Физиологическая оценка физического развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:38, реферат

Краткое описание

Известно, что физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния здоровья детей. Состояние физического развития зависит от врожденных особенностей, а также от условий окружающей среды, в которой растет и формируется организм. К проведению обследования физического развития детей, в частности антропометрии следует допускать подготовленных медицинских работников, так как техника и методы антропометрических измерений требуют определенных знаний и практических навыков

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Особенности развития детей дошкольного возраста и их оценка. . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

реферат оценка здоровья.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

 

Своевременное прорезывание молочных зубов.

     Зубы закладываются  около 40-го дня эмбриональной  жизни. Ребенок рождается, как  правило, без зубов. Прорезывание  зубов - акт физиологический, первые  зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов - 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. С 5—6 лет зубы начинают выпадать, сменяясь постоянными.

Развитие движений.

     В конце  1-го -- 2-го года ребенок осваивает  самостоятельную ходьбу. Некоторые  детишки, умея ходить, после года  продолжают и ползать, а подчас передвижение на четвереньках предпочитают ходьбе. Способы ползания совершенствуются и варьируются. Однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза; дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Эти компоненты ползания уже были частично освоены ребенком на 1-м году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки.

     Некоторое  время малыш продолжает ходить "боком". Ребенок 12 -- 15 месяцев  при ходьбе может не держаться  за опору, но он еще не  способен из такого положения  повернуться назад, чтобы достать  игрушку. Это станет возможным  только к полутора годам.

     В вертикальном  положении малыш не в состоянии  полностью выпрямить бедра, из-за  чего он стоит "животом вперед", а ноги его несколько развернуты.

     Когда малышу 1,5 года, он начинает передвигаться  по-новому -- согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук и плечевого пояса, формируются согласованные (реципрокные) движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.

     Возрастание  устойчивости туловища в вертикальном  положении способствует развитию  движений ног. Бедра и колени  свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), благодаря чему появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы -- так называемый перекат.

   С полутора лет  малыш начинает легко вставать  без поддержки из положения  на животе и на спине. Затем  он постепенно осваивает различные  комбинированные движения. Например, учится подниматься вверх и  спускаться вниз по ступенькам.

      В конце  2-го года ребенок уже способен  идти назад, пытается бегать. Такое  поступательное развитие моторики  становится возможным благодаря  совершенствованию функции равновесия. Формируется равномерный ритм  шага.

     В возрасте  от полутора до 2 лет продолжают  совершенствоваться ручные действия, требующие супинации предплечья, и ребенок научается поворачивать  ручку двери, высыпать предметы  из ящиков.

     Развитие координированного  произвольного разгибания пальцев  и активное использование большого  пальца составляют основу для  совершенствования манипулятивной деятельности.

          С развитием дифференцируемых  и контролируемых движений в  лучезапястном суставе ребенок  получает возможность одновременно  действовать обеими руками, но  по-разному. 

К концу 3-го года жизни координация  движений у ребенка уже достаточно развита.

Таким образом, благодаря  интенсивному развитию двигательных функций  ребенок к 3 годам уже владеет  способами употребления многих предметов, а также начальными навыками самообслуживания.

     Помимо антропометрических измерений отмечается тонус мышц, тургор тканей, характер жироотложения и т. д. Определять толщину подкожножирового слоя следует не на одном каком-либо участке, а в различных местах (на груди — между соском и грудиной, на животе — на уровне пупка, на спине — под лопатками, на конечностях — на наружной поверхности бедра и плеча, на лице — в области щек). В зависимости от толщины подкожножирового слоя говорят о нормальном, избыточном и недостаточном отложении жира. Обращается внимание на равномерное (по всему телу)  или неравномерное распределение подкожножирового слоя.

     Определение  тургора мягких тканей проводится  путем сдавливания большим и  указательным пальцами правой  руки кожи и

 всех мягких тканей  на внутренней поверхности бедра  и плеча, при этом воспринимается  ощущение сопротивляемости или  упругости, называемое тургором. Если тургор снижен, то при  сдавливании определяется ощущение  вялости или дряблости.

