Телемедицина в практической деятельности врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:56, реферат

Краткое описание

Считается, что термин «телемедицина» был введен в научный оборот R. Mark в 1974 году, по другим данным, это сделал Кеннет Томас Берд (Thomas Bird) в 1972 году). Однако идеи телемедицины были реализованы ещё в начале ХХ века, когда по телефону впервые были переданы звуки сердцебиения. С развитием космических исследований многие новые задачи телемедицины возникали и решались в интересах постоянного контроля за состоянием здоровья космонавтов на орбите. Сегодня понятие «телемедицина» объединяет множество телекоммуникационных и информационных методов, применяемых в здравоохранении, а также их разнообразные клинические приложения. Существует несколько десятков определений телемедицины, отличающихся как по степени детализации её характеристик, так и по содержанию включаемых в неё технологий и направлений.

Содержание

Вступление
Здравоохранение и общество
История телемедицины
Содержание термина "телемедицина"
Телемедицинские центры
Основные направления телемедицины
Телемедицинские консультации
Отложенные телеконсультации
Консультации в режиме реального времени
Консультации в режиме реального времени
Телеобучение
Трансляция хирургических операций
Телемедицина ургентных состояний, чрезвычайных ситуация и катастроф
Мобильные телемедицинские комплексы
Системы дистанционного биомониторинга
Домашняя телемедицина
Космическая телемедицина
Национальная телемедицинская сеть
Развитие телемедицины в мире
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Telemeditsina.docx

— 243.91 Кб (Скачать файл)

Тверская Государственная Медицинская  Академия

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тверская государственная медицинская академия»

Министерства  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации

 

Кафедра медицинской  и биологической физики и информатики

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Медицинская информатика»

 

на тему: «Телемедицина в практической деятельности врача»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

студентка I курса

стоматологического факультета

группа 105

 

Зюзина Е.С.

 

Проверил:

доцент Залетов А.Б.

 

 

 

 

Тверь, 2013

 

Оглавление:


 

  1. Вступление
  2. Здравоохранение и общество
  3. История телемедицины
  4. Содержание термина "телемедицина"
  5. Телемедицинские центры
  6. Основные направления телемедицины
    1. Телемедицинские консультации
      1. Отложенные телеконсультации
      2. Консультации в режиме реального времени
    2. Консультации в режиме реального времени
    3. Телеобучение
    4. Трансляция хирургических операций
    5. Телемедицина ургентных состояний, чрезвычайных ситуация и катастроф
    6. Мобильные телемедицинские комплексы
    7. Системы дистанционного биомониторинга
    8. Домашняя телемедицина
    9. Космическая телемедицина
  7. Национальная телемедицинская сеть
  8. Развитие телемедицины в мире
  9. Заключение

 

Телемедицина  — направление  медицины, основанное на использовании  компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской  информацией между специалистами  с целью повышения качества диагностики  и лечения конкретных пациентов.

 

История телемедицины


 

Считается, что термин «телемедицина» был введен в научный оборот R. Mark в 1974 году, по другим данным,  это сделал Кеннет Томас Берд (Thomas Bird) в 1972 году). Однако идеи телемедицины были реализованы ещё в начале ХХ века, когда по телефону впервые были переданы звуки сердцебиения. С развитием космических исследований многие новые задачи телемедицины возникали и решались в интересах постоянного контроля за состоянием здоровья космонавтов на орбите. Сегодня понятие «телемедицина» объединяет множество телекоммуникационных и информационных методов, применяемых в здравоохранении, а также их разнообразные клинические приложения. Существует несколько десятков определений телемедицины, отличающихся как по степени детализации её характеристик, так и по содержанию включаемых в неё технологий и направлений. Системообразующий принцип телемедицины: один из терминалов (целевых точек) системы телемедицины обязательно должен быть пациент. Н. Браун (руководитель телемедицинского проекта в Портлендском (Орегон) исследовaтельском центре) определяет телемедицину, как использование телекоммуникаций для предоставления медицинской информации и услуг, как «нечто среднее» между простым обсуждением клинического случая двумя врачами по телефону, и проведением интерактивной видео-консультации между медицинскими центрами разных стран с использованием спутниковой связи. ВОЗ в 1997 году ввела несколько более широкое понятие — медицинская телематика, означающий деятельность, услуги и системы, связанные с оказанием медицинской помощи на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий, направленные на содействие развитию здравоохранения, осуществление эпидемиологического надзора и предоставление медицинской помощи, а также обучение, управление и проведение научных исследований в области медицины.

