Система обеспечения прав пациента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:57, реферат

Краткое описание

Предмет исследования – права и обязанности пациентов и медицинских работников и механизмы их защиты.
Цель данной работы состоит в рассмотрении механизмов защиты прав пациентов в России, а также системы взаимоотношений медицинский работник-общество и медицинский работник-пациент и выработка рекомендаций по их совершенствованию.

Содержание

Введение
1.Система обеспечения прав пациента в России
2. Система взаимоотношений медицинский работник-общество
3. Система взаимоотношений медицинский работник-пациент
Заключение
Список использованных источников
19 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

система обеспечения прав пациента в России.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

       Защитить нарушенные права пациент может самостоятельно или с помощью своего представителя. Самостоятельно защищать свои права могут совершеннолетние (старше 18 лет) и дееспособные граждане - пациенты. Помощь может предоставить общество по защите прав потребителей, другие общественные организации, уставной целью которых является защита прав граждан.  
        Под гражданско-процессуальной дееспособностью понимается способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представител. Гражданско-процессуальная дееспособность принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия и юридическим лицам. Права и интересы несовершеннолетних моложе 15-ти лет и недееспособных защищают их законные представители - родители, усыновители или опекуны. Права и охраняемые законом интересы недееспособных лиц - несовершеннолетних в возрасте от 15-ти до 18-ти лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители или попечители, однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних (недееспособных).

        Таким образом, несмотря на то, что в соответствии со ст.31 закона лица старше 15-ти лет самостоятельно решают вопрос о медицинском вмешательстве и об отказе от него (могут назначать своего представителя, даже вместо родителей, и даже запрещать сообщать информацию о своей болезни родителям!), защиту в суде их прав могут осуществлять не они сами, а только их законные представители - родители, усыновители, попечители24.  
По просьбе гражданина и на основании доверенности представлять его интересы могут физические лица или юридические лица (СМО, комитеты по защите прав потребителей, см. разд.3.4.2). В некоторых регионах в СМО созданы специализированные подразделения по защите прав застрахованных. Кроме того, если пациент отказывается от подачи иска, то СМО может самостоятельно предъявить иск в интересах данного пациента. Все же если пациент не требует восстановления попранных прав, то сегодня, вероятно, никто не сделает этого. Более того, можно предполагать, что СМО могут быть не лучшими представителями пациента, поскольку имеют свои интересы, отличные от интересов пациента.

     Существует  досудебный (претензионный) и судебный (исковой) порядок защиты нарушенных прав. 

2. Система взаимоотношений медицинский работник-общество

     Права медицинских работников можно условно разделить на две группы. К первой относятся конституционные права, единые для всех граждан РФ и включающие личные, политические, экономические и социальные права, закрепленные в Конституции РФ. Большинство из них человек получает от рождения, другие приобретаются по достижению определенного возраста или дееспособности.

        Вторую группу составляют права, связанные с профессиональной медицинской деятельностью. Приобретение этих прав возможно при выполнении определенных условий, к которым относится получение специального образования, достижение определенного профессионального уровня, работа в системе здравоохранения.

     Профессиональные  права медицинских работников закреплены в ряде законодательных и подзаконных  правовых актов, регулирующих различные  вопросы охраны здоровья населения. Исходный перечень таких прав содержат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, являющиеся ведущим законодательным актом отрасли. Федеральные законы, регулирующие частные вопросы здравоохранения, могут содержать дополнительные права, связанные с конкретными сферами деятельности. Основы включают специальный Раздел Х «Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников».

Статья 54 данного раздела определяет право  на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ.

Статьей 56 Основ установлена норма о  запрете на вмешательство местной администрации в деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой, за исключением случаев контроля за качеством оказания медицинской помощи и других случаев, прямо указанных в законе. В случае осуществления такого вмешательства на незаконных основаниях местная администрация должна нести ответственность.

       Основы содержат несколько статей, посвященных профессиональным правам медицинского персонала. Например, ст. 58 содержит норму, дающую право отказа лечащего врача от наблюдения и лечения пациента, не соблюдающего предписания или правила внутреннего распорядка ЛПУ (если это не угрожает его жизни), что позволяет врачу защитить себя от ответственности за отрицательные результаты лечения, которые могут возникнуть не по его вине.

      Основные права медицинских и фармацевтических работников, перечислены в ст. 63. Большинство из них (право на обеспечение условий деятельности в соответствии с требованиями охраны труда, право на работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом, право на защиту профессиональной чести и достоинства) являются конституционными и не требуют дополнительного законодательного закрепления. В то же время, в статье указан и ряд специальных прав, имеющих непосредственное отношение к профессиональной деятельности медицинских работников.