     Тонус мышц  определяется при помощи пассивного  сгибания  и разгибания верхних  и нижних конечностей. По степени  сопротивления, которое возникает  при пассивных движениях, а  также по консистенции мышечной  ткани, определяемой на ощупь,  судят о тонусе мышц. У здоровых  детей тонус и масса мышц  на симметричных местах должны  быть одинаковыми.

     Анатомо-физиологические  особенности органов и систем.

     Кожа утолщается, становится более эластичной  и стойкой к механическому  воздействию, количество кровеносных  сосудов в ней уменьшается,  но еще относительно велико. К  6 годам строение дермы приближается  к таковому у взрослых, но кератинизация рогового слоя эпидермиса еще не закончена. Толщина волос увеличивается с 0,08 мм в конце первого года жизни до 0,2 мм к 6—7 годам.

   Интенсивность обмена  в костной ткани снижается.  Содержание кальция в скелете  увеличивается со 179 г в 3 года  до 239 г в 6 лет. Окостенение  скелета не закончено, в нем  еще много хрящевой ткани. К  четвертому году жизни значительно  уменьшается поясничный лордоз, в связи с чем исчезает свойственное детям раннего возраста выпячивание живота. К 5—6 годам форма позвоночника становится такой же, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна.

  Рост лицевого черепа  опережает рост мозгового, продолжают  формироваться придаточные пазухи  носа (околоносовые пазухи). К 4 годам  развивается нижний носовой ход.

 К 7 годам завершается  формирование грудной клетки. Ребра  постепенно принимают такое же  расположение, как у взрослого,  развивается дыхательная мускулатура,  появляется так называемое реберное  дыхание.

 До 6—7 лет голосовая  щель, трахея и бронхи остаются  узкими. Слизистая оболочка дыхательных  путей нежная, богата кровеносными  сосудами. Увеличиваются масса легких, число альвеол, просвет бронхиол. К 5—7 годам заканчивается формирование структуры ацинуса. Дыхательный объем возрастает со 114 мл в 3 года до 156 мл в 6 лет, минутный объем дыхания — соответственно с 2900 до 3200 см3. К 6 годам потребность в кислороде достигает максимальной величины — 9,2 мл/мин/кг (что вдвое выше, чем у взрослых). Дыхание становится более глубоким и редким, на одно дыхательное движение приходится 31/2—4 удара пульса. Частота дыханий уменьшается с 30—35 в 1 мин в 1 год до 23—25 в 1 мин к 5—7 годам. При аускультации легких до 5—7 лет определяется пуэрильное дыхание.

 Сердечно-сосудистая система становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений. Форма и расположение сердца почти такие же, как у взрослых. Границы относительной сердечной тупости в 2—6 лет: верхний край — второе межреберье, левый край — на 1—2 см кнаружи от левой среднеключичной линии, правый край — немного кнутри от правой окологрудинной линии (не доходит до середины расстояния между правой окологрудинной линией и правым краем грудины). Верхушечный толчок сердца при осмотре определяется в пятом межреберье, несколько кнаружи от правой среднеключичной линии.

 Постепенно урежается частота сердечных сокращений: в 3 года она составляет 105 ударов в 1 мин, в 5 лет — 100 ударов в 1 мин, в 7 лет — 85—90 ударов в 1 мин. АД повышается в среднем с 95/60 мм рт. ст. в 3—4 года до 100/65 мм рт. ст. в 7 лет. Для ориентировочного расчета артериального давления можно пользоваться следующими формулами: для систолического АД — 90 + 2n, диастолического — 60 + n (n — возраст в годах).

 Происходит дальнейшее  развитие желудочно-кишечного тракта. С 2 до 5 лет длина пищевода увеличивается  с 13 до 16 см, диаметр — с 13 до 15 мм, расстояние от зубов до  входа в желудок — с 22,5—24 до 26—27,9 см. Возрастают масса и емкость желудка, удлиняется кишечник. Повышаются масса и размеры поджелудочной железы и печени, совершенствуются их функции. У детей 5—7-летнего возраста нижний край печени выступает из-под правой реберной дуги на 1—2 см по среднеключичной линии. В связи с увеличением секреции пищеварительных желез, повышением активности пищеварительных ферментов более совершенным становится пищеварение. Частота опорожнений кишечника 1—2 раза в сутки.

