Формы и методы воздействия государственных финансов на Здравоохранение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступногомедицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.
Представляет собой совокупность мер политического, экономического,социального, правового, научного,медицинского, санитарно-гигиенического,противоэпидемического икультурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ……………………….
4
1.1. Здравоохранение Российской Федерации: структура, особенности, значение…………………………….
4
1.2. Нормативно-правовая база регулирования здравоохранение в России…………………………………………………………
5
1.3. Анализ современного состояния здравоохранения в России…………………………………………………………. 7
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЗДРОВООХРАНЕНИЕ…...
9
2.1. Формы воздействия государственных финансов на здравоохранение…………………..
9
2.2. Методы воздействия государственных финансов на здравоохранение в Российской Федерации………..
11
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………
16
3.1. Основные проблемы здравоохранения в Российской Федерации………………………………………..
17
3.2. Перспективы развития здравоохраненияв Российской Федерации…………………………………………
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………... 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Здравоохранение РОССИИ.docx

— 72.71 Кб (Скачать файл)

3) Административно-хозяйственные  расходы (ст. 3) включают широкий перечень  затрат по обслуживанию лечебного  процесса.

4) Командировочные расходы (ст. 4) определяются  в соответствии с действующими  нормами.

5) В стационарах большое внимание  уделяется расходам на питание  больных (ст. 9), определяемым умножением  норм затрат на количество  койко-дней, планируемых в каждом  отделении.

6) В таком же порядке осуществляется  планирование расходов на приобретение  медикаментов и перевязочных  средств (ст. 10). С целью контроля за стоимостью медицинских услуг в расчет цен принимаются наиболее дешевые медикаменты.

7) Расходы на приобретение медицинского  оборудования и расходы на  приобретение мягкого инвентаря (ст. 12 и ст. 14) планируются в пределах  выделенных ассигнований и по  дифференцированным нормам в  зависимости от профиля отделений.

8) Затраты на капитальный ремонт  зданий (ст. 16) медицинских учреждений  определяются на основе финансово-сметных  расчетов в пределах выделяемых  бюджетных ассигнований. Прочие  расходы (оплата летных часов  санитарной авиации, организация  и проведение культурно-массовых  мероприятий среди больных и  др.) планируются на уровне прошлых  лет с учетом экономии.

Итог сметы - свод затрат по всем статьям расходов.

Общий объем бюджетных ассигнований на здравоохранение, физическую культуру и спорт в 2009 году составит 348,2 млрд. рублей, в 2010 году - 408,9 млрд. рублей, в 2011 году - 423,0 млрд. рублей, в том числе на здравоохранение - соответственно 329,4, 392,9 и 406,4 млрд.

В 2009-2011 гг. продолжается реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", направленного на повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего, в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета на его реализацию (включая межбюджетные трансферты) составят в 2009-2011 годах 286,2 млрд. руб.

В настоящие время система здравоохранения в РФ базируется на обязательном медицинском страховании. Обязательное медицинское страхование является частью государственной системы социального страхования. В основе системы обязательного медицинского страхования лежат следующие экономические и правовые принципы:

  1. Обязательное медицинское страхование распространяется на всех граждан страны независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и доходов. Все граждане страны имеют право на получение бесплатных медицинских услуг включенных в программу обязательного медицинского страхования.
  2. Программа обязательного медицинского страхования финансируется государством.
  3. Страховые взносы перечисляются на всех граждан, однако использование перечисленных ресурсов осуществляется только при обращении за медицинской помощью – принцип "здоровый платит за больного". Граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковое право на получение медицинских услуг.

Участниками программы обязательного медицинского страхования являются:

    • Застрахованные лица

Для неработающих граждан страхователем является государство в лице местных органов исполнительной власти.

Для работающих граждан страхователями являются предприятия и организации.

    • Учреждения осуществляющие программу обязательного медицинского страхования

Государственные и территориальные фонды реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования

Страховые медицинские организации, а также медицинские учреждения имеющие лицензию на право деятельности в области обязательного медицинского страхования и оказания медицинской помощи, включенной в программу обязательного медицинского страхования.

