Храмовая медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:07, доклад

Краткое описание

С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезней. В мифологических представлениях появились злые боги (демоны) болезней и добрые боги здоровья. Народ связывал свои представления о здоровье и болезни с явлениями природы: богом здоровья был бог солнца, бог плодородия. Для жреческой, храмовой медицины основу представлений о болезни составляли демонологические воззрения на сущность болезни: болезнь представлялась злым духом, вселившимся в тело человека и вызывающим болезненные ощущения и явления; болезнь считалась следствием гнева богов, наказанием, посланным божеством. Дифференциация общественных функций в рабовладельческом обществе повела к тому, что в мифологии появилось множество богов, «ведающих» отдельными областями жизни: боги здоровья, боги — покровители медицины, боги врачей, покровители больных людей, богини-покровительницы беременных женщин

Вложенные файлы: 1 файл

ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА.docx

— 21.44 Кб (Скачать файл)

ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА

В течение длительного времени в рабовладельческом периоде медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины.

Слайд – определение.

С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезней. В мифологических представлениях появились злые боги (демоны) болезней и добрые боги здоровья. Народ связывал свои представления о здоровье и болезни с явлениями природы: богом здоровья был бог солнца, бог плодородия. Для жреческой, храмовой медицины основу представлений о болезни составляли демонологические воззрения на сущность болезни: болезнь представлялась злым духом, вселившимся в тело человека и вызывающим болезненные ощущения и явления; болезнь считалась следствием гнева богов, наказанием, посланным божеством. Дифференциация общественных функций в рабовладельческом обществе повела к тому, что в мифологии появилось множество богов, «ведающих» отдельными областями жизни: боги здоровья, боги — покровители медицины, боги врачей, покровители больных людей, богини-покровительницы беременных женщин. Жрецы, являвшиеся часто наиболее сведущими для своего времени людьми, считали себя посредниками между людьми и богами, умеющими с помощью молитв и жертвоприношений умилостивить богов и, следуя указаниям богов, возвращать утраченное здоровье.

 

С этой целью жрецы использовали потребность людей в лечебной помощи. Так возникла храмовая медицина. Однако жрецы не имели возможностей для удовлетворения потребности масс в лечебной помощи, кроме тех, которыми располагала народная медицина. Поэтому они применяли опыт народной медицины, но в особой, своеобразной форме: в виде ярких, поражающих воображение инсценировок, цель которых — внедрить в сознание масс идеологию господствующего класса. Храмовая медицина в силу этого оказалась тормозом в развитии медицины, творческая же роль по-прежнему принадлежала народной медицине.

Храмовая медицина Древнего Востока оставила глубокий след в медицине позднейших времен. Элементы ее можно встретить в медицине античной Греции, античного Рима и позже, вплоть до наших дней. Эти элементы всегда являлись оружием реакции в медицине. Чтобы распознать их, надо иметь о них отчетливое представление.

Наибольшее развитие храмовая медицина получила в Древнем Вавилоне.

В Древнем Вавилоне возникло так называемое астральное мировоззрение. В основе этого мировоззрения лежат наблюдения, сделанные вавилонянами в период их перехода к земледелию, о том, что разливы Тигра и Евфрата, в долинах которых вавилоняне развивали свое хозяйство, имеют связь с определенным положением планет и звезд на небосклоне. Для того временя это наблюдение было большим достижением практического народного знания, но жрецы использовали это открытие для своих целей. Они стали учить, что определенное стояние звезд на небе не просто связано с разливом рек, но что звезды управляют разливом рек. Затем они стали развивать взгляды о том, что звезды управляют не только разливом рек, но и всеми событиями на земле. В заключение жрецы поставили над звездами богов и внушали народу, что не звезды сами по себе правят миром, а боги управляют излучением, или эманацией, звезд. Человек оказывается «под счастливой звездой», если он -живет в-согласии с волей богов. Если же он согрешит, боги отступаются от него, звезды более не благоприятствуют человеку, его проследуют неудачи и болезни.

