Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 21:55, контрольная работа
1. Физиологические и психологические особенности подросткового периода
2. Классификация современных средств контрацепции
3. Работа акушерки в плане сохранения репродуктивного здоровья юных матерей
План:
Физиологические и психологические особенности подросткового периода
В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности
С учетом соматического, психологического
и социального созревания можно
считать оптимальным
Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека, недаром его считают критическим, трудным. Именно в этот период завершается формирование всех морфологических и функциональных структур организма; под влиянием половых гормонов происходит нейроэндокринная перестройка, заметно меняется тонус вегетативной нервной системы, регулирующей темпы роста и характер функционирования внутренних органов, интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате чего окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма.
Подростковый возраст — реально существующий период в жизни человека, когда он уже не ребенок, но еще не взрослый. Можно выделить следующие особенности подростков:
К биологическим особенностям организма подростка относят физиологические и соматические (морфологические, в том числе и половые). Физиологические особенности характеризуются выраженной нестабильностью эндокринной и вегетативной регуляции всех соматических функций, а также настроения. Это обусловлено тем, что организм в это время находится в состоянии непрерывного роста и развития. Девушек-подростков отличают сниженная выносливость к физическим нагрузкам, повышенная ранимость по отношению к психическим, физическим факторам, в том числе и экологически обусловленными. Эндогенные (очаговая инфекция) и экзогенные (курение, алкоголь, токсичные вещества и наркотики) интоксикации наносят организму девушки большой вред
В 11—12 лет у девочек резко увеличивается длина тела — происходит так называемый пубертатный скачок роста, обычно предшествующий непосредственно менархе. В пубертате окончательно определяются индивидуальные типологические особенности пропорций тела, завершается формирование признаков полового диморфизма.
Соматическое развитие девочек, занимающихся спортом с интенсивными физическими нагрузками, например, спортивной гимнастикой, отстает приблизительно на 2 года от соответствующих показателей у их сверстниц, не занимающихся спортом
Важная особенность пубертатного периода — возникающее у части подростков несоответствие между календарным и биологическим возрастом. Сложность состоит в том, что в первой половине пубертата биологический возраст девушки может несколько отставать от календарного или опережать его. К сожалению, родители, учителя и даже врачи привыкли ориентироваться лишь на календарный возраст подростков, тогда как биологическая, психическая и психологическая реактивность в большей степени определяются именно биологическим возрастом. При несоответствии биологического возраста календарному у девушек возникает ряд психологических и социальных проблем, в частности, им труднее выполнять учебные задания. В тех классах, где при одинаковом календарном возрасте у одних девушек половое созревание еще только началось, у других — в полном разгаре, а у третьих — уже завершается, подростки испытывают определенную напряженность.
Поскольку при нормальном развита девушка, например, в 12 лет может иметь не только различный рост, но и разные стадии полового созревания (от II до IV), врач любой специальности, работающий с подростками, должен уметь оценивать так называемую физиологическую зрелость подростка. Это понятие подразумевает достижение определенного соматического статуса, стадии полового развития и поведенческих реакций.
Применяют 3 различных способа определения биологического возраста. Его можно оценивать по зубной формуле (зубная зрелость) — по числу прорезавшихся постоянных зубов. Этот способ наиболее прост, но эффективен лишь в диапазоне от 6 до 13 лет.
Оценка развития вторичных половых признаков и наружных половых органов (половая формула, стадия полового развития) достаточно проста. Эти показатели обычно соответствуют календарному возрасту в 10-15 лет.
Наконец, скелетная зрелость, определяемая по степени окостенения костей запястья, кисти и предплечья на рентгенограмме левой кисти, позволяет с наибольшей точностью определять биологический возраст обследуемых в максимально широком диапазоне, вплоть до 17-18 лет. Методика безвредна, так как облучению подвергается лишь запястье и кисть
К неблагоприятным вариантам течения пубертата относится так называемая «интенсификация развития», проявляющаяся ускорением темпов физического и полового созревания, когда, независимо от сроков начала, половое развитие происходит за 2-3 года. У таких девушек наблюдают более высокую,распространенность артериальных гипертензий, нарушений опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, остеохондропатии и др.), функциональных расстройств внутренних органов и неврозов
Наряду с физическим развитием, в пубертате происходит перестройка психического статуса, уровня сознания — ведущей формы психической деятельности. Психологические особенности подростков должны учитывать не только родители и педагоги, но и медицинские работники
Психологические
особенности подросткового
Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Характерна для подростков
полярность психики:
- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
неустойчивость;
- Повышенная самоуверенность, безаппеляционность
в суждениях быстро сменяется ранимостью
и неуверенностью в себе;
- Потребность в общении + желание уединиться;
- Развязность в поведении + застенчивость;
- Романтизм + цинизм, расчетливость;
- Нежность, ласковость + жестокость
В подростковом возрасте формируются и закрепляются навыки и стереотипы поведения, во многом определяющие дальнейший образ жизни. У части подростков выявляются патологические поведенческие реакции, формирующиеся на основе биологических и социально-психологических предпосылок. В это время нередко приобретаются и затем иногда закрепляются вредные привычки, неблагоприятно сказывающиеся на соматическом и репродуктивном здоровье девушек, — курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания.
