Ухтомский Алексей Алексеевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:10, биография

Краткое описание

Алексей Алексеевич Ухтомский родился 25 июня 1875 г. в городе Рыбинске на Волге. Годы детства и юности, проведенные в небольшом волжском городке, Алексей Алексеевич всегда вспоминал с нежностью, гордился своей родиной, всю жизнь называл себя «волгарем». Закончив начальную гимназию, по настоянию отца будущий ученый продолжил свое образование в среднем военно-учебном заведении — кадетском корпусе Нижнего Новгорода.

Вложенные файлы: 1 файл

Алексей Алексеевич Ухтомский.docx

— 225.04 Кб (Скачать файл)

Алексей Алексеевич Ухтомский.

Краткая биография.

Алексей Алексеевич Ухтомский  родился 25 июня 1875 г. в городе Рыбинске на Волге. Годы детства и юности, проведенные в небольшом волжском городке, Алексей Алексеевич всегда вспоминал с нежностью, гордился своей родиной, всю жизнь называл  себя «волгарем». Закончив начальную  гимназию, по настоянию отца будущий  ученый продолжил свое образование  в среднем военно-учебном заведении  — кадетском корпусе Нижнего  Новгорода. Но выпускника кадетского корпуса  Алексея Ухтомского не привлекала карьера  военного. В то время более всего  его интересовали гуманитарные науки, а именно — история, философия. Алексей  переехал в Москву и, успешно сдав экзамены, стал слушателем философского и исторического факультетов  Московской духовной семинарии. Глубокие философские изыскания, желание  познать сущность материи, поиск  ответов на извечный вопрос философии  «Что есть человек?» побудили Алексея  обратиться к естественным наукам, в частности к физиологии. 24-летний Алексей Ухтомский в очередной  раз резко меняет сферу своих  интересов и продолжает образование, поступив на физико-математический факультет  Петербургского университета. В 1902 г. он уже пробует силы на новом для  себя поприще: талантливого, любознательного  и прилежного студента приглашают для  работы в физиологическую лабораторию  физико-математического факультета, которой руководил в то время  Н.Е. Введенский. В 1904 г., подготавливая  демонстрационный опыт для лекции своего учителя, Ухтомский заметил, что  у собаки в период подготовки к  акту дефекации (опорожнения кишечника) электрическое раздражение двигательных точек коры головного мозга начинает тормозить движение конечностей  и, напротив, усиливает возбуждение  в центрах дефекации, заложенных в поясничных сегментах спинного мозга. Как только дефекация завершилась, электрическое возбуждение двигательных точек коры головного мозга начало вызывать обычное движение конечностей. Это случайное наблюдение привлекло  внимание Ухтомского, который попытался  найти объяснение подобного явления. Серия аналогичных опытов подтвердила  мнение исследователя о том, что  существует некая закономерность, объясняющая ряд законов деятельности центральной нервной системы, выделенная, описанная и названная Ухтомским доминантой. Изучению данной проблемы, разработке учения и доминанте Алексей Алексеевич посвятил несколько лет своей научной работы. Ряд научных трудов, периодически публикуемых в научных журналах, позднее были объединены им в одну работу «О зависимости двигательных кортикальных эффектов от побочных центральных влияний» — докторскую диссертацию, которую Ухтомский блестяще защитил в 1911 г. В 1912 г. Ухтомскому было присвоено звание приват-доцента и предоставлено право чтения лекций студентам. Ухтомский разработал и читал курс лекций по мышечной и нервной физиологии и физиологии органов чувств. Новый 1915 г. принес перспективному ученому звание прозектора (ассистента профессора, подготавливающего анатомические препараты, опыты, иллюстрирующие его лекции) физиологической лаборатории Петроградского университета. Ухтомский помогает Введенскому в работе над его концепцией лабильности, продолжает трудиться над собственной теорией. В 1918 г. Алексей Алексеевич Ухтомский стал штатным доцентом, а чуть позже — профессором и заместителем заведующего физиологической лабораторией. После смерти Введенского в 1924 г. он возглавил работу лаборатории, стал заведующим кафедрой физиологии Ленинградского университета, которой руководил до своей кончины. Ухтомский продолжил разработку того нового направления в физиологической науке, фундамент которого был заложен Н.Е. Введенским. Научные работы А. Ухтомского и его учеников были посвящены физиологии нервно-мышечного аппарата и нервных центров. Он ставил перед собой задачу найти на нервно-мышечном препарате принципиальные пути для постижения общих закономерностей жизнедеятельности органов, систем органов и организма в целом. Школа Введенского—Ухтомского, лидером которой был Алексей Алексеевич, считала, что в физиологии принципиально невозможны статические закономерности. Школа ставила своей задачей установить причины и механизмы, обусловливающие постоянно меняющееся состояние живой системы, и пришла к выводу, что вне учета роли раздражителя и истории живой системы принципиально невозможно определить закономерности течения и преобразования функций в организме. Опираясь на материалы исследований ученых своей школы, А. А. Ухтомский сформулировал взаимоотношение живой системы и раздражителя в виде следующих положений: 1) при одном и том же раздражении содержание текущей реакции определяется историей или функциональным состоянием живой системы; 2) при одном и том же функциональном состоянии живой системы содержание ее ответной реакции определяется особенностями действующего раздражителя. Ухтомский доказать ошибочность распространенных представлений о рефлекторной деятельности, которая якобы имеет лишь защитное значение для организма и направлена на удаление или прекращение раздражения. Он подчеркнул, что рецепторы организма животного не могли развиваться, если бы рефлекторная система только защищала их от сближения с раздражителем. На примере анализа рефлекса экстензорного толчка (разгибания конечностей) А.