Роль мотивации в эффективности профилактики и лечения заболеваний пародонта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 14:25, реферат

Краткое описание

Как известно, успешность лечения заболеваний (не только стоматологических, но и любых других соматических патологий), зависит не только от навыка и квалификации врача, но и от желания и возможности самого пациента. Следовательно, в задачу доктора входит, помимо собственно мануального, медикаментозного лечения, умение дать верные рекомендации по профилактике по поддержанию достигнутого результата, а также способность донести до пациента всю необходимость данных процедур, то есть работать над мотивацией пациентов.

Вложенные файлы: 1 файл

Rol_motivatsii_v_effektivnosti_profilaktiki_i_l.docx

— 197.18 Кб (Скачать файл)

Для создания позитивной мотивации  к соблюдению гигиенических мероприятий  у подростков-воспитанников детского дома мы рекомендуем использовать две  методики: поведенческую и когнитивно-поведенческую.

На рисунке 1 представлены соотношения уровня интеллекта с  психическими особенностями личности подростка, при которых наиболее эффективно применение каждой из методик  формирования мотивации.

Рисунок 1. Сочетания уровня интеллекта с психическими особенностями  личности подростка, при которых  применяются поведенческая и когнитивно-поведенческая методики формирования мотивации.

 

 

 

 

1. Поведенческая модель  формирования мотивации и привычек  рекомендуется для подростков-воспитанников  детского дома с недостаточным  уровнем развития интеллекта  и мотивационно-волевой сферы.

Данная модель наиболее эффективна при следующих соотношениях уровня интеллекта и психического развития (Рис. 1):

§         «добросовестные исполнители»- пограничная  умственная отсталость или легкая интеллектуальная недостаточность

§         «ведомые, конформные, нуждающиеся в поддержке» — пограничная умственная отсталость или легкая интеллектуальная недостаточность

§         «неустойчивые, безвольные» — любой уровень интеллекта

Основным методологическим принципом поведенческой терапии  является научение. При повторении одной и той же ситуации в ходе научения у наблюдателя вырабатываются новые реакции, что модифицирует существующее поведение. Таким образом, приобретается и закрепляется индивидуальный опыт, знания, навыки, умения. Незамедлительное и постоянное подкрепление желательных  и правильных поведенческих реакций  позволяет добиться результатов  в научении подростков со сниженным  уровнем интеллекта.

Со всеми участниками  группы рекомендуется проводить  беседы следующего содержания: зубы чистить  необходимо, и чистить правильно, четко следуя полученной инструкции, потому что несоблюдение гигиены  полости рта и неправильная чистка зубов приводят к болезням зубов  и десен, которые лечатся трудно и долго. Информация подается в четкой, безальтернативной форме, с уверенными интонациями, без модуляций голоса, с нарастанием усиления звучания речи к концу предложения.

При проведении беседы можно  пользоваться методами визуализации: плакаты, таблицы, муляжи. Информация, представленная на средствах визуализации должна быть четкой, доступной, яркой.

Методику чистки зубов  необходимо демонстрировать на модели, четко и безальтернативно, акцентируя внимание на продолжительности чистки и характере движений.

До работы с воспитанниками должны проводиться беседы с воспитателями, на которых до их сведения доводятся  следующие требования: осуществлять гигиенические мероприятия в  группе под строгим контролем, утром  и вечером, используя и принуждение, и поощрение особо отличившихся.

Проведение гигиенических  мероприятий должно осуществляться в группе, под строгим присмотром воспитателя, который контролирует длительность гигиенических процедур и правильное применение средств  гигиены.

Для поощрения желаемой деятельности и закрепления правильного поведения  в выполнении гигиенических навыков  рекомендуется использовать жетонную систему вознаграждения. Жетон в  виде картонной карточки является символическим  заменителем, который сделает доступным  некоторое количество желаемых вещей (предметов или действий). Подростков необходимо проинформировать о том, что за правильное выполнение гигиенических  мероприятий можно получить жетоны, которые затем будут обмениваться на разнообразные желаемые стимулы (сладости, журналы, походы в кино). Каждый подросток может получить жетон  сразу после завершения гигиенических  мероприятий. Социальное одобрение  со стороны воспитателей должно выражаться словами «прекрасная работа», улыбкой  и др.

Контрольные чистки зубов  необходимо проводить один раз в  три месяца при участии врача  стоматолога, который регистрировал  индекс гигиены ротовой полости.

2. Когнитивно-поведенческая модель является эффективным методом для мотивации подростков с достаточным интеллектуальным развитием.

Данная модель наиболее эффективна при следующих соотношениях уровня интеллекта и психического развития (рис. 1):

§         «добросовестные исполнители» —  нормальный интеллектуальный уровень.

