Санитарно-гигиенические аспекты планировки, организации и работы родильных домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 01:05, курсовая работа

Краткое описание

Весь уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно.

Родзалы, палаты новорожденных и недоношенных детей до 1 года, процедурные боксы и молочные комнаты следует после уборки, а также в процессе текущей эксплуатации периодически облучать ультрафиолетовыми стационарными или передвижными бактерицидными лампами из расчета 1 ватт мощности лампы на 1 кубический метр помещения.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Российский  Университет Дружбы Народов

Медицинский факультет

Кафедра гигиены, общественного здоровья и здравоохранения

Заведующий  кафедрой профессор  Кича Д. И. 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

Санитарно-гигиенические  аспекты планировки, организации  и работы родильных домов 
 
 
 

Научный руководитель Ляпунова Т. В.

Студентка Руднева  О. Д.

Группа МЛ-302

Страна Россия 
 
 
 

Москва, 2003 г.

   Поскольку родильные дома призваны оказывать  квалифицированную стационарную помощь женщинам в период беременности, в  родах, в послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях и осуществлять уход за новорожденными в период их пребывания в родильном доме, необходимо подробнее остановиться на гигиенических требованиях к их планировке, оборудованию и содержанию.

   В первую очередь нужно отметить, что структура и оснащение родильных домов должны строго соответствовать требованиям строительных норм и правилам лечебно-профилактических учреждений. В России это "Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" (СанПиН 5179-90), установленные Минздравом РФ.

   Трудно  переоценить важность правильного  планирования родильных домов.

   Выбор земельного участка для размещения родильных домов подлежит обязательному  согласованию с органами и учреждениями санэпидслужбы. Открытие вновь построенных, реконструированных, подвергавшихся ремонту, перепланировке или переоборудованию родовспомогательных стационаров допускается после получения заключения санитарно-эпидемиологической службы, разрешающего эксплуатацию указанных зданий и помещений.

   Участки родильных домов должны быть удалены  от железных дорог, аэропортов, скоростных автомагистралей и других мощных источников воздействия физических факторов с учетом  обеспечения  уровней шума в пределах санитарных норм.

   При размещении родовспомогательных учреждений в селитебной зоне населенного  пункта  корпуса необходимо размещать не ближе 30 м от красной линии застройки  и 30-50 метров от жилых зданий в зависимости  от этажности зданий.

   Территория  участка родильного дома должна быть благоустроена, озеленена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% общей площади участка, а площадь садово-парковой зоны - 25 м в квадрате на человека (на койку).

   Участок родильного дома, расположенный на территории жилой застройки населенного пункта, должен иметь по периметру полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м их двухрядной посадки высокоствольных деревьев и ряда кустарников.

   Деревья с широкой кроной должны сажаться не ближе 10 м  от стены здания.

   К территории родильных домов должны быть устроены удобные подъездные пути с твердым покрытием. Аналогичные  твердые покрытия должны иметь  внутренние проезды и пешеходные  дорожки. Временные стоянки автотранспорта индивидуального пользования следует размещать на  расстоянии не ближе 40 м от территории.

   На  территории родильного дома не допускается  расположение каких бы то ни было посторонних  учреждений, жилья, а также размещение построек и сооружений, не связанных  функционально с указанными лечебно-профилактическими учреждениями.

   Уборка  территории должна проводиться ежедневно. Для сбора мусора и бытовых  отходов на территории устанавливаются  мусоросборники с плотно закрывающимися крышками, для которых должны быть предусмотрены и оборудованы  специальные площадки с асфальтовым или бетонированным покрытием, обеспечивающим дезинфекцию и промывку площадок.   Расстояние площадки с мусоросборниками до палатных корпусов должно быть не менее 25 м.  Мусоросборники должны систематически промываться и дезинфицироваться. Вывоз мусора и  пищевых отходов должен осуществляться ежедневно.

   Архитектурно-планировочные  и конструктивные решения зданий и помещений родовспомогательных  стационаров должны обеспечивать оптимальные  санитарно-гигиенические    и  противоэпидемические режимы и условия пребывания пациенток, труда и отдыха обслуживающего персонала.