А. Ухтомский обосновал представление, согласно которому рефлекторная система в первую очередь дает место реакциям сближения со средой, позволяющим распознавать ее, тогда как реакции защитного и отрицательного значения выступают лишь во вторую очередь. Окончательно учение Ухтомского о доминанте было сформулировано в 1922 г. В настоящее время оно вошло в повседневный клинический обиход. В психологии доминанта принята как физиологическая основа и предпосылка поведения. Под доминантой Ухтомский понимал временно господствующий в центральной нервной системе рефлекс или рефлекторное поведение. Господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения преобразует и изменяет работу прочих рефлекторных аппаратов в целом. Так, например, если в организме в данный момент осуществляется рефлекторный акт, связанный с приемом пищи, то он перестает реагировать на те раздражители, которые в других условиях вызывали бы у него защитные рефлексы. То же самое можно сказать и в отношении защитного рефлекса, полового рефлекса и т.д., когда при осуществлении одних рефлекторных движений исключается возможность выполнения других. Доминанта — рабочий принцип и основное правило деятельности нервной системы, которому подчиняется осуществление любой рефлекторной реакции организма. Доминанта характеризуется следующими основными чертами: 1)  в центре, становящемся доминантным, повышается возбудимость; 2)  возбуждение в этом центре отличается стойкостью: оно не может быть мимолетным во времени; 3) доминирующий центр способен стимулировать возбуждение; 4) возбуждение доминантного центра обладает инерцией; дальние волны возбуждения подбадривают установившуюся доминантную реакцию, ускоряя ее разрешение; 5) возбуждение доминантного центра сопряжено с торможением других рефлекторных механизмов, не принимающих участия в доминантной реакции. Разрабатывая учение Введенского о физиологической лабильности, Ухтомский создал собственное учение об усвоении ритма (работа 1926 г. «Усвоение ритма в свете учения о парабиозе»). Учение об усвоении ритма используется и сегодня в физиологических исследованиях для понимания деятельности нервных клеток и отдельных структур мозга, а также при конструировании ряда автоматических устройств. В 1927 г. были опубликованы книга Ухтомского «Физиология двигательного аппарата», развивающая оригинальную систему взглядов ученого на понимание природы утомления, а также монография «Учение о парабиозе». С 1928 г. А.А. Ухтомский, в связи с выдвинутым им учением об усвоении ритма, предпринял глубокую разработку проблемы физиологической лабильности. Лабильность — характеристика живой ткани, выражающая способность ее воспроизвести определенное максимальное число возбуждений в единицу времени. Длительность протекания одиночного возбуждения характеризует ритм возбуждений, который способен воспроизвести тот или иной орган в единицу времени. Для классической физиологии этот ритм является постоянной и неизменной характеристикой органа, что привело к представлению о собственном ритме, различном и неизменном для разных органов. Ухтомский установил способность органов и организма в целом перестраивать ритм своих возбуждений в соответствии с ритмом раздражений, навязываемым извне. Орган способен в широких пределах менять ритм воспроизводимых им возбуждений, удлиняя или укорачивая длительность протекания каждого возбуждения в отдельности, что дает возможность органу усваивать более высокие ритмы раздражения, присущие тому или иному органу. Им было доказано, что в процессе усвоения ритма деятельность и работоспособность органа не понижается, как этого можно было бы ожидать, а наоборот, повышается, сопровождается увеличением интенсивности обмена веществ и сокращением цикла или длительности отдельного возбуждения. Этот факт огромной принципиальной важности окончательно исключил возможность понимания процесса торможения как результата истощения деятельности организма. Опираясь на учение об усвоении ритма и физиологической лабильности, А.А. Ухтомский незадолго до смерти поставил проблему биологического равновесия. Биологические системы, по мнению Ухтомского, характеризуются скоростями восстановления равновесия, причем они либо возвращаются к исходному состоянию равновесия, либо переходят к новому состоянию равновесия. С этой точки зрения, приспособляемость организма к среде следует рассматривать не только как способность более или менее быстрого возвращения к так называемому исходному равновесию, но и как способность создания новых видов равновесия. Алексей Алексеевич был блестящим педагогом. Каждой лекции предшествовала тщательная подготовка. В аудитории, где читал лекцию Ухтомский, можно было увидеть не только студентов, аспирантов, но и прославленных ученых. Впервые в истории высшего образования он вел курс лекций по высшей нервной деятельности и сравнительной физиологии, принимал активное участие в организации рабочего факультета при Петроградском университете (открыт в 1919 г.) и кафедры физиологии труда (работала с 1930 г.). Одному из учеников А.А. Ухтомского, профессору М.И. Виноградову, принадлежит следующая, достаточно меткая характеристика личности Ухтомского: «Всякий, кому приходилось встречаться с этим глубоким и своеобразным умом, выносил незабываемое впечатление громадной умственной мощи и в то же время чрезвычайной тонкости и проникновенности». В 1931 г. Алексей Алексеевич Ухтомский был награжден Ленинской премией, в 1935 г. избран действительным членом Академии наук СССР. Умер выдающийся русский физиолог А.А. Ухтомский в 1942 г. в осажденном фашистами Ленинграде.

