Связь гигиены и санитарии с физиологией питания, микробиологией и другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:33, реферат

Краткое описание

Окружающая среда - воздух, вода, почва - оказывает постоянное влияние на жизнедеятельность человека, его здоровье, а также на состав и безопасность пищевых продуктов. Перед гигиеной стоят следующие основные задачи:
• изучение влияния отдельных факторов внешней среды на организм человека;
• определение оптимальных условий внешней среды для жизнедеятельности человека;
• ограничение или исключение вредных воздействий среды на организм;
• разработка норм и правил оздоровления окружающей среды и укрепления здоровья населения.

Содержание

Введение
3
1. Понятие гигиены и санитарии
4
2. Связь гигиены и санитарии с физиологией питания, микробиологией и другими науками

6
Заключение
13
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Санитария реферат.docx

— 47.27 Кб (Скачать файл)

Примеры связи с гигиеной и санитарией:

  • гигиена должна разрабатывать профилактические мероприятия для всех факторов среды, не составляет исключение и фактор бактериологического загрязнения среды обитания человека, что требует повсеместного использования микробиологических знаний;
  • в гигиенической практике необходим мониторинг бактериального загрязнения различных элементов среды обитания человека, который требует достаточно высокой степени подготовки специалистов по гигиене в вопросах микробиологии.

Гигиена и санитария связана также и с другими науками. Такими как биохимия, эпидемиология, токсикология, физика, а также социально-экономическими науками.

Токсикология (примеры связи):

  • достаточно глубокие знания в области токсикологии необходимы для оценки вредного действия химических веществ на животный организм, главным образом, в экспериментальных условиях;
  • токсикология является научным базисом для оценки эколого-гигиенической ситуации на отдельных территориях, промышленных предприятиях с химическим фактором вредности.

Химия и физика. Примеры связи:

  • химические и физические факторы среды обитания человека являются основными, определяющими вредное воздействие на организм человека. Поэтому решение задач гигиены (изучение природных и искусственных (техногенных) факторов среды обитания, социальных условий, оказывающих как неблагоприятное, так и неблагоприятное влияние на здоровье человека; изучение закономерностей влияния факторов среды обитания и социальных условий на организм человека или популяции) без знания основ данных научных дисциплин невозможно;
  • знания основ физики и химии необходимо при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

   Биохимия. Экспериментальное обоснование гигиенических нормативов, например, предельно допустимых концентраций вредных веществ, при котором биохимические критерии оценки состояния животных при воздействии изучаемых концентраций являются одними из основных.

Научное обоснование лечебно-профилактической эффективности новых продуктов здорового питания, биологически активных добавок к пище также осуществляется в тесной связи с биохимией.

Эпидемиология - медицинская наука, изучающая закономерности распространения заболеваний. Таким образом, само определение данной медицинской науки свидетельствует о том, что она в гигиенических исследованиях наиболее востребована, так как закономерности распространения заболеваний зависят, прежде всего, от гигиенических факторов среды обитания человека.

Информатика и статистика. Примеры связи:

  • задача гигиенической науки (изучение закономерностей влияния факторов среды обитания и социальных условий на организм человека или популяции) должна решаться в рамках доказательной медицины, а использование достижений информатики и статистики являются основной гарантией доказательности разрабатываемой гигиеной положений;
  • основные положения информатики и статистики широко используются для анализа санитарно-эпидемиологической ситуации.

Группа факторов, определяющая уровень здоровья населения, как указано выше, это социальные и социально-экономические факторы, для объективной оценки которых как детерминанта нездоровья необходимо знание основ социально-экономических наук. Показатели социально-экономического развития в значительной степени определяют состояние здоровья и демографических показателей, что требует использование этих показателей гигиенистами для оценки эффективности профилактических мероприятий.

Перечень используемых гигиенистами и санитарными врачами научных дисциплин, как и примеров их использования, может быть значительно расширен. Еще раз необходимо в связи этим указать, что приведены лишь наиболее часто используемые в гигиене науки.

 

 

 

 Заключение

Гигиена является весьма сложной, разносторонней наукой, охватывающей все стороны жизни и деятельности человека, которые в современном обществе непрерывно развиваются и усложняются. Так как влияние факторов внешней среды не является определяющим и зависит также от социально-экономических условий жизни общества, гигиеническая наука оценивает их влияние с социально-гигиенических позиций.

Роль смежных научных дисциплин для развития гигиенической науки и реализации практических профилактических мероприятий чрезвычайно велика. Если исходить из сущности определения гигиены, то она должна дать оценку самым разнообразным факторам и условиям среды обитания, степени воздействия этих факторов на организм человека. В конечном итоге эффективность деятельности гигиенистов и санитарных врачей в значительной степени зависит от того, насколько полно используются ими для решения своих задач достижения смежных областей науки.

В заключение настоящего вопроса можно отметить весьма интересный факт, свидетельствующий о том, что гигиенисты не только используют в своей деятельности достижения других наук, но зачастую в свою очередь способствуют их развитию. Например, в свое время интенсивно велись разработки гигиенических регламентов атмосферных загрязнений (предельно допустимых концентраций). Причем целый ряд атмосферных загрязнений обладали высокой токсичностью и опасностью в микроконцентрациях, определение которых не мог обеспечить имеющийся методический базис аналитической химии. В результате гигиенистами были разработаны чувствительные современные методик, в частности, газохроматографических, измерения малых концентраций химических веществ в атмосферном воздухе. Примеры обогащения гигиенистами содержания других наук можно было бы продолжить в отношении физиологии, патофизиологии и т. д.

Список использованных источников

Дроздова Т.М. Санитария и гигиена питания: учебное пособие. – Кемерово, 2005. – 108 с.

Дроздова Т.М., Влощинский П.Е., Позняковский В.М. Физиология питания: учебник. – КемТИПП, Кемерово, 2004. – 218 с.

Каня И.П. Санитария и гигиена питания: учебное пособие для студентов специальности 260501. – Омск, 2005. – 108 с.

Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности: учебник. – М. : Академия, 2004. – 131 с.

Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии : учебник для нач. проф. Образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.

Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов: учебник. – Новосибирск, 2005. – 520 с.

 

 

 

 


Информация о работе Связь гигиены и санитарии с физиологией питания, микробиологией и другими науками