Учение о богах как вершителях судеб человека является центральным пунктом храмовой медицины. Храмовая медицина учила, что из всех эманаций важнейшей является эманация солнца. Ею управляет самый главный из богов — бог солнца. По его воле эманация солнца проникает в кровь человека, сообщая ему движение и теплоту.

Кровь, таким образом, считалась ближайшим источником и причиной всех жизненных свойств организма. На этом основании жрецы считали кровь самым главным деятелем в теле человека. Эта система взглядов получила название гематизма.

В трудах буржуазных историков медицины тематическая система вавилонских жрецов освещается вскользь, между тем она имеет серьезное значение для понимания некоторых моментов истории медицины. Это значение состоит в следующем. Из представления жрецов об эманации, несущей нам якобы жизнь, «одухотворяющей» нас, вскоре возникло представление о душе, которое легло в основу идеалистического направления в медицине. Идеалистические медицинские системы базировались на представлении о том, что не плотные, а жидкие элементы организма, «влаги» его, являются основными элементами организма, из числа же этих влаг самой главной считалась кровь. Главенствующая роль приписывалась крови на том основании, что именно она, а не какая-нибудь другая влага, должна считаться, по мнению авторов этих систем, носителем души, якобы дающей нам жизнь. Тематическая система вавилонских жрецов представляет собой одно из ранних проявлений идеализма в медицине.

Следующее положение, характеризующее храмовую медицину жрецов, состоит в том, что медицина объявляется жрецами не творением ума и рук человека, а «откровением» богов. Боги, учили жрецы, предусмотрели все; задача врачей поэтому не в том, чтобы углубить медицинские знания, а в том лишь, чтобы постигать «откровения» богов. В этом тезисе храмовая медицина выступает как открытый враг прогресса медицинской науки. Эту черту храмовой медицины также унаследовали идеалистические медицинские системы позднейших эпох.

Богов, будто бы давших людям медицинские знания, жрецы провозгласили «богами медицины». Из их числа назовем двух египетских богов. Первый из них — Тот; он назывался также носатым, потому что изображался с головой ибиса в знак того, что, по преданию, от этой птицы он научился делать клизму и это искусство передал людям.

Другой египетский бог медицины — Анубис; он изображался с головой пса и, по преданию, научил египтян бальзамировать трупы. Изображение этих богов с головой животного ясно говорит о том, что медицина в эпоху перехода к земледелию и к рабовладельческому строю, в том числе и храмовая медицина, находилась в тесной связи с медициной эпохи первобытной общины, в частности, с ее анимализмом.

Переходим к этиологии и терапии в системе храмовой медицины.

Об этиологии в системе храмовой медицины отчасти мы уже говорили выше.

Главной причиной болезни считался гнев богов.

В этом пункте учение жрецов соприкасается с представлениями о причине болезней в системе устрашающей медицины, с которой храмовая медицина, несомненно, имеет генетическую связь. Кроме того, жрецы учили, что как только боги отвернутся от грешника, на него набрасываются демоны. Демонов семь, но их может быть и кратное число от семи. Учение о демонах жрецы Вавилона весьма выразительно пропагандировали в своих заклятиях.

Вот текст одного из них: «Семеро их, семеро их!В подземной бездне семеро их... В недрах подземные бездн брошены они. Ни мужского они пола, ни женского... Они — разрушительные вихри, жен они не берут, детей не рождают, жалости и сострадания они не знают, молитв и просьб они не слышат... Они вскормленные на горах кони, враждуют они с Эа, могучи среди богов они, становятся на дороге, приносят горе в пути, злые они, злые они... Семеро их, семеро их, и еще раз семеро их» Самый опасный из демонов — некое женоподобное существо по имени Лабарту. Она живет в горах и камышах, имеет голову львицы, тело осла, кричит, как шакал, и изрыгает серу. Уже при рождении человека она налицо и ждет лишь повода, чтобы наброситься на него .

Анализируя вопрос о врачевании в эпоху первобытной общины, мы не могли установить в каком-либо ее периоде появления демонов, вызывающих болезни.