       Основные творческие достижения.

Основные работы А. А. Ухтомского посвящены физиологии нервно-мышечного  двигательного аппарата и деятельности нервных центров. Им создано учение о доминанте, являющейся одним из основных законов деятельности нервной  системы. Учением об усвоении ритма возбуждений живыми тканями, которое позволяет вскрыть механизм эволюционного преобразования живых систем в микроинтервалах времени, он заложил основы эволюционной физиологии.

Школа Введенского — Ухтомского решительно порывает с историческими метафизическими традициями классической физиологии. Классическая физиология ставила своей целью установить некие постоянные законы жизнедеятельности органов и тканей, не зависящие как от времени — предыдущей и текущей истории живой системы, — так и от особенностей действующего раздражителя. Согласно основным представлениям классической физиологии, качественная сторона ответной реакции органа предопределена так называемым «законом специфической энергии», а количественная сторона — законом «всё или ничего». 
Согласно «закону специфической энергии», который мыслится как некое изначальное и постоянное свойство живой ткани, последняя реагирует, независимо от характера действующего раздражителя, всегда однозначно. Так, например, если глаз будет подвергаться не только раздражению светом, который является для глаза адекватным раздражителем, но и действию таких раздражителей, как механический или электрический, организм во всех случаях будет отвечать зрительным ощущением. То же самое относится не только к другим органам чувств, для которых первоначально был сформулирован закон специфической энергии, но и ко всем живым тканям. Так, например, мышца всегда отвечает сокращением, независимо от характера действующего раздражителя. Согласно закону «всё или ничего», живая ткань, независимо от характера раздражителя, если только его действие достигает известной пороговой величины, отвечает всегда максимальной реакцией, одинаковой как по своей величине, так и по длительности течения. Согласно представлениям классической физиологии, не только раздражитель, но и функциональное состояние живой системы, т. е. история — изменение её в микроинтервалах времени, не определяют жизнедеятельности и содержания ответных реакций органов и организма в целом. 
Принципиально иную позицию в понимании значения действующего раздражителя и функционального состояния живой системы заняла школа Введенского — Ухтомского. Считая, что в физиологии принципиально невозможны статические закономерности, школа поставила своей задачей установить причины и механизмы, обусловливающие постоянно меняющееся состояние живой системы. Вне учёта роли раздражителя и истории живой системы принципиально невозможно определить закономерности течения и преобразования функций в организме. Опираясь на фактический материал своей школы, А. А. Ухтомский сформулировал взаимоотношение живой системы и раздражителя в виде следующих положений: 
1. При одном и том же раздражении содержание текущей ответной реакции определяется историей или функциональным состоянием живой системы. 
2. При одном и том же функциональном состоянии живой системы содержание её ответной реакции определяется особенностями действующего раздражителя. 
Принципиальные установки классической физиологии уводили физиологию в сторону от основных проблем эволюционной биологии. В самом деле, эволюционисты-морфологи должны были признать за раздражителем внешней среды, так же как и за временем, роль факторов, имеющих громадное влияние и на ход эволюции, и на конечные результаты её. Между тем классическая физиология отрицает значение этих факторов в изменении содержания ответных реакций в микроинтервалах времени. Если отрицать значение этих факторов в функциональном преобразовании живых систем в микроинтервалах времени, то тогда, невозможно понять значение их как факторов развития в микроинтервалах времени как в фило-, так и в онтогенезе. 
Установив на огромном фактическом материале то значение, которое имеют раздражитель и время (история системы) в качестве факторов, определяющих функциональную перестройку живой системы в микроинтервалах времени, А. А. Ухтомский тем самым перебросил мост к основным проблемам эволюционной биологии. Таким образом, учение школы Введенского — Ухтомского ведёт к слиянию физиологии и эволюционной биологии и, вместе с тем, закладывает основы эволюционной физиологии как исторической дисциплины. 
В противоположность классическим представлениям в физиологии, А. А. Ухтомский является противником понимания нервного процесса как обратимого, с возможным возвратом к исходному состоянию. Живая система в ходе своей эволюции принципиально необратима не только в макро -, но и в микроинтервалах времени. 