      Правам и социальной поддержке медицинских работников также посвящен раздел 10 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. В соответствии со ст.63 Основ медицинские работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни.

3. Система взаимоотношений медицинский работник-пациент

     Источником  нарушений прав пациентов являются конфликты между врачом и пациентом, обусловленные следующими конфликтообразующими факторами:

  • Низкий профессиональный уровень врачей.
  • Этические нарушения.
  • Завышенные субъективные ожидания результатов лечения (не реализованные надежды на результат).
  • Недостаточные научные, технологические и инфраструктурные возможности медицины.
  • Противоправные действия медицинских работников, влекущие за собой уголовную, административную и гражданскую ответственность.
  • Участие пациентов в медицинских экспериментах и клинических исследованиях, приводящие к нарушениям здоровья.
  • Ятрогении.

     Из всех перечисленных факторов только противоправные действия медицинских работников подлежат рассмотрению судами и правоохранительными органами. Данная сфера представляется специфической отраслью судебной деятельности, или - общим способом защиты прав пациентов. Остальные из перечисленных факторов являются сферой саморегулирования врачебной деятельности.

     Следует отметить, что преобладающий сегодня административный способ разрешения конфликтных ситуаций порождает пустоту в сфере защиты прав пациента. В последнее время мы наблюдаем, что правовой вакуум в здравоохранении постепенно заполняется различными организациями, отстаивающими нарушенные права пациентов. Это, без сомнения, позитивный знак. Но деятельность подобных организаций, без взаимодействия с саморегулируемым врачебным сообществом - однобока и не полноценна. Ведь ни один представитель общественной организации не сможет заменить профессионального доктора в системе врач-пациент.

     В России насущно назрела необходимость  создания общероссийской врачебной саморегулируемой организации. Именно саморегулируемая врачебная организация призвана стать ключевым звеном и гарантом, обеспечивающим пациентов и их доверенных лиц всей необходимой информацией, помощью и поддержкой в случаях медицинских ошибок. Только принципы саморегулирования врачебной деятельности, внедренные повсеместно, способны изменить культуру медицинской помощи, перейти от 'защищающейся медицины', к такой, где при любой ошибке интересы пациента будут все-таки стоять на первом месте.

     Исходя  из вышеизложенного наиболее актуальными задачами, связанные с состоянием системы защиты прав пациентов в Российской Федерации, на сегодняшний день являются:

1. Считаем,  что скорейшее принятие закона  о саморегулируемых организациях  является наиболее действенным шагом по пути широкомасштабного развития специальных способов защиты прав пациента.

2. Необходимо  законодательно закрепить прерогативу  защиты прав пациентов за Общероссийской  саморегулируемой врачебной организацией.

3. Программы  обучения медицинских работников должны содержать общие и специальные вопросы правоведения и биоэтики.

4. Врачебному  сообществу России необходимо  установить принципы профессиональной  деятельности, в которых должны  быть обозначены правила профессионального  поведения медработника, такие как, необходимость нести ответственности перед пациентом за проявленную небрежность или упущения в работе;

5. Общероссийская  саморегулируемая врачебная организация  должна иметь свободный доступ  к участию в судебных процессах  и процедурах досудебного урегулирования конфликтов, связанных с нарушениями прав пациентов и медицинскими ошибками.

6. Для  рассмотрения врачебных ошибок, должен быть разработан внесудебный  протокол, предусматривающий ключевую  роль саморегулируемой врачебной  организации.

7. В  качестве альтернативного общего  способа защиты прав пациента, широкое распространение должны  получить специализированные третейские  суды при общероссийской саморегулируемой  врачебной организации, по рассмотрению  споров между пациентами и  исполнителями медицинской услуги.

8. Судьи  и адвокаты, допущенные для рассмотрения  дел, связанных с медицинскими  ошибками должны иметь специальную  подготовку в этой сфере.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Права пациента – это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

     Основными индивидуальными правами пациента являются:

     • право на уважительное, гуманное отношение к личности при оказании медицинской помощи;

     • право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, возможном риске, возможных последствиях отказа от лечения;

     • право на осознанное согласие и информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства;

     • право на конфиденциальность при обращении за медицинской помощью;

     • право выбора и замены врача и лечебного учреждения;

     • право на качественную медицинскую помощь, соответствующую состоянию здоровья пациента;

     • право на облегчение страданий и достойную смерть.

     Защита  прав пациента – комплексная система мер, применяемых в тех случаях, когда беспрепятственно реализовать права пациента не удается без соответствующей правоприменительной деятельности со стороны полномочных государственных и общественных организаций.

     Таким образом, обеспечение прав пациентов  – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях фактической  реализации прав пациента и преодоления препятствий, стоящих на пути его интересов.

Информация о работе Система обеспечения прав пациента в России