Финансирование программы обязательного медицинского страхования осуществляется из фондов государственного и нижестоящих бюджетов, средств различных предприятий и учреждений, благотворительных пожертвований граждан и пр.

    • Объем медицинской помощи предусмотренный программой обязательного медицинского страхования:
    • Обеспечение первичной и скорой медицинской помощи в неотложных ситуациях: роды, травмы, отравления;
    • Лечение в амбулаторных условиях больных с хроническими заболеваниями;
    • Лечение в стационарных условиях больных с острыми заболеваниями, травмами, медицинская помощь при родах и абортах;
    • Оказание медицинской помощи на дому гражданам, которые не могут самостоятельно посетить больницу;
    • Организация профилактических мероприятий которые включают детей, инвалидов, ветеранов войны, беременных женщин, больных туберкулезом и онкологическими заболеваниями, больных с психическими расстройствами, а также больных с инсультом и инфарктом миокарда;
    • Оказание стоматологической помощи в полном объеме детям, учащимся и студентам, беременным женщинам, матерям, имеющих детей до 3 лет, ветеранам войны;
    • Выдача медикаментов на льготных условиях (для больных с заболеваниями включенными в программу льготного обслуживания);

Таким образом, государство, используя различные финансовые формы и методы, призвано решить одну из важнейших задач – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами системы здравоохранения.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

3.1. Проблемы развития  здравоохранения в РФ

 

В первой половине 1990-х гг. была предпринята попытка реформировать систему финансирования российского здравоохранения. Она заключалась во внедрении системы обязательного медицинского страхования (ОМС), которая должна была заменить систему бюджетного финансирования, содействовать повышению экономической стабильности работы отрасли и росту эффективности использования ее ресурсного потенциала.

Но на деле старую бюджетную систему лишь частично заменили на страховую. В результате стало еще хуже: эклектическое сочетание бюджетной и страховой систем породило новую «болезнь» системы здравоохранения России – снижающийся уровень ответственности за ее финансирование.

Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе сегодня превратились в пустые декларации. Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий в 2008 году позволил установить дефицит их финансирования в 60 субъектах РФ.1 Платность медицинских услуг нарастает. Проведенные в последние годы обследования личных расходов населения на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги.2

Частота направлений больного участковыми врачами к специалистам у нас превышает 30% от числа первых посещений, в то время как в западных странах 4-10%. Уровень госпитализации и особенно длительность пребывания больных в стационаре в российском здравоохранении заметно выше, чем в европейских странах. Интегрированный показатель объемов госпитализации – число койко-дней на 1 жителя – почти в 2 раза выше, чем в среднем по Европейскому Союзу. 3

Проблемы функционирования современной системы ОМС могут быть условно разделены на финансовые и организационные. 4

К основным финансовым проблемам можно отнести следующие:

1. Острейшая  нехватка денежных средств в связи с отсутствием ощутимого экономического роста в стране и сохраняющимся остаточным принципом финансирования здравоохраненческой отрасли.

Доказано, что недостаточные объемы государственного финансирования здравоохранения приводят к ухудшению показателей здоровья населения, усилению неравенства между различными слоями населения в качестве и доступности медицинской помощи, приводит к обнищанию самых незащищенных слоев населения и резко снижает удовлетворенность населения медицинской помощью. Так, по результатам аудита Счетной палаты РФ выявлена зависимость между уровнем финансирования медицинской помощи и основными демографическими показателями (смертность трудоспособного населения, ожидаемая продолжительность жизни, младенческая смертность).1

Расходы на здравоохранение в России по итогам 2008 г. составляли 3,7% что несколько ниже, чем в соседней Беларуси (3,9%). Для примера, во Франции этот показатель равен 8,9%, в Великобритании 7,2%, в Австралии 6,5%.

