имеет огромное значение в санаторно-курортном лечении. Лечебное действие гимнастики заключается в её охранительно-стимулирующем эффекте. Лечебная физкультура (ЛФК) - это совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса в системах и органах. В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго дозированные нагрузки применительно к больным и ослабленным. Различают общую тренировку - для укрепления и оздоровления организма в целом, и тренировки специальные - направленные на устранение нарушенных функций определённых систем и органов. Гимнастические упражнения классифицируются:1) по анатомическому принципу - для конкретных мышечных групп (мышцы рук, ног, дыхательные и т.д.); 2) по самостоятельности - активные (выполняемые полностью самим больным) и пассивные (выполняемые больным с нарушенной двигательной функцией с помощью здоровой конечности либо с помощью методиста). Для осуществления задачи подбирают те или иные группы упражнений (например, для укрепления мышц живота - упражнения в положении стоя, сидя и лёжа), в результате которых организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует (выравнивает) вызванные заболеванием нарушения. Назначает ЛФК лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач по ЛФК. Применение лечебной физкультуры , повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания[7].

 

 

  1. Профессиональная роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями

 

Международный Совет медицинских сестёр определил четыре составляющие профессиональной роли медицинской сестры:

· укрепление здоровья

· профилактика заболеваний

· реабилитация

· облегчение страданий пациентов[2].

Медицинские работники исполняют эти роли на разных уровнях профилактики, которые представлены как неразрывность различных процессов. На первичном уровне профилактики медсёстры содействуют социальной адаптации пациентов, поощряя их к ведению здорового образа жизни и активно привлекая общественность. На вторичном уровне медсёстры-менеджеры планируют и осуществляют программы обучения пациентов, адаптации инвалидов, проводят мероприятия по укреплению здоровья и профилактике болезней. На третичном уровне по мере прогрессирования болезни акцент медико-социальной помощи делают на реабилитации и санитарно-просветительской работе с родственниками и пациентом. Медицинская сестра отвечает за координирование плана ухода[11].

В настоящее время становится очевидным, что достижения современной медицины не могут быть реализованы на практике в случаях отсутствия партнёрских отношений и истинного сотрудничества между врачом и пациентом. В конечном счёте только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приёму лекарств, изменить ли своё питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться ли от вредных для здоровья привычек и прочее. В этом обоюдном процессе роль медицинской сестры с высшим сестринским образованием неразделима. Только партнёрский союз медсестры-менеджера и пациента даёт позитивный результат и обеспечивает приверженность пациентов к лечению, что приводит к улучшению прогноза заболевания и продлению трудоспособной жизни пациентов. Одним из путей формирования партнёрства "медсестра - пациент" является обучение[6].

Помимо клинических знаний для эффективного обучения пациентов медицинской сестре необходим ряд дополнительных знаний и умений:

    • знание основ коммуникационного процесса (процесс эффективного общения), владение техникой обратной связи;
    • знание и учёт психологических принципов формирования поведения и их изменений;
    • владение активными формами обучения для повышения его эффективности[13].

Успешному обучению способствует доверительная атмосфера общения медсестры-менеджера и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, чётко разъяснять цели обучения и т.д.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, иллюстрированных таблиц и схем. Основой процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер ("за" и "против", "усилия" и "польза") для конкретного индивидуума[8].

Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встаёт вопрос о необходимости "искусственно" изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить - расслабиться, пообщаться; поесть - снять стресс и т.д.)[15].

Информация о работе Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями