Судебный порядок защиты прав пациента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы является защита прав пациентов.
Объектом – судебный порядок защиты прав пациентов.
Целью работы является анализ юридического положения пациента, а также его правовой защиты в сфере медицинских или косметологических услуг.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Основные правовые принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации.......................................................................................6
1.1. Правовые гарантии и обязанности пациента в момент оказания ему медицинских или косметологических услуг............................................6
1.2. Врачебная ошибка и ее допустимость в сфере медицинских или косметологических услуг...........................................................................12
Глава 2. Уголовная ответственность работников здравоохранения при ненадлежащем оказании медицинских или косметологических услуг....20
2.1. Понятие преступного деяния медицинских работников.................20
2.2. Основания для привлечения к уголовной ответственности работников здравоохранения.....................................................................29
Глава 3. Судебный порядок защиты прав пациента....................................32
3.1. Система судов в Российской Федерации...........................................32
3.2. Процедура подачи искового заявления пациентом в суд................33
3.3. Процедуры защиты пациентом своих нарушенных прав в суде.....41
Заключение.............................................................................................................43
Список использованных источников.................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Cудебный порядок защиты прав пациента.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                       Cодержание

 

 

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Основные правовые принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации.......................................................................................6

1.1. Правовые гарантии и обязанности  пациента в момент оказания  ему  медицинских или косметологических услуг............................................6

1.2. Врачебная ошибка и ее допустимость в сфере медицинских или  косметологических услуг...........................................................................12

Глава 2. Уголовная ответственность   работников здравоохранения  при ненадлежащем оказании медицинских или косметологических услуг....20

2.1. Понятие  преступного деяния  медицинских работников.................20

2.2. Основания для привлечения к уголовной ответственности  работников здравоохранения.....................................................................29

Глава 3. Судебный порядок защиты прав пациента....................................32

3.1. Система судов в Российской  Федерации...........................................32

3.2. Процедура подачи искового  заявления пациентом  в суд................33

3.3. Процедуры защиты пациентом своих нарушенных прав в суде.....41

Заключение.............................................................................................................43

Список использованных источников...................................................................46

Приложение.

Образец искового заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья........................................................................................48

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения. Укрепление и защита здоровья - важнейшее условие для обеспечения благополучия и достойного существования человека. Все государства должны нести ответственность за здоровье своих граждан и, хотя они не могут гарантировать всем хорошее здоровье, однако должны создать определенные предпосылки для охраны и улучшения здоровья людей [ 17. С. 112].

В отношениях между врачами и их пациентами есть нравственное начало. Хотя многие из этих отношений регулируются юридическими нормами, однако, большинство граждан, обращающихся к врачу, недостаточно хорошо знают свои права и обязанности. Этому способствовало то обстоятельство, что в течение долгого времени отношения врача и пациента в нашей стране регулировались в основном приказами и инструкциями Министерства здравоохранения, издаваемыми с грифом «для служебного пользования» и потому мало доступными для населения, а многие данные медицинской статистики были закрыты [ 19. С. 222].

Право на здоровье, в отличие от других прав человека, сравнительно недавно стало предусматриваться конституциями многих стран мира. В конституциях XVIII - XIX вв. не было упоминаний о праве на здоровье, хотя другие права человека и провозглашались. В международном масштабе право человека на здоровье было признано в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25): «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи». Качество оказания медицинской помощи в последнее время становится одним из наиболее актуальных вопросов современной системы здравоохранения. Все чаще в повседневной жизни приходится сталкиваться с понятием ответственности за неадекватно проводимое лечение. Все это привело к появлению новой тенденции в практической медицине, когда ответственность медицинского работника должна резко повышаться и принципиально изменяться.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что каждый человек с момента его рождения и до смерти является потенциальным субъектом медицинских правоотношений, и от правильных или неправильных, ошибочных действий медицинского работника зависит не только его здоровье, но и самая главная ценность человека - его жизнь [1].

Предметом курсовой работы является защита прав пациентов.

Объектом – судебный порядок защиты прав пациентов.

Целью работы является анализ юридического положения пациента, а также его правовой защиты в сфере медицинских или косметологических услуг. Цель курсового исследования обусловила стоящие перед ним задачи, которые заключаются в следующем:

  • рассмотреть основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации, права и обязанности пациентов в сфере медицинского обслуживания;
  • изучить понятие врачебной ошибки и пределы ее допустимости;
  • проанализировать условия и основания привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в ненадлежащем оказании медицинских, косметологических услуг;
  • изучить процесс и особенности подачи искового заявления в уголовном процессе в сфере оказания медицинских услуг.

При написании курсовой работы были использованы нормативно – правовые акты, регулирующие правовые гарантии пациента, а также научная и учебная литература по теме исследования.