   В родильных домах, являющихся учебными базами медицинских вузов и училищ, институтов   усовершенствования врачей, а также научными базами НИИ системы здравоохранения  должны быть дополнительно предусмотрены необходимые учебные помещения для студентов, курсантов и кабинеты для преподавательского состава: вспомогательные помещения (раздевалки, туалеты,  кладовые и др.), обособленные от основных функциональных подразделений учреждения.

   В подвальных и цокольных этажах допускается  размещение складских помещений (кладовые хозинвентаря), санитарно-бытовых помещений  для персонала (гардеробные, душевые), санитарных  пропускников, помещений  для хранения вещей больных, буфетов  и столовых для персонала, центральных бельевых, помещений для сбора и сортировки грязного белья, помещений  дезинфекционной обработки  суден, клеенок и дезинфекции кроватей.

   Не  допускается размещение в подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических  корпусов помещений мастерских, складов ядовитых, сильнодействующих, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, аккумуляторных, а также приемных отделений.

   В цокольных этажах с отметкой 1,2 м  ниже отмостки или планировочной  отметки тротуара допускается размещать  служебные помещения, помещения для выписки пациенток, медицинские архивы, вестибюли. В порядке исключения, по согласованию с территориальными органами государственного санитарного надзора, допускается размещение дезкамер небольшой мощности, хотя, по существующим правилам, для дезкамер должны быть выделены отдельные строения.

   В цокольных  этажах с отметкой пола не более 0,5 м допускается размещать  все помещения, кроме родовых, операционных, процедурных, врачебных кабинетов.

   В родовспомогательных учреждениях  как самостоятельных, так и в составе многопрофильных больниц, архитектурно-планировочные решения должны обеспечить четкое зонирование отделений, цикличность их заполнения и санитарной обработки, упорядочение внутрибольничных потоков, улучшение условий работы персонала.

   Структура помещений родильного дома должна обеспечить изоляцию здоровых беременных, рожениц, родильниц и новорожденных от больных, строжайшее соблюдение правил санитарно-эпидемического режима, изоляцию заболевших.

   Внутренняя  отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением. Поверхность стен, перегородок и потолков помещений должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и дезинфекции.

   В помещениях, подвергающихся влажной  текущей дезинфекции (операционные, родовые, предоперационные, процедурные и др. аналогичные помещения, а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья и др.) стены следует облицовывать глазурованной плиткой и другими влагостойкими материалами на полную высоту. Для покрытия полов надлежит применять водонепроницаемые материалы. Полы в операционных и родовых должны быть безискровые, антистатические. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими (масляными и другими) красками.

   Весь  уборочный инвентарь должен иметь  четкую маркировку с указанием помещений  и видов  уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться  раздельно.

   Родзалы, палаты новорожденных и недоношенных детей до 1 года, процедурные боксы и молочные комнаты следует после уборки, а также в процессе текущей эксплуатации периодически облучать ультрафиолетовыми стационарными или передвижными бактерицидными лампами из расчета 1 ватт мощности лампы на 1 кубический метр помещения.

   В настоящее время существует несколько типов АС:

  1. Без врачебной помощи (колхозные родильные дома и фельдшерско-акушерские пункты);
  2. С общей врачебной помощью (участковые больницы с акушерскими койками);
  3. С квалифицированной врачебной помощью (РБ, ЦРБ, городские родильные дома, родовспомогательные отделения многопрофильных больниц, специализированные акушерские отделения на базе многопрофильных больниц, родовспомогательные стационары, объединенные с кафедрами акушерства и гинекологии медицинских институтов, НИИ, центров).

   АС  имеет следующие основные подразделения:

    1. Физиологическое (I) акушерское отделение (50-55% от общего числа акушерских коек);
    2. Отделение (палаты) патологии беременности (25-30% от общего числа акушерских коек);
    3. Отделение (палаты) новорожденных в I и II акушерских отделениях;
    4. Обсервационное (II) акушерское отделение (20-25% от общего числа акушерских коек);
    5. Гинекологическое отделение (25-30% от общего числа акушерских коек).

