Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:39, реферат
Одним из важных шагов в развитии здравоохранения было утверждение специальности 040601 – «Сестринское дело» и 040601 «Управление сестринской деятельностью» Приказом Минздрава РФ №209 от 25.06.2002 о внесении дополнения в приказ Минздрава России от 27.08.99 № 337 « О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ». А также, Приказ № 267 от 16.08.2002 о соответствии специальности «Управление сестринской деятельностью» должностям специалистов с ВСО.
Современное состояние сестринского дела в России
Организация сестринского процесса
Факторы способствующие внедрению сестринского процесса
Основные проблемы, препятствующие внедрению сестринского процесса
Способ организации сестринского процесса
Список литературы
Итак, сестринский процесс, включает следующие этапы:
1. оценка состояния пациента по следующим данным:
субъективным (опрос пациента и его родственников)
объективным (сестринское обследование)
дополнительным (врачебная документация)
2. интерпретация полученных данных
после первичной оценки состояния пациента и записи полученной информации в лист сестринской оценки сестра обобщает её, анализирует и делает определённые выводы. Определяет проблемы пациента. Проблемы возникают когда есть трудности в удовлетворении основных потребностей человека. Проблемы могут быть:
- действительными
- потенциальными (прогнозируемыми м/с при определённых обстоятельствах)
3. постановка целей и планирование ухода
Цель – это то, чего хотят добиться пациент и медсестра в результате реализации плана по уходу. Цели должны быть ориентированы на пациента, записаны простыми словами, чтобы каждая сестра понимала их однозначно.
4. реализация составленного плана
выполнение действий, направленных
на достижение целей, включающие документальное
изложение информации о выполнении
специфических сестринских
5. оценка результатов и их коррекция
определение достигнуты ли поставленные цели
эффективно ли это для решения конкретной проблемы пациента
что необходимо сделать для переоценки потребностей пациента
Сестринская документация при таком подходе включает:
1. карта сестринской оценки состояния пациента (по заранее выделенным потребностям)
2. план сестринского ухода (по данным, целям и результатам)
3. протокол сестринских вмешательств (по манипуляциям и процедурам)
Сестринский процесс – это инновационная технология для отечественного здравоохранения. Поэтому необходимо обдуманное и совместное усилие для его внедрения. Сестринский процесс является частным технологическим процессом, имеющий тесную связь с другими технологическими процессами в технологии оказания медицинской помощи населению. Поэтому внедрение только данного процесса, без оптимизации других технологий видится нецелесообразным. И даже отдельно существующий сестринский стандарт деятельности должен обязательно обсуждаться всей группой специалистов, участвующих в оказании медицинских услуг. Внедрение технологий сестринского процесса постепенно ведётся. Организация сестринского процесса преподаётся во всех учебных заведениях страны, готовящих сестринский персонал (медицинские училища и колледжи, вузы, училища и центры повышения квалификации).
В Медицинском центре Банка России разработана технология сестринского процесса по методу клинического пути. В основе которого лежит, что любая операция деятельности медицинского работника может быть заранее определена (сетевой планирование). Необходимо определить только те операции, которые оказывают наибольшее влияние на результаты медицинской помощи, а также временные границы этих операций. Ведение пациента в соответствии с технологической картой позволяет контролировать качество без привлечения дополнительного штата экспертов по критериям полноты и своевременности.[14]
Основные тенденции
Управление качеством
Официальных стандартов сестринских услуг нет – они ещё не разработаны, но работа в этом направлении ведётся. Например, под эгидой Межрегиональной сестринской ассоциации разработаны стандарты, содержащие обязательный минимум требований к качеству медицинских услуг, оказываемых сестринским персоналом, имеющем базовый уровень среднего профессионального образования.
Очень важно, что по этой технологии контролю поддается качество именно ухода за пациентом. Подобный контроль может осуществляться как на постоянной основе - старшими медсестрами отделений и главными медсестрами ЛПУ, так и в ходе периодических проверок, например лицензирования.
Результаты оценки сестринской деятельности позволяют управлять ее качеством. Данный принцип применим в отношении всех уровней организации работы медицинских сестер. При выявлении недочетов должны приниматься соответствующие меры. Важной, из которых должно стать обучение персонала.[15]
Ведь самым лучшим мотиватором труда является собственное умение делать конкретную работу, соответствующую способностям, мобилизующую все силы и навыки.[11] В данном аспекте функционирует система аттестации и повышения квалификации.[15]
Эффективное трудовое поведение предполагает,
что человек добросовестно
Интерес к работе во многом определяется не только её содержанием, но и организацией труда, методами управления и степенью влияния работника на производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решений).
Существует классификация
Таблица 3. Классификация профессий по А. С. Шафрановой.
I. Высший тип |
Необходимость постоянной внеурочной работы над предметом и над собой (просвещение, искусство, медицина) |
II. Средний (ремесленный) тип |
Подразумевает работу только над предметом |
III. Низший тип |
После обучения не требует работы ни над собой, ни над предметом |
Естественным было бы отнести профессию медицинской сестры к первому типу, но в большинстве случаев это не так. В лучшем случае, если они поступают в соответствии со средним типом, а, иногда приравнивая себя к младшим медработникам, поступают в соответствии с третьим типом.
Повышение качества сестринской деятельности находится в прямой зависимости от квалификации работников, их осведомленности в вопросах современного состояния сестринского дела.
Но в большинстве случаев м/с, сами того не замечая, принимая готовые формы знания о себе и о своей деятельности настолько её стереотипизируют, что отказываются от собственного развития, соблазняясь обманчивым покоем, устойчивостью и безопасностью. Это делает их работу однообразной, скучной и беспросветной, что может вызвать усталость и утомление.
