Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:35, лекция
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни) формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.
Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям: росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.
Сравнивая изменения этих показателей в различные возрастные периоды, врач-педиатр может судить о нормальном физическом развитии ребенка или возникших отклонениях (паратрофии либо гипотрофии).
ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое И Психомоторное Развитие Ребенка
1. Физическое Развитие Детей. Биологическая Акселерация
Термин «физическое
Оценивают физическое развитие детей
по антропометрическим показателям: росту,
весу тела, окружности головы, грудной
клетки.
Сравнивая изменения этих показателей
в различные возрастные периоды, врач-педиатр
может судить о нормальном физическом
развитии ребенка или возникших отклонениях
(паратрофии либо гипотрофии).
В настоящее время, наблюдая за детьми,
педиатры отмечают, что от десятилетия
к десятилетию рост детей увеличивается,
а половое созревание наступает в более
раннем возрасте. Это явление получило
название акселерации (от лат. acceleratio –
«ускорение»).
Процесс акселерации касается всех стран
мира, в том числе и России.
Длина тела детей в возрасте 15 лет за 100
лет увеличилась на 19–20 см.
Рост 7-летнего ребенка в настоящее время
соответствует росту 9-летнего ребенка
100 лет назад, а 15-летнего подростка – 17-летнему
юноше. Ускорился и срок биологического
созревания. Об этом свидетельствуют более
ранние, чем несколько десятилетий назад,
сроки появления ядер окостенения, прорезывания
постоянных зубов, прекращения роста,
а также полового созревания. Происходит
также более быстрое развитие мышечной
силы, о чем свидетельствуют постоянно
изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые
спортивные рекорды, которые теперь все
чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми
спортсменами.
В то же время имеются определенные сведения
о более частой диспропорции развития
отдельных систем организма (гетеродинамии).
Это касается соотношения развития скорости
увеличения в длину скелета и мышц, развития
сердечно-сосудистой и других систем.
Акселерация, вероятно, обусловлена изменением
генотипа, развивающегося вследствие
большой миграции населения и образования
смешанных браков. Нельзя исключить и
роль социальных условий, так как темп
акселерации выше при оптимальных условиях
для развития детей. Например, темпы акселерации
детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых,
а среди городского населения выше, чем
среди сельского. Истинная акселерация
сопровождается увеличением продолжительности
жизни и репродуктивного периода взрослого
населения.
Следует отличать истинную акселерацию
от ускоренного развития детей, обусловленного
перекармливанием (особенно за счет белка).
Это может быть причиной омолаживания
патологии у взрослых (например, ожирения,
гипертонической и ишемической болезней,
сахарного диабета и др.).
В связи с происходящими изменениями
сроков развития, скорости нарастания
массы тела и других показателей физического
развития должны периодически пересматриваться
нормативы, которыми располагают педиатры,
причем целесообразно пользоваться для
оценки физического развития региональными
нормативами.
2. Физическое И Психомоторное Развитие Детей В I Полугодии
Вес тела доношенного
Прибавка массы тела с 1 по 6-й месяцы: 1-й
месяц – 600 г, 2-й месяц – 800 г, 3-й месяц –
800 г, 4-й месяц – 750 г, 5-й месяц – 700 г, 6-й месяц
– 650 г. В среднем за 6 месяцев здоровый
ребенок прибавляет в весе 4 кг 300 г.
Для ориентировочного расчета долженствующей
массы тела в I полугодии жизни можно использовать
формулы:
1) масса тела может быть определена как
сумма:
Масса тела при рождении
+ 800 г х n,
где n – число месяцев в течение I полугодия;
800 г – средняя ежемесячная прибавка массы
тела в течение I полугодия;
2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г,
за каждый недостающий месяц вычитается
по 800 г.
Длина тела доношенного новорожденного
колеблется в пределах от 46 до 56 см. Темпы
роста младенцев очень быстрые. Так, за
первые 3 месяца дети прибавляют в росте
в среднем по 3 см в месяц, с 4 по 6-й месяц
– по 2,5 см. Таким образом, в I полугодии
ребенок вырастает на 16,5 см.
Для расчета долженствующего роста в
I полугодии жизни ребенка можно пользоваться
формулой: ребенок 6 месяцев имеет длину
тела 66 см, за каждый недостающий месяц
из этой величины вычитается по 2,5 см.