 

Здравоохранение и общество


 

Медицинское обслуживание охватывает не только коммерческие и технологические  аспекты. Иметь хорошее здравоохранение  настолько важно для общества, что эту область нельзя строить  исключительно на условиях свободного рынка. В большинстве стран существуют крепкие связи между системами  медицинских услуг и государственным  сектором, который дает возможность  обеспечить минимальные медицинские  стандарты для всех членов общества. Фундамент системы здравоохранения составляют приемные врачей, клиники, больницы, сеть консультантов и страховые компании. Для больниц информационные системы являются бесценными инструментами, благодаря которым врачи могут быстрее и точнее принимать жизненно важные решения и улучшить обслуживание пациентов. Современные технологии помогают и пациентам в принятии решений, поскольку медицинские данные подаются в простой и понятной форме. Информационные системы обеспечивают необходимыми данными тех, кто осуществляет уход за больными, в частности аптекарей и врачей, а также пациентов. Ключевым компонентом этого механизм являются системы регистрации, которые для создания и сохранения информации используют Интернет и веб-службы. Возможность консультирования с коллегами из крупных медицинских центров снимает проблему профессиональной изолированности медицинских работников небольших населённых пунктов. Практические врачи в процессе регулярного консультирования получают дополнительный опыт и знания. Благодаря телемедицине они могут «посещать» видеолекции или наблюдать за ходом операции, проводимой самыми авторитетными специалистами, находясь в этот момент за сотни и тысячи километров. Общая цель очевидна: превратить слово «здравоохранения» (health) на часть выражения «электронные услуги по здравоохранению» (e-health).

 

Содержание термина "телемедицина"


 

Существует большое количество определений термина "Телемедицина" Формальное определение важно с  юридической и политической точек  зрения. В рамках политики Всемирной  организации здравоохранения в  области телемедицины предлагается следующее определение: «Телемедицина  — это комплексное понятие  для систем, услуг и деятельности в области здравоохранения, которые  могут дистанционно передаваться средствами информационных и телекоммуникационных технологий, в целях развития всемирного здравоохранения, контроля над распространением болезней, а также образования, управления и исследований в области медицины».

 

 

Телемедицинские центры


 

Оптимальным является создание региональных центров, вокруг которых  формируется телемедицинская инфраструктура региона и осуществляется дальнейшее распространение системы "на периферию" - до районных и участковых больниц. Телемедицинские центры могут существовать на базе медицинских учреждений, учебных  или научных центров, или как  самостоятельные коммерческие или  некоммерческие организации. Такой  центр производит услуги для потребителей трех категорий:

  1. медицинские организации
  2. медицинские работники
  3. пациенты

 

Направления деятельности телемедицинского центра можно разделить на следующие:

 

Клиническое

Проведение консультаций, организация видеоконференций и  консилиумов, работа по пересылке посредством  электронной почты результатов  диагностических исследований для  получения заключений и рекомендаций из удаленных медицинских учреждений.

Образовательное

Организация и проведение семинаров, учебных циклов для медицинских  работников. Создание и сопровождение  серверов, медицинских баз данных и информационно-справочных систем.

Научно-исследовательское

Разработка и внедрение  новых телемедицинских технологий. Подготовка и публикация научных  обзоров, статей.

Организационно-методическое

Обучение персонала кабинетов  телемедицины, подготовка и распространение  методических материалов.

Информационно-коммуникационное

Организация обмена информацией  отчетного и статистического  характера между учреждениями здравоохранения, специалистами. Техническое обеспечение  электронными почтовыми ящиками.


 

 

Основные направления телемедицины


Телемедицинские консультации

 

Телемедицинские консультации осуществляются путём передачи медицинской  информации по телекоммуникационным каналам  связи. Консультации могут проводиться  как в «отложенном» режиме, так  и в режиме реального времени.

Рисунок I

Отложенные телеконсультации

 

Это наиболее дешевый и  простой способ организации консультации на расстоянии путём передачи медицинской  информации по электронной почте. Он мало подходит для экстренных случаев, однако малозатратен и весьма эффективен при надлежащем организационном обеспечении процесса. Хорошим примером организации системы отложенных телемедицинских консультаций может служит телемедицинская система Пензенской области, где в эту систему были включены все центральные районные больницы, а в качестве консультантов служат ведущие специалисты всех областных ЛПУ.