Они появились в храмовой медицине рабовладельческого общества, а не в народной медицине первобытной общины, как утверждали буржуазные историки медицины, стремящиеся вообще представить медицину возникшей из нематериальных истоков, чуть ли не из того же «божественного откровения», откуда выводили медицину вавилонские жрецы.

Какова была этиология болезней в храмовой медицине, такова оказалась и их терапия: если причиной болезни является гнев богов, терапия должна состоять в просьбах к богам сменить гнев на милость, после чего демоны сами отступятся от больного. На одной из вавилонских табличек изображен этот ритуал. Под изображением семи богов смирно стоят семь демонов, по сторонам постели — два жреца с кадилом, они взывают к богам, их мольбы услышаны, ибо тут же изображена Лабарту, убегающая «верхом и в лодке» .

Как уже говорилось, в храмовой медицине применялись лекарственные средства народной медицины. Однако свои терапевтические мероприятия жрецы облекали в форму таинственности: нельзя было просто назначить лекарство, его нужно было вывести из «откровения» богов. «Откровение» же узнавалось весьма незатейливым, но действующим на воображение приемом — гаданием. Наиболее распространены были гадания по внешнему виду внутренних органов животных (гаруспиции), по очертаниям капли масла на поверхности воды, по полету птиц и особенно по содержанию сновидений. Сновидения вызывались искусственно опием и гашишем. Эти снадобья, как известно, вызывают яркие галлюцинации. Во время галлюцинаций боги делали больным свои «откровения».

Толкование сновидений и гаданий являлось основанием для диагностики, терапии и прогноза; знания истинных причин болезней, знания целебных свойств растений не требовалось.

Для обучения искусству храмовой медицины при храмах устраивались медицинской школы. Такие школы были в Вавилонии в городах Урук и Борзиппа, в Египте в городах Гелиополь, Саис, в Индии — в Бенаресе и т. д. Буржуазные историки медицины ставят храмовой медицине в заслугу два обстоятельства. Bo-первых, в благодарность за излечение и выздоровление больные приносили в храм изображения тех органов, которые у них болели. Изображения делались из дерева, кости, бронзы и даже золота и серебра. По-гречески они назывались «анатэмата». Буржуазные историки считают, что эти анатэмата якобы явились началом науки о строении человека — анатомии. Таким образом, оказалось, что анатомия зародилась в храмах. По поводу этой «теории» можно возразить следующее: только при очень сильном воображении эти грубые подобия органов можно считать зачатками анатомии человека.

Никакой анатомии не было и не могло быть ни в храмах, ни вообще в странах Древнего Востока, ибо религия уже тогда запрещала секцию человеческих трупов. Если анатэмата и изображали внутренние органы, то животных, а не человека.

Вторая заслуга, приписываемая буржуазными учеными храмовой медицины, состоит в том, что последняя якобы положила начало пользованию целебными источниками.

Эта мысль является фальсификацией истории: целебные свойства источников открывал сам народ и притом задолго до появления храмов и жрецов. Жрецы впоследствии лишь использовали эти источники, устраивая там храмы и раздувая их славу с тем, чтобы привлекать к себе больных.

Cвязь мифологии Древнего Египта с врачеванием 
Египетская религия, существовавшая напротяжении почти четырех тысячелетий, базировалась накульте животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис идр. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось наголовном уборе фараона. Наряду ссоколом, пчелой икоршуном она олицетворяла царскую власть. Наамулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали ихоронили всвященных гробницах: кошек вгороде Бубастис, ибисов вгороде Иуну, собак вгородах своей гибели. Мумии священных змей хоронили вхрамах бога Амона-Ра. ВМемфисе вграндиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов смумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. Попредставлениям египтян душа умершего человека втечение 3тыс. лет находится втелах обожествленных животных иптиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания заубийство священного животного. 
Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. Иибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно -систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты. 
Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена. 
У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

 


Информация о работе Храмовая медицина