При рождении окружность головы в среднем
равна 34–36 см. В дальнейшем она растет
достаточно быстро и отражает общие закономерности
биологического развития ребенка. Ориентировочно
окружность головы в I полугодии жизни
можно оценить по формуле: окружность
головы 6-месячного ребенка равна 43 см,
за каждый недостающий месяц из 43 см нужно
вычесть 1,5 см.
Окружность груди отражает как степень
развития грудной клетки, тесно коррелируя
при этом с функциональными показателями
дыхательной системы, так и развитие мышечного
аппарата грудной клетки и подкожного
жирового слоя на груди. Окружность груди
при рождении в среднем равна 32–34 см. Она
несколько меньше, чем окружность головы;
в 4 месяца эти окружности сравниваются,
а затем скорость увеличения грудной клетки
опережает рост головы. Для ориентировочной
оценки окружности грудной клетки у детей
в I полугодии можно пользоваться формулой:
окружность грудной клетки 6-месячного
ребенка равна 45 см, за каждый недостающий
месяц нужно из 45 см вычесть 2 см.
Психомоторное Развитие Детей В I Полугодии
В возрасте 2 месяцев ребенок
спокойно бодрствует, подолгу рассматривает
висящие над ним игрушки,
В 3 месяца ребенок на обращенную к нему
речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными
движениями рук и ног. Долго лежит на животе,
поддерживаемый под мышки, крепко упирается
ногами, согнутыми в тазобедренных суставах,
хорошо держит голову.
В 4 месяца он начинает гулить, по звуку
определяет местонахождение предмета,
издающего звук, подолгу занимается висящими
над кроваткой игрушками.
В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает
пузыри, узнает близких ему лиц, различает
интонацию, с которой к нему обращаются.
Движения его рук четкие, он берет погремушку
и долго держит ее в руке. Переворачивается
со спины на живот, крепко упирается ножками,
стоит при поддержке.
В 6 месяцев он начинает произносить отдельные
слова («ма», «ба», «да» и др.). Свободно
сам берет игрушку и подолгу ею играет.
Переворачивается с живота на спину, начинает
передвигаться по манежу, немного подползая.
При виде подносимой пищи сам открывает
рот, хорошо ест из ложечки.
3. Физическое И Психомоторное Развитие Детей Во II Полугодии
В 6 месяцев здоровый ребенок
весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц
он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц –
550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г,
за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким
образом, за II полугодие ребенок прибавляет
в весе 2 кг 850 г и к году должен весить в
среднем 10,5 кг.
Для II полугодия жизни ориентировочную
массу тела можно рассчитать по формулам:
1) масса тела при рождении + плюс прибавка
массы тела за II полугодие:
(800 х 6) + 400 х (n – 6),
где n – возраст в месяцах;
400 г – средняя ежемесячная прибавка массы
тела за II полугодие;
2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г,
за каждый последующий месяц прибавляется
по 400 г (у детей до 12 месяцев).
Рост ребенка с 7 по 9-й месяц увеличивается
ежемесячно на 2 см, а с 9 по 12-й месяц – на
1,5–1 см. Таким образом, во II полугодии ребенок
вырастает на 10 см.
Окружность головы 6-месячного ребенка
равна 43 см, в дальнейшем окружность головы
за каждый последующий месяц увеличивается
на 0,5 см.
Окружность груди у детей в 6 месяцев равна
45 см, за каждый последующий месяц (до года)
она увеличивается на 0,5 см.
Молочные зубы прорезываются в следующие
сроки: центральные нижние и верхние резцы
– в период от 6 до 9 месяцев, боковые нижние
и верхние резцы – от 9 до 12 месяцев.
В конце года жизни у ребенка имеется
обычно 8 зубов.
Психомоторное Развитие Детей Во II Полугодии
В 7 месяцев ребенок подолгу
лежит, играя погремушкой,
Хорошо ползает, легко садится, держась
за пальцы взрослого; стоит, держась за
барьер.
В 8 месяцев он громко повторно произносит
различные слоги, ищет и находит глазами
предметы, когда их называют. Выполняет
по просьбе движения «ладушки». Игрушками
постукивает, рассматривает их.
Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь
руками за барьер, сам встает, стоит и переступает
вдоль барьера.
В 9 месяцев он отвечает на заигрывание
«догоню, догоню», играет в прятки, выполняет
по просьбе взрослых некоторые движения
– «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными
игрушками и предметами занимается по-разному.
Свободно ходит, слегка придерживаясь
за предметы, хорошо ходит при поддержке
за обе ручки, ходит за каталкой.