 2. Недостаточное финансирование системы ОМС на страхование неработающего населения, которое имеет три основные причины:

- отсутствие  законодательной основы по размеру  страхового взноса на неработающее  население;

- неисполнение  закона о медицинском страховании  администрациями субъектов РФ  в части страховых взносов  на неработающее население;

- непогашение  сформировавшейся значительной  финансовой задолженности по  страховым взносам на неработающее  население в ряде субъектов  РФ.

3. Дефицит  финансового покрытия территориальных  программ ОМС.

Данная причина связана с отсутствием сбалансированности финансовых возможностей системы ОМС и объемов медицинской помощи, включенных в Базовую (а, соответственно и в территориальные) программу обязательного медицинского страхования, ежегодно утверждаемую Правительством РФ. Программа основана на минимальном подушевом нормативе.

4. Многоканальность  финансирования медицинских организаций.

Многоканальность финансирования (ОМС, добровольное медицинское страхование (ДМС), бюджет, платные медицинские услуги и т.д.) существенно снижает возможности контроля за использованием средств в ЛПУ.

В такой ситуации личный интерес «медицинского руководителя» начинает превалировать над интересами отрасли, а коммерческие интересы страховщика, работающего в ОМС и ДМС одновременно, - над социальной значимостью «бесплатного» здравоохранения. В результате граждане остаются абсолютно бесправными перед лечебным учреждением и одинаково заинтересованными в получении «живых» денег. Данные нарушения чрезвычайно распространены.

5. Многовариантность и отсутствие унификации способов оплаты медицинской помощи на сегодня, оказываемой как в стационарных, так в амбулаторно-поликлинических учреждениях системы здравоохранения.

Сохраняющиеся затратные способы оплаты и оплата медицинской помощи по смете являются недопустимыми на сегодняшний день. Многовариантность способов оплаты служит значительным препятствием при проведении межтерриториальных взаиморасчетов между ТФОМС за медицинскую помощь, оказанную гражданам за пределами территории их страхования.

6. Низкие  тарифы оплаты медицинских услуг.

Структура тарифов в системе ОМС формируется исходя из планируемого объема и выделяемого финансирования, а не расчетной стоимости лечения законченного случая.

7. Отсутствие  динамики в структуре расходов  по основным видам медицинской  помощи с сохранением наиболее  затратных видов ее оказания.

Так в 2001 и 2007 годах структура расходов (в %) по основным видам медицинской помощи была следующей: скорая помощь – 5,5 и 7,2; амбулаторно-поликлиническая – 29,0 и 31,5; стационарная - 64,0 и 58,6; дневные стационары – 1,5 – 2,7 (соответственно). 1

8. Отсутствие  позитивных перемен в системе  оплаты труда медицинских работников. Данная проблема порождает, в  значительной степени, одну из  важнейших негативных особенностей  российского здравоохранения на  сегодня - низкое качество оказания  медицинской помощи в российском  здравоохранении.

Основные организационные проблемы в системе ОМС заключаются в следующем.

1. Структурный  полиморфизм территориальных систем  ОМС, затрудняющий управление обязательным  медицинским страхованием, не позволяющий  оптимизировать и унифицировать  механизмы функционирования системы  ОМС на территории Российской  Федерации.

2. Отсутствие  законодательного решения ряда проблем деятельности системы ОМС.

3. Отсутствие  надлежащего государственного регулирования  по основным направлениям деятельности  страховой медицинской организации (СМО).

3.2 Перспективы развития здравоохранения в РФ

Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года 
  Целями развития здравоохранения являются: 
     - прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году; 
     - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет; 
     - снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году); 
     - снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.); 
     - снижение показателя материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.); 
     - формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения; 
     - повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации. 
  Задачами развития здравоохранения являются: 
     - создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни; 
     - переход на современную систему организации медицинской помощи; 
     - конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; 
     - создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий; 
     - улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования; 
     - повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду; 
     - развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении; 
     - информатизация здравоохранения.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на Здравоохранение в Российской Федерации