Курсовая работа состоит из введения, заключения и трех глав, в каждой из которых соответственно рассматриваются: права и обязанности пациентов; судебный процесс и условия для привлечения к уголовной ответственности в сфере медицинского обслуживания; судебный порядок защиты прав пациента.

В конце исследования имеется список использованной при написании курсовой работы литературы, а также в приложении представлен образец искового заявления пациента о возмещении ему вреда, причиненного повреждением здоровья.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Правовые гарантии и обязанности пациента в момент оказания ему медицинских или косметологических услуг

 

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами президента и правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ [5].

Государство обеспечивает гражданам право на охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность [5].

"Способ государственной защиты" означает, что государство формулирует общеобязательный свод правил, зафиксированных в Законе «О здравоохранении» от 11 января 2002 года. . В него входит 15 правил, которыми обязаны руководствоваться медицинские работники и должностные лица медицинских организаций по отношению к своим клиентам. Настоящий Закон определяет государственную политику в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности системы здравоохранения, регулирует общественные отношения в области охраны здоровья населения Российской Федерации. Установлено, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании лечении;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8)отказ от медицинского вмешательства;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

14) непосредственное знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;

15) обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав [5].

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  • выбор врача, в том числе семейного, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • проведение по его просьбе консилиума и консультаций у других специалистов;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, а также иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
  • добровольное согласие на медицинское вмешательство;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  • получение медицинских и иных услуг в рамках программ обязательного или добровольного медицинского страхования;
  • возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
  • допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  • допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутреннего распорядка учреждения [3].

Пациент в случае нарушения его прав может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу ЛПУ, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие медицинские ассоциации, лицензионные комиссии либо в суд.

При внимательном рассмотрении проблемы становится очевидным, что факт законодательного закрепления за каждым человеком, обращающимся за медицинской помощью, конкретного перечня прав, привел к возникновению существенных изменений в сфере здравоохранения.

Потребитель обязан:

  • своевременно оплатить стоимость платной медицинской услуги;
  • сообщить необходимые данные о состоянии здоровья;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка в государственной организации здравоохранения;
  • своевременно информировать государственную организацию здравоохранения об обстоятельствах, которые могут повлиять на исполнение договора [7].

Потребитель имеет право:

  • требовать предоставления платных медицинских услуг в соответствии с протоколами обследования и лечения;
  • требовать сведения о наличии специального разрешения (лицензии);
  • получать информацию о расчете стоимости платной медицинской услуги [7].

Потребители платных медицинских услуг вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда жизни или здоровью, компенсации за причинение морального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае несоблюдения государственной организацией здравоохранения обязательства по срокам исполнения платных медицинских услуг потребитель имеет право по своему выбору (если другое не оговорено в договоре):

  • дать согласие на новый срок оказания платных медицинских услуг;
  • потребовать исполнения платной медицинской услуги другим специалистом;
  • расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков [7].

В случае нарушения установленных договором сроков исполнения платных медицинских услуг потребитель вправе требовать выплату неустойки в порядке и размере, определяемых договором.

Как потребитель медицинской услуги пациент обладает следующими правами:

  • на безопасность услуги. При этом безопасной медицинская услуга признаётся при отсутствии недопустимого риска, не оправданного нуждами состояния здоровья пациента и соответствующими им потребностями медицинского воздействия. Медицинские услуги должны включать возможность допустимого вмешательства в состояние здоровья пациента ради устранения или приостановления имеющегося заболевания, предотвращения большего вреда от заболевания, а также включать вероятность проявления сопутствующих, побочных свойств медицинского воздействия (осложнений), специально оговорённых в договоре на возмездное оказание медицинских услуг;
  • на информацию об исполнителе услуги и самой услуге (ст. 8-10 Закона), при этом пациент вправе не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг;
  • на соблюдение исполнителем услуги сроков оказания медицинских услуг, в том числе на своевременность медицинских услуг, исходя из их специфики (ст. 27 Закона);
  • на соблюдение качества оказываемых услуг при соразмерности предпринятых в условиях обоснованного риска усилий тяжести патологического процесса (заболевания), а также на отсутствие недостатков оказанных медицинских услуг (Закон отдельно регулирует вопросы, связанные со сроками и порядком обнаружения недостатков оказанных услуг, что особенно актуально в тех случаях, когда пациент, одновременно с оказанием ему медицинской услуги, приобретает ещё и определённую работу медицинского характера (например, при оказании ему ортопедических услуг в стоматологии)) (ст. 4 Закона);
  • на информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст. 36 Закона);
  • на выбор и использование санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, а именно - безвозмездного устранения недостатков, соразмерного уменьшения цены за услугу, возмещение понесённых расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков [5].

Информация о работе Судебный порядок защиты прав пациента