В 10 месяцев он знает название некоторых
предметов и имена людей, повторяет за
взрослыми разнообразные звуки и слоги.
В 11 месяцев он выполняет несложные поручения,
сосредоточенно играет; накладывает один
предмет на другой, снимает и надевает
кольцо и др.
Самостоятельно (без поддержки) стоит,
ходит при незначительной помощи взрослых.
В 12–13 месяцев он произносит первые осмысленные
слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает
самостоятельно ходить и пить из чашки.
Таким образом, в течение года жизни ребенок
приобретает основные двигательные умения
и некоторые навыки. Двигательные навыки
обычно развиваются в более ранние сроки,
если с ребенком занимаются, и со значительным
отставанием, если у малыша ограничены
движения из-за неправильного ухода, болезней.
Масса тела грудного ребенка. Определения массы тела детей с момента рождения до трех лет проводят на чашечных весах.
Техника взвешивания: сначала взвешивается пеленка. Она кладется так, чтобы края пеленки не свисали с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками – на узкую часть лотка. Ребенка можно посадить или положить на широкую часть лотка, ножки положить на узкую часть. Показания веса снимают с той стороны гири, где есть насечки, нижнюю гирю необходимо размещать только в имеющемся на нижней шкале гнезде. После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка необходимо из показания веса высчитать вес пеленки.
Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм. Посредине плоскости предварительно уравновешенных весов размещают раздетого ребенка. Показания весов снимают так, как и при взвешивании детей раннего возраста.
Средняя масса тела мальчиков при рождении составляет 3200 – 3400г, а девочек меньше – 3100-3300 г. Вообще, нормальной считают массу от 2500 до 4500г. Масса тела недоношенного ребенка составляет 2500 г и ниже. В течение первых дней жизни масса тела новорожденного снижается на 150-300 г(транзиторная (физиологическая) убыль массы) и составляет около 5 – 9 % от массы при рождении. Уменьшение ее больше чем на 10 % (свыше 300 г) считается патологической потерей массы. Физиологическая убыль массы предопределена следующими факторами:
- испарение влаги с кожи и при дыхании;
- мумификация пуповинного остатка;
- недостаточный объем питания и питья в первые дни жизни;
- рвота околоплодными водами, проглоченными во время родов;
- относительным голоданием;
- отхождением мекония, мочи.
Восстановление начальной массы тела у новорожденных происходит согласно двух вариантов:
И. Идеальный (или тип Бюдена): потеря массы к 3-4 дню и восстановление начального уровня к 7-10 дню жизни (25 % новорожденных).
ІІ. Медленный тип (тип Писса): потеря массы тела в течение 3-4 дней с задержкой на минимальном уровне на 1-3 дня и медленным восстановлением начальной массы к 12-15 дню (у 70-75 % детей).
ДЛИНА ТЕЛА. Под длиной понимают размер ребенка с ног до головы при измерении в положении лежа, горизонтально. Вертикальное измерение этого же размера, стоя носит название роста. Длина тела в известной мере отображает уровень зрелости организма.
Длину тела у детей первого года жизни измеряют в положении лежа с помощью специального ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. Головка ребенка должна плотно прилегать к неподвижной планке ростомера. Голова фиксируется так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимають к пяткам ребенка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками отвечает росту ребенка. Точность согласно такому измерению составляет ±0,5 см.
Если ребенку меньше 2-х лет и нет возможности измерить длину тела ребенка, в положении лежа, в таком случае проводится измерение роста в вертикальном положении и к результату измерения необходимо прибавить 0,7 см.
У детей старшего возраста рост измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. Перед измерением ребенку необходимо снять обувь. Ребенок стоит на площадке ростомера спиной к шкале. Он касается шкалы затылком, межлопаточным участком, ягодицами и пятками. Ребенок должен стоять ровно, живот подтянут, пятки вместе, носки врознь. Голова фиксируется таким же образом –, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Подвижная планка фиксируется на верхней точке головы без придавливания. Измерение роста детей от 1 до 3 лет проводится тем же ростомером только с использованием откидной скамьи для измерения роста сидя. Отсчет показателей ростомера проводят по левой шкале.
ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ измеряют с помощью сантиметровой ленты.
Для определения окружности головы сантиметровую ленту прикладывают сзади по наиболее выступающей точке затылка, спереди – по надбровным дугам. Начало сантиметровой ленты должно быть в левой руке. Ленту во время измерения не следует натягивать.
Информация о работе Физическое Развитие Детей. Биологическая Акселерация