А. А. Ухтомский вскрыл ошибочность распространённых представлений о рефлекторной деятельности, которая якобы всегда имеет лишь защитное значение для организма и направлена на удаление или прекращение раздражения и раздражителя. Он подчеркнул, что рецепторы животного организма не могли бы развиваться, если бы рефлекторная система только ограждала их от сближения с раздражителем. На примере анализа рефлекса экстензорного толчка (разгибание конечности) А. А. Ухтомский обосновал представление, согласно которому рефлекторная система в первую очередь даёт место реакциям сближения со средой, позволяющим распознавать её, тогда как реакции защитного и отрицательного значения выступают лишь во вторую очередь. 
В 1927 г. вышла книга А. А. Ухтомского «Физиология двигательного аппарата», представлявшая собой переработанный курс лекций, читанный студентам Ленинградского университета. В этой книге А. А. Ухтомский, в частности, развил оригинальную систему взглядов в понимании природы утомления. Дальнейшая разработка этой проблемы нашла своё отражение в его докладе «Возбуждение, утомление» торможение» на V Всесоюзном съезде физиологов в 1934 г. 
В том же 1927 г. вышла другая монография А. А. Ухтомского «Учение о парабиозе». В ней он не только раскрыл для физиологии всю глубину учения, созданного Н. Е. Введенским, но и указал на ту преемственную связь, которая существует между учением о парабиозе и учением, о доминанте. 
Учение А. А. Ухтомского о доминанте, в основных чертах намеченное в диссертации 1911 г., окончательно было сформулировано им в 1922 г. Это учение, вскрывающее основные законы поведения организма в окружающей его среде, имеет не только общебиологическое значение. Учение о доминанте в настоящее время вошло в повседневный клинический обиход. В психологии оно принято как физиологическая основа и предпосылка поведения. 
Под доминантой А. А. Ухтомский понимает временно господствующий в центральной нервной системе рефлекс или рефлекторное поведение. Господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения преобразует и изменяет работу прочих рефлекторных аппаратов в целом. Так, например, если в организме в данный момент осуществляется рефлекторный акт, связанный с приёмом пищи, то он перестаёт реагировать на те раздражения, которые в других условиях вызвали бы у него защитные рефлексы. То же самое можно сказать и в отношении защитного рефлекса, полового рефлекса и т. д., когда при осуществлении одних рефлекторных движений исключается возможность выполнения других. 
Доминанта — рабочий принцип или основное правило деятельности нервной системы, которому подчиняется осуществление любой рефлекторной реакции организма. Доминанта характеризуется следующими основными чертами: 1. В центре, становящемся доминантным, повышается возбудимость'. 2. Возбуждение в этом центре отличается стойкостью; оно не может быть мимолётным во времени. 3. Доминирующий центр способен суммировать возбуждения. 4. Возбуждение доминантного центра обладает инерцией; дальние волны возбуждения подбадривают установившуюся доминантную реакцию, ускоряя её разрешение. 5. Возбуждение доминантного центра сопряжено с торможением других рефлекторных механизмов, не принимающих участия в доминантной реакции. 
Согласно прежним представлениям в физиологии, нервный центр — это нечто неизменное, статически постоянное, с присущим для него определённым и единственным качеством возбуждения. А. А. Ухтомский показал, что это качество зависит от его состояний; в другом состоянии тот же центр может приобрести существенно иное значение в общей системе организма. Эти представления А. А. Ухтомского нашли своё подтверждение в хорошо известных в физиологии опытах с перекрёстным сшиванием нервов. Вместе с тем нервный центр не является локально очерченным участком, но представляет собой своего рода созвездие — сопряжённую совокупность участков (то, что А. А. Ухтомский называл констелляцией центров), расставленных, быть может, довольно широко и объединённых не столько постоянными путями, сколько единством рабочего действия. Доминанте принадлежит существенная роль в процессе новообразования реакций организма на среду. 
Если учением о парабиозе Н. Е. Введенского намечены пути для понимания закономерностей жизнедеятельности отдельных тканей и органов, то учение о доминанте А. А. Ухтомского намечает пути для понимания природы и законов жизнедеятельности и физиологического поведения организма в целом. А. А. Ухтомский считал, что когда станет до конца ясным происхождение и подлинная природа парабиотических явлений в нервных элементах, станет понятна и природа доминанты. В этом смысле он считал доминанту детищем парабиоза. 
А. А. Ухтомский глубоко обосновал происхождение торможения из возбуждения в любой части нервной системы. Им было показано, что торможение того или иного нервного процесса есть выражение того, что где-то в центрах возникла новая деятельность с новым направлением работы, более или менее несовместимым с предыдущим направлением деятельности. 