 Увеличиваются масса  и размеры почек. С 5 лет строение  клубочка нефрона такое же, как  у взрослых. Число мочеиспусканий  уменьшается с 10 раз в сутки  в 3 года до 6—7 в 7 лет. В  3 года ребенок выделяет до 800—900 мл мочи в сутки, в 7 лет — до 1000—1300 мл. Клиренс эндогенного креатинина соответствует показателям взрослых.

 Развивается кроветворная  система, возрастает масса костного  мозга. Изменяется состав крови  (Кровь): в 4—5 лет происходит  повторный перекрест в лейкоцитарной  формуле, когда число нейтрофилов  и лимфоцитов практически выравнивается.  Увеличиваются масса вилочковой  железы, масса и размеры селезенки.  Продолжает возрастать число  лимфатических узлов, развивается  лимфоидный аппарат носоглотки, желудочно-кишечного тракта.

 Происходит дальнейшее  совершенствование иммунной системы,  нарастает уровень комплемента.  Повышается синтез иммуноглобулинов: содержание в крови иммуноглобулинов  М достигает уровня взрослого  человека к 4—5 годам, а иммуноглобулинов G — в 5—6 лет. Уровень иммуноглобулинов А в дошкольном возрасте ниже, чем у взрослых.

 Развиваются железы  внутренней секреции. Совершенствуется  гипоталамо-гипофизарная система,  увеличиваются размеры гипофиза. Достаточный уровень секреции  тройных гормонов гипофиза обеспечивает  нормальную динамику роста ребенка  и правильное функционирование  периферических желез внутренней  секреции. Возрастает масса щитовидной  железы, гормоны которой необходимы  не только для процессов роста,  но и для дифференцировки ц.н.с., нормального интеллектуального и психомоторного развития ребенка. Продолжается дифференцировка зон в коре надпочечников. Существенных изменений в уровне половых гормонов не происходит, но отмечается дальнейшее развитие половых желез (яичек, яичников), их «подготовка» к периоду полового созревания увеличивается масса паращитовидных желез.

 Продолжается развитие  центральной и периферической  нервной систем. Возрастает масса  головного мозга. Совершенствуются  проводящие пути ц.н.с. и нервные окончания в цефалокаудальном направлении: к 3—5 годам в основном завершается миелинизация нервных волокон. После 3 лет появляются шейное и поясничное утолщения спинного мозга, его масса к 3—5 годам утраивается по сравнению с массой при рождении.

 Происходит дальнейшее  развитие органов чувств. Заметно  увеличиваются размеры и масса  глазных яблок. У детей 6 лет  еще продолжаются процессы формирования  рефракции, начинает развиваться  глубинное зрение. К 6 годам острота  зрения достигает 0,86. Объемное  восприятие предметов и способность различать цвета хуже, чем у детей школьного возраста. Повышаются острота слуха и способность к дифференцировке звуков. В 6-летнем возрасте острота слуха на слова ниже, чем на тоны. Улучшается обоняние — возрастают чувствительность к запахам и способность к их дифференцировке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, мы рассмотрели  особенности физического воспитания  детей дошкольного возраста; основные  способы и правила их оценки.

     Под физическими  качествами и способностями мы  понимаем такие качества и  способности, которые характеризуют  его физическое состояние, это  - прежде всего состояние его  морфофункционального развития: конституция  его организма и физиологические  функции последнего. К числу признаков,  характеризующих конституцию организма,  относятся, в частности, такие  показатели его телосложения, как  рост, вес, окружность тела и  др. Среди разнообразных физиологических  функций человеческого организма  особо следует отметить двигательную  функцию, которая характеризуется  способностью человека выполнять  определенный круг движений и  уровнем развития двигательных (физических) качеств.

     И, конечно,  в раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гигиена детей и подростков  под ред. В. Н. Кардатенко - М. - Медицина - 1980 - с. 41-115

2. Козлов В.И. и др. Физиология  развития ребенка. М., 1983. - 15 с.

3. Вельтищев Ю.Е., Ветров В.П. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребёнка. - М., 2000. - 165 с.

4. Оценка физического  развития детей: Метод. указания / Сост. Краснов В.М., Григорьева М.Н., Краснов М.В., Пискунова А.И., Кустова В.Г. - Чуваш. ун-т., Чебоксары, 2002. - 56 с.

Информация о работе Физиологическая оценка физического развития детей дошкольного возраста