§         «ведомые, конформные, нуждающиеся в поддержке» — нормальный интеллектуальный уровень.

Ввиду того, что в эту  группу входят подростки, отличающиеся достаточно высоким уровнем интеллекта и способностью к аналитическому мышлению рекомендуется использовать методику моделирования поведения, базирующуюся на внутренних процессах  переработки информации и являющейся обучающим процессом.

В группах необходимо проводить  занятия, формирующие у подростков когнитивный (сознательный) образ правильной гигиены полости рта через  наблюдение поведения модели (стоматолог). Информация, содержащаяся в текстах  проводимых бесед, должна включать сведения о строении и функциях зубочелюстной  системы, причинах и следствиях заболеваний  органов полости рта, правилах ухода  за ротовой полостью, кратности чистки зубов, очередности применения средств  гигиены.

Стоматолог должен показывать правильную технику чистки зубов  как образец поведения на моделях  челюстей. Чтобы обратить внимание подростков на извлечение информации для использования в собственном  поведении в обучении, необходимо широко использовать показы плакатов, фотографий реальных, авторитетных в  подростковой среде людей (знаменитостей  и суперзвезд), видеокассеты.

Построение беседы проводится в виде диалога, включая ответы на вопросы, возникающие по ее ходу. Информацию можно донести либо в виде прямой формы, либо косвенно, в виде различных  баек и притч, в которых поднять  вопросы, связанные с трансмиссивной сущностью природы человека, определяя  прерогативу здорового образа жизни, переориентируя иерархию мотивов в  сторону выбора его.

Беседы необходимо вести  с изменениями интонаций и  тембра голоса. Текстовые характеристики не должны содержать пугающей информации.

Научаемые подростки, наблюдая за действиями модели, должны воспроизводить последовательность правильных гигиенических  мероприятий на муляжах и в  полости рта. С целью постоянной практики в выполнении профилактических мероприятий и последовательности движений при осуществлении чистки зубов возможно один раз в неделю в группе назначать старшего по гигиене  полости рта из числа воспитанников. В его обязанности входит контроль за своевременным и правильным осуществлением всеми членами группы гигиены  полости рта и за хранением  средств гигиены.

 

Мероприятия, проводимые в  группах представлены в табл. 2, 3.

 

Таблица 2

Мероприятия, проводимые с  группой поведенческих методов  формирования мотивации

 

Таблица 3

Мероприятия, проводимые с  группой когнитивно-поведенческих методов формирования мотивации

 

 

4. Устранение местных  раздражающих факторов.

Данный этап включает в  себя профессиональную гигиену и  диагностику аномалий прикуса, прикрепления уздечек верхний и нижней губы, языка, преддверия полости рта. Проведение профессиональной чистки зубов целесообразно  проводить в одно посещение. Полностью  должны быть удалены отложения в  полости рта при помощи ручных инструментов, полирование зубов  резиновыми чашечками и щеточками  с полировочной пастой. В завершение профессиональной гигиены проводится антисептическая обработка полости  рта раствором хлоргексидина биглюконата 0,06% и покрытие коронок зубов фторсодержащим лаком.

5. Санация полости рта.

Особое внимание при проведении этого этапа должно уделяться  формированию пришеечных областей и  замене пломб с нависающими краями.

6. Усиление специфических  и неспецифических защитных свойств слизистой оболочки полости рта и слюны к действию патогенной микробной флоры и коррекция местного иммунного гомеостаза.

Мы рекомендуем препарат «Имудон», представляющий собой лизаты следующих микроорганизмов: Lactobacillus acidophylus, L.fermentum, L.helveticus, L.lactis, Streptococcus pyogenes, Enterococcus faecalis, Streptococcus sanglus, Staphylococcus aureus, Klebsiella pneumoniae, Corynebacterium pseudodiphtheriae, Fusiformis fusiformis, Candida albicans.

Под воздействием Имудона происходят следующие реакции иммунной системы:

§         увеличение фагоцитарной активности макрофагов;

§         увеличение содержания в слюне лизоцима; стимуляция и увеличение числа иммунокомпетентных клеток, ответственных за выработку  антител;

§         стимуляция и увеличение количества секреторных ИГА, замедление окислительного метаболизма полиморфно-ядерных  клеток.

Являясь иммуномодулятором  бактериального происхождения, «Имудон» при активации иммунитета воздействует на клетки моноцитарно-макрофагальной системы, вызывая изменения в иммунной системе по центростремительному типу, что соответствует естественному ходу иммунной реакции и исключает гиперактивацию иммунной системы. Данное свойство позволяет широко использовать препарат для иммунотерапии инфекционно-воспалительных процессов.