С 1928 г. А. А. Ухтомский, в связи с выдвинутым им учением об усвоении ритма (доклад о котором он сделал впервые на III Всесоюзном съезде физиологов), предпринял глубокую разработку проблемы физиологической лабильности. Лабильность есть характеристика живой ткани, выражающая способность её воспроизвести определённое максимальное число возбуждений в единицу времени. Длительность протекания одиночного возбуждения характеризует ритм возбуждения, который способен воспроизвести тот или иной орган в единицу времени. Для классической физиологии этот ритм является постоянной и неизменной характеристикой органа, что привело к представлению о собственном ритме, различном для разных органов и не меняющемся, если ритм раздражений превосходит собственный ритм возбуждений. А. А. Ухтомский установил способность органов и организма в целом перестраивать ритм своих возбуждений в соответствии с ритмом раздражений, навязываемым извне. Орган способен в широких пределах менять ритм воспроизводимых им возбуждений, удлиняя или укорачивая длительность протекания каждого возбуждения в отдельности, что даёт возможность органу усваивать более высокие ритмы раздражений, присущие тому или иному органу. 
А. А. Ухтомский показал, что в процессе усвоения ритма деятельность и работоспособность органа не понижается, как это можно было бы ожидать, а, напротив, повышается, что сопровождается увеличением интенсивности обмена веществ и укорочением цикла или длительности отдельного возбуждения. Этот факт огромной принципиальной важности окончательно исключил возможность понимания процесса торможения как результата истощения деятельности органов: эволюционное достижение, обеспечивающее организму возможность аналитического исследования среды. 
Едва ли есть в физиологии направление, которое было бы столь близким к общим проблемам патологии и медицины, как созданное Введенским и Ухтомским. Понятие парабиоза, созданное в физиологии Н. Е. Введенским и углублённое А. А. Ухтомским, чисто количественными переходами связывает те процессы в организме, которые мы обозначаем как нормальные, с процессами, которые мы оцениваем уже как патологические явления. Будущая разработка физиологических основ учения об иммунитете и основных проблем фармакологии не может не опираться на учение школы Введенского — Ухтомского. 
Мировая наука обязана А. А. Ухтомскому полным и весьма совершенным раскрытием учения Н. Е. Введенского об основных закономерностях процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Но А. А. Ухтомский не только раскрыл смысл учения Н. Е. Введенского и развил его, но создал и проложил новые пути, которые в значительной мере определяют будущее развитие физиологической науки. 
В 1935 А. А. Ухтомский был избран действительным членом Академии наук СССР. В том же 1935 г. он сделал доклад на пленарном заседании XV Международного физиологического конгресса на тему «Физиологическая лабильность и акт торможения». В наши дни нельзя пройти мимо заключительных слов, сказанных А. А. Ухтомским в этом докладе, столь примечательных и столь созвучных настроениям переживаемого нами времени: «Наука соединяет людей через границы школ, через границы предубеждений и симпатий, через границы наций и государств. В эти дни, когда в воздухе опять носятся тревожные тени и события готовы назреть до сроков, при которых их нельзя уже будет остановить, международное единение учёных должно напрячь все силы, дабы оградить народы от бедствий и стать залогом международного мира. Что касается нас, советских физиологов, мы знаем, что рабоче-крестьянское правительство нашего Союза стоит бдительно на страже событий и сделает всё от него зависящее для укрепления мира». 
Алексей Алексеевич Ухтомский был не только замечательным учёным, но и замечательным гражданином и патриотом своей родины. Везде — на посту делегата Ленинградского совета, руководителя и консультанта физиологических лабораторий и т. д.— Алексей Алексеевич Ухтомский гармонически сочетал в себе практика-общественника и учёного-теоретика. 
А. А. Ухтомский среди студенчества и ближайших своих учеников пользовался исключительной любовью. Это являлось отражением той глубокой любви, которую он сам питал к своим ученикам не только как педагог, но и как чуткий товарищ. 
Педагогическая деятельность А. А. Ухтомского требовала бы специального рассмотрения как предмет особой большой темы. Он глубоко переживал каждую лекцию, которую читал студентам. Каждой лекции предшествовала длительная подготовка. Он неоднократно говорил, что он не мыслит своей научной деятельности без чтения курса физиологии студентам. В аудитории, в которой читал лекции Алексей Алексеевич, можно было видеть не только студентов и молодых научных работников, но и прославленных учёных. 
Одному из учеников А. А. Ухтомского, проф. М. И. Виноградову, принадлежит следующая меткая характеристика личности Ухтомского: «Всякий, кому приходилось встречаться с этим глубоким и своеобразным умом, выносил незабываемое впечатление громадной умственной мощи и в то же время чрезвычайной тонкости и проникновенности». 