      Первое (физиологическое) акушерское отделение

   Первое (физиологическое) акушерское отделение включает в себя:

  1. Приемно-пропускной блок

   Приемно-пропускной блок родильного дома включает в себя приемную (вестибюль), фильтр и смотровые  комнаты. Смотровые комнаты существуют раздельно для физиологического и обсервационного отделений. Каждая смотровая имеет помещение для обработки поступающих женщин, туалет, душевую, установку для мытья суден. Если в родильном доме функционирует гинекологическое отделение, то оно должно иметь отдельный приемно-пропускной блок.

   Правила содержания приемно-смотровых помещений: два раза в сутки влажная уборка с применением моющих средств, один раз в сутки уборка с применением дезинфицирующих средств. После влажной уборки включают бактерицидные лампы на 30-60 минут. Существуют инструкции по правилам обработки инструментов, перевязочного материала, аппаратуры, мебели, стен (приказ МЗ СССР № 345).

   Беременная  или роженица, поступая в приемную, снимает верхнюю одежду и проходит в фильтр. В фильтре врач решает, подлежит ли данная женщина госпитализации в роддом и в какое отделение (палаты патологии, I или II акушерские отделения). Для решения этого вопроса врач собирает анамнез для выяснения эпидемической обстановки на работе и дома.

   В физиологическое отделение направляют беременных или рожениц без признаков  инфекционных заболеваний и не имеющих контакта с инфекцией. Всех беременных или рожениц, представляющих угрозу инфицирования для здоровья женщин госпитализируют либо во II акушерское отделение, либо переводят в специализированные стационары (лихорадка, признаки инфекционного заболевания, кожные заболевания, мертвый плод, безводный промежуток свыше 12 часов и др.).

   После решения вопроса о госпитализации акушерка переводит женщину в  соответствующую смотровую, фиксируя необходимые данные в "Журнале  учета беременных, рожениц и родильниц" и заполняя паспортную часть истории родов.

   Затем врач и акушерка проводят общее и  специальное акушерское обследование.

   После обследования проводят санитарную обработку, объем которой зависит от общего состояния поступающей или от периода родов (бритье подмышечных впадин и наружных половых органов, стрижка ногтей, очистительная клизма, душ). Беременная (роженица) получает индивидуальный пакет со стерильным бельем (полотенце, рубашка, халат), чистую обувь и переходит в палату патологии или в предродовую палату. Из смотровой II отделения переход возможен только во II отделение. Женщинам, поступающим в роддом, разрешают использовать собственную нематерчатую обувь, предметы личной гигиены.

   Весь  медицинский персонал лечебного  или акушерского учреждения должен быть безукоризненно опрятным и аккуратным. Края рабочей (санитарной) одежды должны полностью закрывать личную (домашнюю) одежду. Волосы должны полностью закрываться шапочкой или косынкой.  Сменная обувь персонала операционных, родблоков, реанимационных, перевязочных и отделений новорожденных должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции.

   Лица, поступившие на работу в родильный  дом, в дальнейшем проходят полный медицинский  осмотр в соответствии с приказом Минздрава СССР № 555 от 29.09.89 г. Весь персонал должен быть взят на диспансерное наблюдение для своевременного выявления и лечения хронических воспалительных заболеваний носоглотки, кожи, выявления и лечения кариеса. Обследование персонала специалистами (терапевт, хирург, невропатолог, окулист, отоларинголог, стоматолог) проводят один раз в год, осмотры дерматовенерологом - ежеквартально. Медицинский персонал два раза в год сдает анализ крови на ВИЧ, ежеквартально - на RW; дважды в год - на наличие золотистого стафилококка.

   Перед осмотром и после осмотра здоровых женщин врач и акушерка моют руки специальным моющим средством или туалетным мылом. Перед выполнением процедур, а также после выполнения "грязных процедур" (уборки помещения, смены белья больным, посещения туалета т.д.) руки также моются туалетным мылом. При наличии инфекции или при осмотре, проводившемся во II отделении, руки обеззараживают дезинфицирующими растворами. После приема каждой женщины проводят обработку дезинфицирующими растворами инструментов, судна, кушетки, душевой, туалета.

Информация о работе Санитарно-гигиенические аспекты планировки, организации и работы родильных домов