 

Консультации в режиме реального времени

 

Система телемедицины, обеспечивающая консультации в режиме реального  времени. Эти консультации более  требовательны к техническому оснащению, их проводят с использованием широкополосных каналов связи и видеоаппаратуры. Различают плановые, экстренные видеоконсультации и видеоконсилиумы. Во всех этих случаях обеспечивается непосредственное общение между консультантом и лечащим врачом. Чаще всего такие консультации проводятся с участием больного. При этом сеанс видеоконференцсвязи может проходить как между двумя абонентами, так и между несколькими абонентами в так называемом многоточечном режиме, т.е. наиболее сложные случаи могут обсуждаться консилиумом врачей из разных медицинских центров. Считается, что дистанционная видеоконсультация в 20 раз дешевле поездки пациента с Урала в Москву, для Якутии и Забайкалья - в 40 раз (в случае необходимости сопровождения пациента медицинским работником стоимость поездки удваивается). В зависимости от расстояния между пунктами соотношение этих затрат может составлять до 50 раз в пользу телемедицины. Телемедицинские системы позволяют организовать диалог с врачом-экспертом (видеоконференцию) на любом расстоянии и передать практически всю необходимую для квалифицированного заключения медицинскую информацию (выписки из истории болезни, рентгенограммы, компьютерные томограммы, снимки УЗИ и т.д.).

Телеобучение

 

Проведение лекций, видеосеминаров, конференций с использованием телекоммуникационного оборудования. Во время таких лекций преподаватель может иметь интерактивный контакт с аудиторией. В результате использования таких технологий у врача появилась реальная возможность непрерывного профессионального образования без отрыва от места работы. Лекции, как и видеоконсультации могут проходить в многоточечном режиме, таким образом, лекция может быть прочитана сразу для слушателей из нескольких регионов.

 

Трансляция хирургических  операций

Применение сетевых видеокамер позволяет организовать трансляцию хирургической операции. Например, через стандартные средства Интернета  уже на протяжении восьми лет обеспечен  доступ к видеокамерам, установленным  в лаборатории телемедицины и  операционных Российского научного центра хирургии РАМН. Данная технология может использоваться также в  режиме «теленаставничества», когда более опытный врач дистанционно контролирует действия менее опытного коллеги в режиме реального времени.

Телемедицина ургентных  состояний, чрезвычайных ситуация и  катастроф

 

К данному направлению  относится внедрение телемедицины в практику оказания неотложной медицинской  помощи и обеспечения выживания  в экстремальных условиях, а также  применение телемедицинских технологий при ликвидации последствий техногенных, природных катастроф и оказании помощи жертвам боевых действий и террористических актов.

Мобильные телемедицинские  комплексы

 

Получают развитие мобильные  телемедицинские комплексы (переносные, на базе реанимобиля и т.д.) для работы на местах аварий. Малогабаритные мобильные диагностические комплексы можно использовать в отсутствии телемедицинских кабинетов и центров, непосредственно там, где возникла необходимость. Этими средствами целесообразно оснащать и машины скорой помощи, и семейных врачей, районные и сельские больницы, бригады медицины катастроф и санитарной авиации, медицинские формирования МЧС и подразделений МО. Современный мобильный телемедицинский комплекс объединяет в себе мощный компьютер, легко сопрягаемый с разнообразным медицинским оборудованием, средства ближней и дальней беспроводной связи, средства видеоконференции и средства IP-вещания.

 

Системы дистанционного биомониторинга

 

Телемедицинские системы  динамического наблюдения применяются  для наблюдения за пациентами, страдающими  хроническими заболеваниями, а также  на промышленных объектах для контроля состояния здоровья работников (например, операторов на атомных электростанциях). Многообещающим направлением развития таких систем является интеграция датчиков в одежду, различные аксессуары, мобильные телефоны. Например, жилет  с набором биодатчиков, регистрирующих ЭКГ, артериальное давление и ряд  других параметров, или мобильный  телефон с возможностью регистрации  ЭКГ и отправки ее средствами GPRS в медицинский центр, а также  с возможностью определения координат  человека в случае угрозы жизни.

Домашняя телемедицина

Это дистанционное оказание медицинской помощи пациенту, проходящему  курс лечения в домашних условиях. Специальное телемедицинское оборудование осуществляет сбор и передачу медицинских  данных пациента из его дома в отдаленный телемедицинский центр для дальнейшей обработки специалистами. Это важно, например, для больных с сердечной  недостаточностью, нуждающихся в  регулярных и частых обследованиях. Комплексы, включающие датчики, измеряющие температуру тела, давление крови, парциальное  давление кислорода, ЭКГ и функции  дыхания, соединены с настольным монитором, который, в свою очередь, автоматически отправляет данные в  телемедицинский центр.

Информация о работе Телемедицина в практической деятельности врача