Доказано, что «Имудон» действует преимущественно на систему местного иммунитета слизистой оболочки полости рта и носоглотки, поэтому его применяют вне зависимости от того, выявлены ли изменения в иммунном статусе.

Внимание исследователей привлекают вакцинальные свойства препарата  «Имудон», обеспечивающие профилактический эффект от его применения. Препарат стимулирует выработку IgA специфичных к микроорганизмам, лизаты которых входят в его состав. Часть IgA формируется в клетоки иммунной памяти, которые сохраняются в слизистой оболочке от 3 месяцев до года.

Простота использования, местное применение, отсутствие необходимости  исследования иммунной системы, профилактический эффект иммуномодулятора «Имудон» позволяет рекомендовать его для лечения и профилактики ХКГ у подростков, имеющих нарушения мотивационно-волевой сферы в качестве средства, способного поддерживать в норме местный иммунный гомеостаз в течение пубертатного периода.

Рекомендуется применение иммуномодулятор  «Имудон» два раза в год по 8 таб. в день курсами по 10 дней при обострении гингивита, по 6 таб. в день курсами по 15 дней в стадии ремиссии.

7. Воздействие на макроорганизм и средовые факторы.

В первую очередь необходимо вместе с врачом-педиатром оптимизировать режим питания. Затем подобрать  общеукрепляющие средства и препараты, повышающие общую резистентность организма. Для этих целей рекомендуется  проводить осенью и весной курсы  из витаминно-минеральных комплексов в сочетании с настойками эхинацеи пурпурной, аралии или элеутерококка.

Совместно с педагогами необходимо организовать мероприятия, направленные на устранение вредных привычек путем  переориентации ранее действующих  установок.

8. Диспансерное наблюдение.

Для диспансерного наблюдения мы рекомендуем составить картотеку  или стоматологический календарь  по месяцам вызова. Оптимально, на наш  взгляд, проводить осмотры 1 раз в 6 месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и патопсихологов. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. 448 с.

Грудянов А. И., Фролова О. А. Заболевания пародонта и меры их профилактики Лечащий врач. 2001. № 4. С. 16−18.

Гурович И. Я. Психическое  здоровье населения и психиатрическая  помощь в России // 13−й съезд психиатров России (материалы съезда). М., 2000. С. 13−14.

Давыдов Б. Н., Клюева Л. П. и  др. Этапы внедрения комплексной программы профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей Тверской области. Тверь. 2000. 27 с.

Данилевский Н. Ф., Борисенко  А. В. Заболевания пародонта. Киев: Здоровье, 2000. 464 с.

Дмитриева Л. А., Беспалова  И. Н., Золоева З.Э. Современные аспекты клинической пародонтологии. М.: Мед.-пресс, 2001. 115 с.

Иванов В. С. Заболевания  пародонта. М.: Медицина, 2001. 294 с.

Ковалевская А. В. Эффективность  гигиенического воспитания подростков в коммунальной программе профилактики кариеса зубов и болезней периодонта: Автореф. дисс…канд. мед. наук. Минск, 2003. 20 с.

Максимовская Л. Н., Кузмина Э. М., Дахкильчов М. У. и др. Распространенность и интенсивность заболеваний пародонта у подростков и взрослого населения в Республике Ингушетия // Рос. стоматолог. журн. 2000. № 3. С. 22−23.

Орехова Л. Ю., Кудрявцева Т. В., Антонова И.Н., Лебедева У.В. Необходимость  коррекции профилактических и лечебных схем в зависимости от психологических  особенностей пациентов с воспалительными  заболеваниями пародонта // Пародонтология. 1999. № 4. С. 11−13.

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. Самара: Издат. дом «Бахрах-М», 2002. 672 с.

Тумшевиц О. Н. Обоснование профилактики патологии зубочелюстной системы при неблагоприятном антенатальном и постнатальном периоде развития: Автореф. дисс…д-ра мед. наук. Омск, 2002. 49 с.

Улитовский С. Б. Роль гигиены полости рта в развитии заболеваний пародонта // Пародонтология. 2000. № 3. С. 21−23.

Цепов Л. М. Николаев А. И. Нерешенные вопросы этиологии и патогенеза воспалительных заболеваниях пародонта // там же № 1−2. 2001 С. 9−11.

Психофизиологические особенности  лиц молодого возраста с различным  уровнем мотивации к стоматологиче - Чаплиева Е.М., автореферат, Волгоград – 2008




Информация о работе Роль мотивации в эффективности профилактики и лечения заболеваний пародонта