И дело здесь в эмоциональном отношении к себе, своей профессии, а значит и к своим пациентам. На это влияют три фактора[1]:
Социальный (статус профессии, значимость в обществе)
Личностный (связанный с направленностью личности – отношение к людям, делу, внутренний компонент мотивации достижения и т. д.)
Фактор среды (места работы). Огромное значение имеют взаимоотношения с коллегами в коллективе и то, создаётся или нет ситуация «движения рука об руку», активного совместного решения профессиональных задач. Коллектив (нередко – включая администрацию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отношением к ней. Кроме того условия работы могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: перезагруженность пациентами, отсутствие необходимых медикаментов, общая низкая материально-техническая база, отсутствие полноценного отдыха.
Несоответствие этих трёх факторов
или одного выполняемой работе могут вызвать
у человека неудовлетворённость работой
и её результатами, разочарование, чувство
беспомощности, что незамедлительно скажется
и на эффективности-
Проблемы управления качеством сестринского процесса в лечебных учреждениях возникают не столько из-за несовершенства теории о сестринском уходе, сколько из-за сложности тех ситуаций, с которыми медсестре необходимо справляться для обеспечения полного ухода за своими пациентами. Медсёстры должны иметь всеобъемлющие знания об этом уходе, но также и о планах и перспективах лечения, варианты взаимодействия с аптекой, диагностическими службами, отделениями восстановительного лечения и т. д.
Оказание качественных медицинских услуг возможно только при условии оптимальной нагрузки на персонал, оптимального графика работы и приемлемой оплате труда. Соответственно, при сегодняшних цифрах не укомплектованности штатов ЛПУ и уровне заработной платы ситуация выглядит тупиковой. Слабая материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и др. Не совершенство правовой базы и системы управления деятельностью сестринского персонала. Отсутствие федеральных профессиональных стандартов, протоколов сестринской деятельности. Несовершенство государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. Недостаточный социальный статус сестринского персонала, о чём свидетельствует ущербная заработная плата. И, лишь благодаря большому объему дополнительных видов работ, ночным дежурствам, которые вынуждены осуществлять подавляющее большинство медицинских работников, среднемесячная заработная плата в отрасли составила за 2002 г. по данным Госкомстата России 3221 руб. Однако и этот показатель значительно отстает от среднего уровня зарплаты в промышленности. Недоразвитие профессиональных сестринских ассоциаций и их активное привлечение к реформированию сестринского дела в регионах
Решение выше обозначенных проблем [15]видится в:
1. планировании численности младшего и среднего медицинского персонала. Существующее сегодня соотношение врачей и медсестер 1:2, а по мировым стандартам должно быть на уровне 1:6. Необходимо перераспределение финансирования на материальное поощрение студентов, создание условий, привлекающих абитуриентов. Помимо этого, необходимы механизмы, обязывающие работать по специальности после прохождения учебы, по крайней мере, в течение 3-х лет.
2. в поддержке и стимулировании развития образовательных учреждений по данному направлению. Разработка механизмов взаимодействия училищ, колледжей, вузов, центров повышения квалификации и ЛПУ.
3. в четком разграничении функциональных обязанностей врачей и медсестер, так как сегодня зачастую врачи выполняют сестринскую работу, а медицинские сестры - работу младшего персонала.
4. в отслеживании графика прохождения аттестации, но и проводении дополнительной учебы персонала, конференций, семинаров, обменом опытом с другими ЛПУ.
5. важнейшим элементом управления качеством сестринской деятельности является обмен опытом с зарубежными коллегами. С одной стороны, западные условия несравнимы с отечественными - организация труда, распределение обязанностей врачебного и сестринского персонала совершенно иные. Но содействовать обмену опытом необходимо на всех уровнях управления здравоохранением. Благодаря этому опыту российские медсестры учатся быть самостоятельными, учатся любить свою профессию, уважать права пациента и его родственников. Для российской системы подготовки кадров, к сожалению, не свойственно прививать молодым специалистом эти навыки, в то время как на западе значительно больше внимания уделяется "воспитанию" медицинских сестер.
6. создание благоприятной атмосферы сотрудничества между врачебным и сестринским персоналом. Это требуется от руководителей ЛПУ, региональных управлений здравоохранением и не зависит от уровня заработной платы, от решений, принятых на государственном уровне, но существенно влияет на качество работы персонала. [15]
Для организации сестринского процесса предлагается реализовать следующий план:
1. Изучение мнения персонала и руководителей о возможностях и перспективах внедрения нового метода (о степени удовлетворённости деятельностью медицинских работников и, в частности медицинских сестёр)
2. Разработка универсальной документации в отделении.
2.1. Изучение имеющейся документации
2.2. Составление перечней:
· состояний (нозологий) пациентов, находящихся в отделении
· проблем пациентов, связанных с невозможностью удовлетворять свои основные потребности из-за болезни
· вмешательств (процедур и манипуляций, ассортимент услуг)
ü внутри отделения (с определением целей, участников и продолжительности)
ü внутри ЛПУ
ü необходимых в целом
· необходимых материальных средств (минимального, оптимального и максимального)
· стандартных и нестандартных ситуаций
2.3. разработка документов
· создание групп экспертов (внештатные организационные структуры)
· анализ, алгоритмизация, сведение к разумному минимуму выше составленных перечней
· создание типовых документов
2.4. апробация
2.5. корректировка (и обеспечение методики регулярного пересмотра)
3. Определение необходимого количества младшего и среднего медицинского персонала
Информация о работе Современное состояние сестринского дела в России