Первая менструация (менархе) — главный признак полового созревания женского организма, указывающий на способность к зачатию. У большинства девочек менархе наступает в 11—13 лет. I
В России традиционно беременность и рождение детей были связаны с замужеством, половая жизнь до брака практически никогда не обсуждалась обществом. Однако в реальности около 60% молодых людей имеют опыт половой жизни до 18 лет. Некоторые подростки начинают половую жизнь с 12—13 лет.
В последние десятилетия во всем мире отмечены снижение возраста начала полового созревания и увеличение возраста вступления в брак и рождения первого ребенка.
Таким образом, «период опасности» (нежелательной подростковой беременности, возможности заразиться ИППП) в юношеском возрасте значительно увеличивается
По данным мировой статистики, частота беременности среди подростков продолжает расти. На долю юных женщин России приходится около 6% абортов. Этот показатель остается одним из самых высоких среди экономически развитых стран. В возрастной группе до 20 лет наблюдается самая высокая частота абортов, произведенных при сроке беременности более 12 нед. Следует отметить, что частота осложнений после абортов у подростков в 2-2,5 раза выше, а материнская смертность в 5-8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста По данным ВОЗ, самый высокий уровень заболеваемости ИППП отмечается у молодежи - в возрастной группе 15-24 лет, а 2/3 из тех, кто заболевает СПИДом, инфицируются в возрасте до 25 лет.
Очень важно помочь подросткам пройти этот этап их жизни с наименьшими потерями. Чрезвычайно важно, чтобы каждый молодой человек осознал, что, соблюдая правила безопасного сексуального поведения, он защищает себя от ИППП, включая ВИЧ-инфицирование.
Молодые люди в подростковом возрасте должны быть информированы о том, как сохранить свое репродуктивное здоровье. В то же время некоторые подростки нуждаются в индивидуальной работе с ними несколько раньше.
Классификация
современных средств контрацепц
По заключению ВОЗ, «подростковый возраст как таковой не является основанием для отказа от какого либо метода контрацепции...».
Контрацепция — (от латинского: contra — против и conceptio — зачатие, восприятие) — метод контроля над рождаемостью, а также сохранением здоровья женщины.
Классификация контрацептивных средств
1. Методы естественного планирования семьи:
Требования к контрацептивам: высокая эффективность, простота применения, обратимость действия; к дополнительным требованиям можно отнести доступную цену и возможность конфиденциального применения
Методы естественного планирования семьи
Метод прерванного полового акта (coitus interruptus)
Преимущества: немедленная эффективность; не влияет на лактацию; метод не связан с какими-либо материальными затратами; не требует химических средств или инструментов.
Недостатки: низкая эффективность (4—18 беременностей на 100 женщин в течение 1-года использования); снижение эффективности из-за возможного наличия спермы в уретре, сохранившейся после недавней (менее 24 часов назад) эякуляции; возможно снижение сексуальных ощущений у партнеров; не защищает от заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП).
Метод противопоказан мужчинам, страдающим преждевременной эякуляцией, испытывающим трудности с самоконтролем, имеющим психические расстройства.
Метод лактационной аменореи (МЛА)— использование грудного вскармливания в качестве метода предохранения от беременности. Основан на физиологическом эффекте, заключающемся в подавлении овуляции благодаря сосанию ребенком груди матери.
При использовании МЛА обязательно должны соблюдаться 3 условия: регулярное грудное вскармливание (не реже, чем через 4 часа с 6-часовым ночным перерывом); наличие аменореи; использовать метод не более 6 месяцев после родов.
Преимущества МЛА: достаточно высокая эффективность (1-2 беременностей на 100 женщин в первые 6 месяцев использования); немедленное действие; не связан с половым актом; нет побочных эффектов; не нужен специальный медицинский осмотр; имеет преимущества для ребенка: пассивная иммунизация и наилучший источник питательных веществ.
Информация о работе Физиологические и психологические особенности девочек подростков