Главнейшие труды  А. А. Ухтомского: О зависимости двигательных кортикальных эффектов от побочных центральных влияний (докторская диссертация), Юрьев, 1911; Парабиоз и доминанта, Сборник "Парабиоз", М., 1927; О показателе лабильности функциональной подвижности физиологических приборов, «Труды физиологического института ЛГУ», 14, 3, Л., 1934; Возбуждение, утомление, торможение, «Физиологический журнал», 17, 1114, 1935; Физиология двигательного аппарата, изд-во «Практическая медицина», 1927, вып. 1; Физиологический покой и лабильность как биологический фактор, «Учёные записки Ленинградского университета», 1937, т. 17; Университетская школа физиологов в Ленинграде за 20 лет советской жизни, «Физиологический журнал», 1937, т. XXIII, в. 4—5 и «Успехи современной биологии», 1937, в. 3.

 

                 Словарь терминов.

Физиология (от греч. phýsis – природа) животных и человека, наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций.

Онтогенез (ontogenesis; греч. on — сущее + genesis — происхождение) — индивидуальное развитие живого существа, совокупность преобразований (морфологических, физиологических, биохимических и др.) организма  от зарождения и до конца жизни (история  развития организма).

Констелляция  нервных центров (лат. constellatio — созвездие). В нейрофизиологии совокупность нервных центров, объединенных единством действий.

Фармакология (от греч. pharmakon – лекарство), медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле – наука о физиологически активных веществах вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Ухтомский Алексей Алексеевич

                        (1875-1942)

        

 

 

 

 

 

 

                       Литература.

1) Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003

2) Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь, Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003

3) Петровский А.В., Ярошевский М.Г (ред.) Краткий психологический словарь, Политиздат, Москва, 1985

4) История психологии в лицах: персоналии. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005

5) Большая биографическая энциклопедия. 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Федеральное  агентство по образованию.

    Читинский  Государственный университет.

Кафедра Автоматизаций  Производственных Процессов.

 

 

 

 

 

 

   Реферат на тему: Ухтомский Алексей Алексеевич.

    

 

 

 Студента института технологических и транспортных систем, группа ИД-10.

                               Малова Сергея.

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 2010                                                 

 

 

 


Информация о работе Ухтомский Алексей Алексеевич