Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:06, реферат
Упадок науки после падения Римской империи мог бы привести к полному исчезновению и забвению греко-римского наследия, если бы не возникла великая арабская цивилизация. Мусульманские завоевания в 7- 8 вв. поставили под власть халифатов обширные земли юга Европы, Северной Африки и значительной части Азии (Приложение рис.1). Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией, разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами, подвергшимися нападению арабов.
Введение.............................................................................................3-4
Глава 1.Библиотеки Арабских халифатов."Дома мудрости"..........4-6
Глава 2. Больничное и аптечное дело..............................................6-11
Заключение.........................................................................................12
Приложения........................................................................................13-14
Список использованной литературы................................................15
Медицинский факультет Кафедра внутренних болезней № 2
Тема: Создание библиотек ("Дома мудрости"),аптек и больниц в 1 курса 091205 группы ст. преподаватель кафедры внутренних болезней № 2, к.и.н. Кистенёва О.А.
Белгород 2013 |
Содержание:
Упадок науки после падения Римской империи мог бы привести к полному исчезновению и забвению греко-римского наследия, если бы не возникла великая арабская цивилизация. Мусульманские завоевания в 7- 8 вв. поставили под власть халифатов обширные земли юга Европы, Северной Африки и значительной части Азии (Приложение рис.1). Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией, разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами, подвергшимися нападению арабов. Следует отметить также, что население захваченных арабами стран, страдая от гнета Византии и Персии, видело в арабах освободителей, которые снижали налоговое бремя в первую очередь тем, кто принимал ислам.
Удивительным образом в этой империи с ее фанатичной жаждой завоеваний был проявлен высокий уровень терпимости к чужеземным традициям и знаниям. Драгоценные греческие и римские рукописи, которые сжигались и уничтожались, если попадали в руки черни в первые века христианства, были заботливо сохранены, переведены, прокомментированы.
Следует иметь в виду, что арабская цивилизация была арабской только по языку. Многие народы Востока и Запада внесли свой вклад в ее развитие, и среди ее выдающихся представителей были персы, сирийцы, испанцы и евреи.
Объединение многих бывших разрозненных и враждовавших государств в единое государство способствовало развитию экономического и культурного общения народов Азии, Африки и Европы. Развивались ремесла, торговля, росли города. В пределах Арабского халифата быстро развивалась культура, вобравшая в себя греко-римское, иранское и индийское наследие.
История Арабского халифата, насчитывающая всего шесть веков, была сложной, неоднозначной и в то же время оставивший значительный след в эволюции человеческого общества планеты.
Трудное экономическое положение
населения Аравийского
Руководствуясь идеологией ислама, халифы осуществляли широкую завоевательную политику, превратив Арабский халифат в империю. Будучи одной из самых молодых на востоке, занимая среди них наиболее наступательную позицию, вобрав в себя греко-римское, иранское и индийское культурное наследие, арабская (исламская) цивилизация оказала огромное влияние на духовную жизнь Западной Европы, представляя на протяжении средних веков значительную военную угроз
Глава 1. Библиотеки Арабских халифатов."Дом мудрости".
По мере того, как основные научные
рукописи переводились на арабский язык,
христиане утрачивали свою монополию
на медицину, а центры науки и
высшего образования постепенно
перемещались в Багдад, Басру, Каир,
Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд.
В каждом большом городе создавались
библиотеки с читальными залами и
комнатами для научных и
Согласно сообщению историка ал-Макризи, первая известная больница в мусульманском мире была сооружена во времена Омейядов при халифе ал-Валиде (705-715). Больница в современном смысле этого слова появилась в Багдаде около 800 г. По инициативе халифа Харун ар-Рашида ее организовал армянский врач-христианин из Гундишапура - Джибраил ибн Бахти-ши, третий в знаменитой династии Бахтишу. Его дед Джурджус ибн Джибраил ибн Бахтишу - основатель династии и глава врачей медицинской школы. В Гундишапуре - в 765 г. излечил тяжело больного халифа ал-Мансура, которого никто не мог вылечить. И несмотря на то, что Джурджус ибн Бахтишу был христианином и не принял ислама, халиф назначил его главой врачей столицы Халифата- Багдада. Он и все его потомки на протяжении шести поколений успешно служили придворными врачами халифов, были известны в мусульманском мире и высоко почитались правителями до начала XI в.
Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.
К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и немедицинского обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому.
В Египте первая большая больница была основана в 873 г. правителем Ахмадом ибн Тулуном. Она предназначалась исключительно для бедных слоев населения (ни солдат, ни придворный не имели права получить там лечение). Правитель отпускал на ее нужды 60 тыс. динаров в год и посещал больницу каждую пятницу. Кроме того, при своей дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных. Согласно традиции, больница "имела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; больные распределялись по отделениям в соответствии с их заболеваниями."
В Багдаде в 916 г. было пять таких больниц. В 918 г. открылись еще две: на содержание первой халиф выделял в виде пожертвования 2 тыс. динаров в месяц, на содержание второй больницы (учрежденной его матерью) — 600 динаров. В 978 г. Адуд ал-Даул завершил строительство еще одного большого лечебного учреждения на западном берегу р. Тигр, где в свое время стоял дворец Харуна ар-Рашн-да; его обслуживали врачи, санитары, слуги, привратники, управители и надзиратели. К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц.
Одной из самых крупных была больница «ал-Мансури» в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Обслуживающие ее врачи обоего пола специализировались в различных областях медицинских знаний.
Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.
Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными. Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили широкое признание. Так, при Омёйядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в лечении женских болезней обладали сестра Ал-Хафида ибн Зухр и ее дочери (их имена нам не известны); они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура.
Высокий уровень организации
Значительный расцвет
С увеличением лекарственных
Однако ни одно новое лекарственное средство не могло получить путевку в жизнь без фармакологического его изучения врачами, равно как и врачи не могли обойтись без аптекарей, предлагавших им новое лекарство.
Особенно плодотворна была совместная работа выпускников Салернской медицинской школы южнее Неаполя (IX-Х вв.), реорганизованной в XI веке в университет, где обучались врачи и фармацевты. Именно в этой школе в 1140г. была составлена первая европейская фармакопея «Антидотарий» — сборник противоядий, включающий всего около 60 рецептов лекарств, но где впервые была введена весовая единица — гран, равная весу одного пшеничного зерна средней величины, а также другие единицы (скрупула, драхма, унция). Введение этих единиц позволило врачам более точно определить разовую, суточную и недельную дозы лекарств для изучения их фармакологического действия, а аптекарям ввести государственную таксу на лекарства.